C 12.03.2018 комментарии принимаются только на эл. почту редакции:
kompromat-ural@pm.me
Слюсарю – слюсарево. Бывший продюсер гробит государственную авиастроительную корпорацию по законам шоу-бизнеса?

2.07.2021
В рамках недавнего Петербургского международного экономического форума российская сторона вновь оказалась вынуждена оправдываться. Противоречия совместного проекта российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта CR929 под кураторством (гендиректора ПАО «Объединённая авиастроительная корпорация» - прим. «Компромат-Урал») Юрия Слюсаря ставят под вопрос возможность дальнейшего сотрудничества.
Особенно много шума наделало в своё время сообщение «Ведомостей» о том, что Китай не готов делиться с российскими партнёрами долей от продаж самолёта на китайском рынке. И стороны, пожалуй, можно понять.
Печальная история продаж самолётов SSJ100, из которых 60 находится в распоряжении ОАК и не находят покупателей, свидетельствует о том, что китайский рынок может стать единственным источником доходов от проекта.
Проект CR929 и модификаций стоимостью в 20 млрд. долларов, финансирование которого стороны разделили пополам, по изначальным планам в Китае должен выйти на старт продаж к 2025 году, тогда как российской стороны планировалось, что старт поставок будет в 2026 году. Однако позже глава ОАК Юрий Слюсарь заявил, что первый готовый самолёт может появиться и вовсе не раньше 2025 года, а, следовательно, на продажи можно будет выйти не раньше 2028-2029 годов. Хотя, как отмечается, реальные сроки остаются непонятны.
При этом китайцы предложили поделить рынки, справедливо полагая, что, если они оставят за собой китайских рынок, а России отдадут её собственный внутренний и ещё международный – это станет справедливым разменом. Но здесь есть большой подвох. Дело в том, что на внутреннем рынке китайцы сбыт самолёта точно обеспечат. Тогда как Россия, не умеющая продать свои самолёты даже собственным авиакомпаниям, вряд ли, учитывая историю SSJ100, сможет вывести CR929 на мировой рынок. Напомним, например, мексиканская Interjet заказывала 30 SSJ100, а взяла только 22, но и их теперь хочет продать. Ирландская Cityjet заказала 15 с опционом ещё на 16, потом подтвердила только семь, но позже отказалась и от них. Были и другие заказчики, отказавшиеся в итоге от самолётов.
Поэтому для России смысл совместного с Китаем проекта как раз заключался в разделении расходов и доступе на гигантский китайский рынок, который позволил бы обеспечить лайнеру достаточные для окупаемости продажи, рассказывали ранее менеджеры ОАК и федеральные чиновники. И, конечно, когда появилась информация о разногласиях сторон в сфере продаж ещё не построенного самолёта, это сильно расстроило российскую сторону.
Однако вопреки опровержениям, судя по вопросам на ПМЭФ, разногласия так и не улажены. При этом чем бы не закончилось происходящее, китайскую сторону устроит любой вариант, так как несмотря на разногласия она продолжает получать от российской стороны доступ к документации и компетенции, которые у Китая отсутствуют, и собственно и являются его главной целью.
Потеря китайского рынка станет очередным финансовым крахом ОАК, но похоже Юрию Слюсарю к этому уже не привыкать. Даже сошедшие почти на нет минимальные продажи SSJ100 обеспечиваются сегодня за счёт госсредств. В целом же ОАК давно сидит на бюджетных дотациях.
В 2018 году она получила инвестиции на свои проекты в размере 55 миллиардов рублей. Летом 2019 года на докапитализацию Объединенной авиастроительной корпорации из бюджета потребовалось 300 млрд рублей. Средства были нужны на покрытие убытков прошлых лет.
Через год, летом 2020 было заявлено, что компания будет докапитализирована примерно на 250 млрд рублей за счёт бюджета. И это лишь то, что нужно компании на погашение долгов перед банками. Долги ещё на сумму немногим менее 150 млрд руб. должны быть реструктурированы. При этом суммарный долг ОАК только перед банками на конец 2019 г. составлял 535 млрд руб., что в 1,5 раза больше выручки компании.
При этом говоря об эффективности управления корпорацией, стоит отметить, что ОАК заплатил дважды, а то и трижды за тот или иной кредит за счёт процентов. Причём, банки, как отмечается, были готовы пойти на реструктуризацию, но в корпорации, похоже, никому не интересно было этим заниматься, в том числе, и её главе Юрию Слюсарю, юристу по образованию и эффективному менеджеру по научной степени, который, казалось, и поставлен был, чтобы вытащить корпорацию из кризиса.
Однако именно с его назначением в 2015 году наблюдатели отмечают, что не только серьёзно замедлился рост выручки корпорации, но и упали продажи, а прибыль превратилась в чистый убыток. Последний раз корпорация заплатила дивиденды государству в 2014 году, т.е. в год, предшествующий назначению Слюсаря. Выручка компании по МСФО в 2019 г. упала на 15% до 351 млрд руб., чистый убыток вырос вдвое до 60 млрд руб. И это ещё до коронавирусного 2020 года.
Корпорация оказалась явно не готова вести принципиальные международные и национальные проекты, уронила продажи, как гражданских судов, так и военных самолётов. Под управлением Слюсаря она залезла в огромные долги, лишилась прибыли. Сегодня пересматривается не только финансовая, но даже кадровая политика главы ОАК, а управление корпорацией, похоже, ушло на уровень выше.
Можно предположить, что назначение Слюсаря в 2015 году на фоне начала антироссийских санкций должно было помочь ОАК пережить начинающийся кризис, чему должен был способствовать его опыт работы в коммерческих структурах. Но то ли подвело незнание вопросов производства, то ли чисто коммерческий подход к решению конструкторских вопросов, в результате чего упали вложения в НИОКР. Как резюмирует издание «Наша версия» в материале «Обманываться рад. Юрий Слюсарь сдаст российские технологии и китайский рынок за пустые обещания?», в итоге Слюсарь оказался неспособен решить коммерческие и финансовые проблемы корпорации, лишь усугубив их, заодно если не угробив, то похоже серьёзно затормозив, считавшиеся ещё недавно перспективными проекты, как в гражданском, так и в военном авиастроении.
Редакция благодарит читателей проекта «Компромат-Урал» за интерес к теме и напоминает адрес для ваших сообщений: kompromat-ural@protonmail.com
Тему изучает Николай Зенков
«Компромат-Урал»
Контекст:
Мантуров любит подороже. Как итальянские «прокладки» впитывают деньги российского вертолётостроения
ХелиРаша по-мантуровски. Новая схема освоения «вертолётных» денег российского бюджета. ДОКУМЕНТ
Мантуровщина от Геленджика до Бурятии. Как социолог во главе Минпрома сделался миллиардером
«Вертолётные» деньги по-русски. Как из бюджета улетучиваются «президентские» миллиарды
«С прожектом скоростного вертолёта можно десятилетиями ковырять в носу и сосать бюджет»


Другие публикации
10.06.2025
Свердловский областной суд начал рассматривать по существу дело Марселя Гасанова, обвиняемого в занятии высшего положения в преступной иерархии и других преступлениях. Следствие считает, что «смотрящим» за областью его назначили криминальные авторитеты Захарий Калашов (Шакро Молодой) и Бадри Когуашвили (Бадри Кутаисский). По данным редакции «Компромат-Урал», подсудимый Гасанов уже заявил, что его подставил сотрудник ФСБ, приходившийся ему другом: «Мы сами угораем: два друга поругались, этим воспользовались наши хейтеры и вывалили всё».
10 июня 2025 гола суд приступил к рассмотрению уголовного дела Марселя Гасанова. Согласно обвинению, оглашенному прокурором, Марсель Гасанов приобщился к тюремной культуре до 2016 года, когда отбывал семилетний срок за разбой (ст. 162 УК). По утверждению прокурора, фигурант обладал решительностью, коммуникабельностью, настойчивостью и «создал себе безупречную криминальную репутацию и непререкаемый авторитет».
Как утверждает следствие, в сентябре 2024 года «воры в законе» Захарий Калашов (Шакро Молодой) и Бадри Когуашвили (Бадри Кутаисский) назначили Марселя Гасанова «смотрящим» за Свердловской областью.
23.05.2025
«Ростех» не для тех. Госкорпорация выводит активы бенефициарам, связанным с Сергеем Чемезовым
Сергей Чемезов продолжает "раздавать" активы "Ростеха" близким людям. Не так ли "Сибсельмаш" оказался под контролем семьи сенатора Сергея Муратова, аффилированного с силовым блоком, - задаются вопросом публичные источники, на которые обратила внимание редакция «Компромат-Урал». АО "НПО Курганприбор", производящее оружие и технику для ВС РФ, выкупило на торгах имущественный комплекс новосибирского завода ОАО "Сибсельмаш-Спецтехника", ранее находившийся на балансе "Ростеха". Стоимость сделки составила очень скромные для такого гиганта 307 млн рублей.
В недалеком прошлом "Сибсельмаш" был ключевым предприятием по созданию сельхозтехники в РФ. Это важный актив для российской экономики. Тем не менее, "Ростех" под руководством Сергея Чемезова решил не оздоравливать завод, чтобы поддержать отечественное производство, а банально "выйти в кэш".
Торги могли носить фиктивный характер - ни о какой реальной конкуренции на них не могло идти и речи. До торгов допустили лишь двух участников - НПО "Курганприбор" и ООО "Третейское право". Примечательно, что оба интересанта - из Кургана.
16.05.2025
Чёрные дыры белозёровщины. Печальные итоги 10-летия ставленника Ротенбергов во главе РЖД
ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) – государственный транспортный монополист и один из крупнейших получателей бюджетных средств. Однако за последние годы (2022–2025) компания оказалась в центре множества коррупционных скандалов.
Выявлены схемы хищения десятков миллиардов рублей, злоупотребления при закупках, завышение стоимости проектов и использование служебного положения в личных интересах. Эти факты подкреплены официальными расследованиями, судебными материалами и журналистскими разоблачениями – и представляют такую степень детализации и достоверности, что их невозможно игнорировать ни правоохранительным органам, ни общественности.
Ниже приводится аналитический доклад журналистского расследования, обобщающий самые громкие случаи и системные проблемы. В центре внимания - политика гендиректора РЖД Олега Белозёрова и её влияние на грузоперевозки и инвестиции; сомнительные проекты в сфере инфраструктуры (особенно связанные с группой компаний «1520»); деятельность заместителя гендиректора Сергея Чаркина и его роль в закупках; многочисленные нарушения Федерального закона №223-ФЗ о закупках и пассивность надзорных органов; а также прямые и косвенные доказательства вовлечённости руководства РЖД и аффилированных лиц в коррупционные схемы.