«Ростех» нашел куда пристроить десятки невостребованных SSJ100

Принадлежащая госкорпорации Red Wings может получить до 60 таких лайнеров
Сергей Бобылев / ТАСС

У производителя самолета Sukhoi SuperJet 100 за несколько лет скопилось огромное количество лайнеров в разной степени готовности, рассказали «Ведомостям» три человека, близких к Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК, входит в госкорпорацию «Ростех»), и сотрудник одной из компаний-заказчиков.

Всего в распоряжении ОАК находится 60 SSJ100, на которых пока нет покупателей, говорят три собеседника «Ведомостей». Невостребованный парк такого размера долгое время представлял проблему, но сейчас ее решение найдено. «Ростех» хочет в течение нескольких лет поставить до 60 лайнеров авиакомпании Red Wings, которую сама же госкорпорация контролирует через ОАК. Производит SSJ100 входящая в ОАК корпорация «Иркут».

Программа этих поставок уже разработана, а 13 мая на совещании по поддержке авиапрома – в нем участвовали и гендиректор ОАК Юрий Слюсарь, и гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов – была презентована Владимиру Путину, рассказали «Ведомостям» два собеседника в ОАК и федеральный чиновник.

Флот на $2 млрд

SSJ100 – ближнемагистральный лайнер, первый гражданский самолет, разработанный в России с нуля. Авиакомпаниям он поставляется с 2011 г., всего в 2011–2020 гг. заказчикам было передано 173 борта. Резерв воздушных судов, находящийся в распоряжении ОАК, достаточен для того, чтобы обеспечить еще несколько лет поставок такими же темпами. Но для этого на SSJ100 должен быть спрос.

22 самолета из этих 60 – уже полностью построенные суда, с готовыми интерьерами, такие называются «белые хвосты», рассказали три собеседника «Ведомостей». Эти борты стоят на хранении в Венеции, Жуковском и в Иркутске. Самолетам уже несколько лет – они строились для авиакомпаний, которые в дальнейшем отказались их забирать. Например, мексиканская Interjet заказывала 30 SSJ100, а взяла только 22. Ирландская Cityjet заказала 15 с опционом еще на 16, а взяла только семь. Были и другие заказчики, отказавшиеся в итоге от самолетов, говорят собеседники.

Еще примерно 10 SSJ100 находятся на доводочной линии в Жуковском, где суда проходят испытания перед поставкой. И около 30 лайнеров в разной степени готовности – на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе, говорят два собеседника «Ведомостей».

Самолеты закладывались в Комсомольске-на-Амуре в расчете на будущие заказы, которые потом не складывались или переносились, объясняет сотрудник ОАК. Например, с «Аэрофлотом» в 2018 г. было заключено соглашение о поставке 100 SSJ100. Но в январе 2020 г. авиакомпании были переданы лишь первые пять судов из этой партии, а получать остальные «Аэрофлот» планирует в течение семи лет. Изначально планировались более ранние и массовые поставки.

Когда заказы срывались или переносились, производитель не останавливал производство, чтобы не нарушать цепочки поставок комплектующих и не увольнять людей, поясняют два собеседника «Ведомостей». Поэтому под новые заказы закладывались новые суда вместо того, чтобы поставлять уже готовые. Кроме того, суда, заказанные мексиканцами или ирландцами, например, все равно пришлось бы переделывать под российские требования, говорит один из собеседников «Ведомостей».

Цена SSJ100, как и всех моделей лайнеров, каждый год растет, с 2015 до 2020 г. она увеличилась примерно с $27 млн до $33 млн. Исходя из этих цифр, ОАК сейчас располагает флотом невостребованных лайнеров стоимостью около $2 млрд.

Продать самолеты себе

Путин, открывая совещание 13 мая, сказал, что надо запустить новую программу поддержки лизинга, в том числе в 2020–2021 гг. предоставить лизинговым компаниям госгарантии и субсидии. Задача – уже в ближайшие два года обеспечить выпуск 59 новых гражданских самолетов на российских заводах.

Сейчас Red Wings эксплуатирует самолеты Airbus 320/321, летает из Москвы в крупные российские города и на иностранные курорты. ОАК перевозчик принадлежит с 2016 г. Презентованная Путину программа предполагает поставку компании в лизинг до 60 SSJ100 в течение 2020–2024 гг., в том числе все 22 «белых хвоста», рассказали два человека, близких к ОАК. Программу и ее точные параметры должен одобрить президент, уточняют они.

Лайнеры может выкупить за счет бюджетных субсидий одна из государственных лизинговых компаний – рассматриваются принадлежащая Минтрансу ГТЛК, «ВЭБ-лизинг» или входящая в «Ростех» «Авиакапитал сервис», – говорят собеседник в ОАК и федеральный чиновник. Один из собеседников уточняет, что субсидий и гарантий понадобится свыше 100 млрд руб.

Спрос на новые самолеты из-за коронавируса сейчас обнулился, все авиакомпании пытаются перенести поставки заказанных судов. Не сильно старые среднемагистральные Boeing 737 или Airbus 320 можно купить за несколько миллионов долларов, говорит сотрудник лизинговой компании. Но цена SSJ100 по программе будет близка к докризисной, так как покупать лайнеры будет за счет бюджета госкомпания и поставляться они будут квазигосударственной Red Wings, говорит собеседник в ОАК.

Куда пристроить SSJ100

В 59 судов в 2020–21 гг., о которых сказал Путин, входят как поставки Red Wings, так и другим авиакомпаниям, говорят сотрудник ОАК и федеральный чиновник. Лайнеры, несмотря на ужасный кризис в авиаотрасли, продолжит брать «Аэрофлот», правда, темпы замедлятся, добавляют они. «Аэрофлот» уже получил в этом году пять SSJ100 и ранее планировал взять еще 17.

Других заказов на SSJ100 пока нет. В 2015–2019 гг. ГТЛК купила и поставила в лизинг региональным компаниям 44 SSJ100. Но на этот год ее докапитализация на покупку новых судов не предусмотрена. При этом спрос рынка на SSJ100 в последние годы снижается, потому что производитель так и не наладил систему поставки запчастей и самолеты при поломках слишком долго простаивают. «Суперджеты» летают в российских авиакомпаниях в среднем в 2–3 раза меньше, чем лайнеры Boeing 737 или Airbus 320. Cityjet в прошлом году отказалась от эксплуатации семи уже взятых судов, а Interjet ищет покупателя на свои 22 лайнера.

«Ростех» с прошлого года рассматривал идею создать новую авиакомпанию «РТ-авиа» для поставок ей российских самолетов. Программа Red Wings в случае утверждения будет реализована вместо «РТ-авиа», говорят собеседник в ОАК и федеральный чиновник.

«Ведомости» направили запросы в «Ростех», «Аэрофлот» и Минтранс.