C 12.03.2018 комментарии принимаются только на эл. почту редакции:
[email protected]
Слюсарю – слюсарево. Бывший продюсер гробит государственную авиастроительную корпорацию по законам шоу-бизнеса?

2.07.2021
В рамках недавнего Петербургского международного экономического форума российская сторона вновь оказалась вынуждена оправдываться. Противоречия совместного проекта российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта CR929 под кураторством (гендиректора ПАО «Объединённая авиастроительная корпорация» - прим. «Компромат-Урал») Юрия Слюсаря ставят под вопрос возможность дальнейшего сотрудничества.
Особенно много шума наделало в своё время сообщение «Ведомостей» о том, что Китай не готов делиться с российскими партнёрами долей от продаж самолёта на китайском рынке. И стороны, пожалуй, можно понять.
Печальная история продаж самолётов SSJ100, из которых 60 находится в распоряжении ОАК и не находят покупателей, свидетельствует о том, что китайский рынок может стать единственным источником доходов от проекта.
Проект CR929 и модификаций стоимостью в 20 млрд. долларов, финансирование которого стороны разделили пополам, по изначальным планам в Китае должен выйти на старт продаж к 2025 году, тогда как российской стороны планировалось, что старт поставок будет в 2026 году. Однако позже глава ОАК Юрий Слюсарь заявил, что первый готовый самолёт может появиться и вовсе не раньше 2025 года, а, следовательно, на продажи можно будет выйти не раньше 2028-2029 годов. Хотя, как отмечается, реальные сроки остаются непонятны.
При этом китайцы предложили поделить рынки, справедливо полагая, что, если они оставят за собой китайских рынок, а России отдадут её собственный внутренний и ещё международный – это станет справедливым разменом. Но здесь есть большой подвох. Дело в том, что на внутреннем рынке китайцы сбыт самолёта точно обеспечат. Тогда как Россия, не умеющая продать свои самолёты даже собственным авиакомпаниям, вряд ли, учитывая историю SSJ100, сможет вывести CR929 на мировой рынок. Напомним, например, мексиканская Interjet заказывала 30 SSJ100, а взяла только 22, но и их теперь хочет продать. Ирландская Cityjet заказала 15 с опционом ещё на 16, потом подтвердила только семь, но позже отказалась и от них. Были и другие заказчики, отказавшиеся в итоге от самолётов.
Поэтому для России смысл совместного с Китаем проекта как раз заключался в разделении расходов и доступе на гигантский китайский рынок, который позволил бы обеспечить лайнеру достаточные для окупаемости продажи, рассказывали ранее менеджеры ОАК и федеральные чиновники. И, конечно, когда появилась информация о разногласиях сторон в сфере продаж ещё не построенного самолёта, это сильно расстроило российскую сторону.
Однако вопреки опровержениям, судя по вопросам на ПМЭФ, разногласия так и не улажены. При этом чем бы не закончилось происходящее, китайскую сторону устроит любой вариант, так как несмотря на разногласия она продолжает получать от российской стороны доступ к документации и компетенции, которые у Китая отсутствуют, и собственно и являются его главной целью.
Потеря китайского рынка станет очередным финансовым крахом ОАК, но похоже Юрию Слюсарю к этому уже не привыкать. Даже сошедшие почти на нет минимальные продажи SSJ100 обеспечиваются сегодня за счёт госсредств. В целом же ОАК давно сидит на бюджетных дотациях.
В 2018 году она получила инвестиции на свои проекты в размере 55 миллиардов рублей. Летом 2019 года на докапитализацию Объединенной авиастроительной корпорации из бюджета потребовалось 300 млрд рублей. Средства были нужны на покрытие убытков прошлых лет.
Через год, летом 2020 было заявлено, что компания будет докапитализирована примерно на 250 млрд рублей за счёт бюджета. И это лишь то, что нужно компании на погашение долгов перед банками. Долги ещё на сумму немногим менее 150 млрд руб. должны быть реструктурированы. При этом суммарный долг ОАК только перед банками на конец 2019 г. составлял 535 млрд руб., что в 1,5 раза больше выручки компании.
При этом говоря об эффективности управления корпорацией, стоит отметить, что ОАК заплатил дважды, а то и трижды за тот или иной кредит за счёт процентов. Причём, банки, как отмечается, были готовы пойти на реструктуризацию, но в корпорации, похоже, никому не интересно было этим заниматься, в том числе, и её главе Юрию Слюсарю, юристу по образованию и эффективному менеджеру по научной степени, который, казалось, и поставлен был, чтобы вытащить корпорацию из кризиса.
Однако именно с его назначением в 2015 году наблюдатели отмечают, что не только серьёзно замедлился рост выручки корпорации, но и упали продажи, а прибыль превратилась в чистый убыток. Последний раз корпорация заплатила дивиденды государству в 2014 году, т.е. в год, предшествующий назначению Слюсаря. Выручка компании по МСФО в 2019 г. упала на 15% до 351 млрд руб., чистый убыток вырос вдвое до 60 млрд руб. И это ещё до коронавирусного 2020 года.
Корпорация оказалась явно не готова вести принципиальные международные и национальные проекты, уронила продажи, как гражданских судов, так и военных самолётов. Под управлением Слюсаря она залезла в огромные долги, лишилась прибыли. Сегодня пересматривается не только финансовая, но даже кадровая политика главы ОАК, а управление корпорацией, похоже, ушло на уровень выше.
Можно предположить, что назначение Слюсаря в 2015 году на фоне начала антироссийских санкций должно было помочь ОАК пережить начинающийся кризис, чему должен был способствовать его опыт работы в коммерческих структурах. Но то ли подвело незнание вопросов производства, то ли чисто коммерческий подход к решению конструкторских вопросов, в результате чего упали вложения в НИОКР. Как резюмирует издание «Наша версия» в материале «Обманываться рад. Юрий Слюсарь сдаст российские технологии и китайский рынок за пустые обещания?», в итоге Слюсарь оказался неспособен решить коммерческие и финансовые проблемы корпорации, лишь усугубив их, заодно если не угробив, то похоже серьёзно затормозив, считавшиеся ещё недавно перспективными проекты, как в гражданском, так и в военном авиастроении.
Редакция благодарит читателей проекта «Компромат-Урал» за интерес к теме и напоминает адрес для ваших сообщений: kompromat-ural@protonmail.com
Тему изучает Николай Зенков
«Компромат-Урал»
Контекст:
Мантуров любит подороже. Как итальянские «прокладки» впитывают деньги российского вертолётостроения
ХелиРаша по-мантуровски. Новая схема освоения «вертолётных» денег российского бюджета. ДОКУМЕНТ
Мантуровщина от Геленджика до Бурятии. Как социолог во главе Минпрома сделался миллиардером
«Вертолётные» деньги по-русски. Как из бюджета улетучиваются «президентские» миллиарды
«С прожектом скоростного вертолёта можно десятилетиями ковырять в носу и сосать бюджет»


Другие публикации
27.05.2022
Университет «Синергия»: лох не мамонт – лох заплатит за диплом!
Так называемый «Московский финансово-промышленный университет «Синергия», чью деятельность ранее подробно разбирала редакция «Компромат-Урал», считается крупнейшим негосударственным вузом России. Несмотря на резкое сокращение в последние годы количества частных учебных заведений он не испытывает серьезных проблем с переаккредитацией, а на сайте университета говорится о 150 тыс. обучающихся в нем студентов.
Вместе с тем, деятельность совладельцев «Синергии» Юрия Рубина и Вадима Лобова представляет собой бизнес на образовании со всеми вытекающими отсюда рисками и последствиями. Известно, например, о банкротстве ряда аффилированных с вузом коммерческих структур и судебных процессах, связанных с многомиллионными долгами. В частности, после провала одного из мероприятий, организованного бизнес-школой «Синергия», и отказа выплачивать подрядчикам более 17 млн рублей, была ликвидирована компания «Бизнес Решения». Другую фирму «М-Джи Консалтинг Групп» перерегистрировали на гражданина Гватемалы, а затем обанкротили. Счета связанных с «Синергией» предприятий арестовывались в связи с налоговой задолженностью, превышавшей 27 миллионов. Кроме того, сам университет сегодня судится с десятками бывших сотрудников, а с начала года в суд поступили три исковых заявления от родителей девочки-вундеркинда Алисы Тепляковой.
26.05.2022
Скандальный «чудик» Владимир Барцакин чистит интернет и провоцирует СМИ на новые расследования
То ли фейкового, то ли реального «мецената и миллионера» с Южного Урала, «человека, который сделал себя сам» Владимира Барцакина, похоже, больше всего сейчас волнует не бизнес, благотворительность, личная жизнь и тому подобное, а собственная репутация. По крайней мере, такой вывод напрашивается из судебной тяжбы, которую этот бизнесмен, спортсмен, дипломат и филантроп затеял с газетой «Наша версия», добрым десятком СМИ, социальными сетями и просто мало кому известными блогерами.
Издание «Наша версия», чьи публикации хорошо известны читателям проекта «Компромат-Урал», давно и осмысленно специализируется на громких расследованиях. Их из-под пера редакционного коллектива с 1998 года вышло немало. И мы прекрасно понимаем, что публикация сенсационных или критических материалов нравится далеко не всем, особенно их героям. Однако работаем мы для читателей, а они хотят знать как обстоят дела на самом деле. Ещё можно попытаться завязать диалог с редакцией и читателями, аргументированно обозначить свою позицию. Если при этом не махать кулаками и не пытаться выстрелить из-за угла, любой homo sapiens оценит, услышит и поймет. Уж «Наша версия» и редакция «Компромат-Урал» точно.
25.05.2022
Вся силуановская рать. Новые «подвиги» любовницы главы Минфина и её партнёров
Компания, связанная с Ольгой Хромченко – уже известной читателям «Компромат-Урал» близкой подругой министра финансов Антона Силуанова (Оля годится чиновнику в дочери), похоже, "пошла вразнос" и замахнулась на Сахалинский мост.
Коллеги редакции «Компромат-Урал» сообщают, что интересные события начали происходить вокруг спорного проекта моста на Сахалин. По данным "Коммерсанта", может появиться новый участник концессии и вдобавок даже альтернативная конфигурация.
Одним из активных участников событий является ООО "Многофункциональный грузовой район" (ООО МГР), совладельцем которого выступает один из бенефициаров Петербургского нефтяного терминала (ПНТ) Михаил Скигин, который, в свою очередь, ведёт дела с Ольгой Хромченко, которую СМИ называют любовницей министра финансов Антона Силуанова.
В этом случае история может быть очень полезна для жителей острова. Ведь Минфин в основном курирует выделение денег на госконцессии. А, что порой не сделаешь для "хорошего человека". Тем более, когда он твой близкий друг.