C 12.03.2018 комментарии принимаются только на эл. почту редакции:
[email protected]
«Вертолётные» деньги по-русски. Как из бюджета улетучиваются «президентские» миллиарды

11.01.2021
Очередное журналистское исследование нашего коллеги Сергея Кокорина из издания «Версия» побудило редакцию «Компромат-Урал» развить тему. Похоже, ситуация в российском вертолётостроении развивается по схеме, ранее реализованной Михаилом Погосяном и Виктором Христенко в области гражданского авиастроения (это уже потом к ней присоединились Денис Мантуров с Сергеем Чемезовым).
Схема, реализованная на основе провалившегося (сегодня это уже очевидно многим специалистам) «Суперджета», была подхвачена преемником Христенко Мантуровым и реализуется ныне в области российского вертолётостроения. Общий принцип банально прост – втянуть в заведомо сомнительный проект Владимира Путина в качестве пиар-агента, а потом беззастенчиво «осваивать» бюджет, прикрываясь авторитетом главы государства.
Именно Погосяну первому удалось рассказать президенту, что КБ Сухого, никогда до этого не занимавшееся гражданским авиастроением, способно соорудить пассажирский самолёт. А когда бюджетные вливания стали миллиардными (в долларах), и Погосяну с Христенко удалось убедить Путина назвать на весь мир «Суперджет» возрождающимся российским авиапромом, – можно было уже не опасаться ответственности за содеянное (ответственность перешла к первому лицу). И даже жертвы авиакатастрофы в Шереметьево не изменили «высочайшую» благосклонность к этому «импортозаместительному» действу.
Но если Погосян с Христенко реализовали только один проект, именуемый «Суперджетом» (зато какой по масштабу освоения бюджета!), то нынешний министр Мантуров в своей любимой вотчине – вертолётостроении, реализует аж три.
Ранее коллеги редакции «Компромат-Урал» писали о скоростном вертолёте в материале «Гонка за скоростью или бюджетными деньгами?», который также является своеобразной классикой «распила», его (надо думать) будущие поколения в учебниках по экономике, скорее всего, назовут «вертолётный «Суперджет».
Недавно появившийся материал описывает схему (опять же, специально «заведённую» под Путина) по освоению бюджета на программе Ми-38. Именно тогда, когда стало понятно, что этот проект окончательно провалился, в качестве пиарщика вертолёта понадобился Президент РФ. И это было успешно реализовано. Но интересно, какой прогноз для убедительности был представлен в Кремль? Неужели, эти «несчастные» сорок вертолётов, о которых рассказывает «Версия»? Верится с трудом. Не может же Путин считать «успехом» прогноз продаж в 40 вертолётов за десять лет. Значит, президента дурят?
Кстати, ситуацией вокруг аналогичного проекта – вертолёта Ка-62 уже заинтересовалось ФСБ. Интересно, сколько времени необходимо этой организации, чтобы осознать, что Ми-38 и «сказки» о скоростном вертолёте также требуют тщательного анализа российских правоохранительных органов.
Сегодня редакция «Компромат-Урал» публикует расследование «Версии», о том, как Владимир Путин рекламировал вертолёт Ми-38 Михаилу Мишустину. Ирония заключена в вопросе: неужели президент таким образом «выбивал» под этот проект финансирование в Правительстве РФ, помогая Денису Мантурову и своему старому приятелю Сергею Чемезову?
30 декабря 2020 года в Ново-Огарёве состоялась рабочая встреча Владимира Путина с Председателем Правительства России. В ходе встречи Президент страны особо отметил хорошую экспортную перспективу вертолёта Ми-38, а также его востребованность на внутреннем рынке. «Он имеет хорошую перспективу для нашего, отечественного рынка, но и на экспорт пойдет очень хорошо», – приводит «Российская газета» слова Владимира Путина про вертолёт Ми-38. Однако, мы, полагаясь на мнение специалистов и имеющиеся у редакции данные, позволим себе усомниться в оценках рыночных перспектив этого вертолёта, а заодно зададимся вопросом – кто вводит в заблуждение Президента России в подобных оценках?
Мертворождённый вертолёт
О перспективах программы Ми-38 сообщалось ещё в начале 2016 года в материале «Верто-прах». С той поры никаких изменений в программе не произошло. Появления хоть каких-то признаков активизации спроса на этот вертолёт на внутреннем и внешнем рынках также обнаружить не удалось. Чтобы не повторятся, для краткости, проведём оценочную таблицу, с помощью которой любой думающий читатель в полной мере сможет сам разобраться в рыночных перспективах вертолёта Ми-38.
Из таблицы видно, что никакого рыночного эффекта при замене традиционных Ми-8МТВ/Ми-8АМТ на «новейший» Ми-38 не существует. Более того, по ряду показателей (ресурсы основных агрегатов, прямые эксплуатационные расходы, стоимость вертолёта и заменяемых агрегатов) Ми-38 уступает вертолётам Ми-8МТВ/Ми-8АМТ в разы.
Можно было бы усомниться в оценках рыночных перспектив Ми-38 экспертами «Версии», но пикантность ситуации состоит в том, что имеющейся у издания проект «Прогноза продаж гражданских сертифицированных вертолётов типа Ми-38 на период 2020-2030 гг.», составленный специалистами «Вертолётов России», полностью подтверждает выводы пытливых журналистов.
И если Владимир Путин называл «хорошими» перспективы продаж всего сорока вертолётов за десять лет, то, что тогда считать «плохими»?
Надо особо отметить, что в документе говорится о том, что составленный прогноз соответствует оптимистичному сценарию, – а «оптимистичность», как известно заранее никто гарантировать не может. Если же учесть пункт 3., из «Условий реализации прогноза на внутреннем рынке», то получается, что без программы субсидирования региональных перевозок этот вертолёт никому не нужен даже внутри России. Но, согласны ли граждане страны компенсировать бюджетными вливаниями профнепригодность отраслевых руководителей?
Учитывая тот факт, что на внешнем рынке подобных программ субсидирования нет, прогнозные 22 вертолёта к 2030 году можно вообще не учитывать. Итого, получается, что к 2030 году можно будет реализовать только 18 машин (если конечно не удастся «впарить» Ми-38 государственным бюджетным службам), при условии, что хватит денег в бюджете страны для реализации программы субсидирования перевозок. Цифра явно не согласуется с оценкой президента в том, что вертолёт «имеет хорошую перспективу для нашего, отечественного рынка, но и на экспорт пойдет очень хорошо».
Возникает естественный вопрос: кто готовит Владимиру Путину подобные справки, а, попросту говоря – «дурит» нашего президента?!
Буквально недавно СМИ рассказали о «летающем заборе», который Сергей Чемезов, Денис Мантуров и Юрий Борисов представили Владимиру Путину (и всей стране) в качестве информационного повода к годовой пресс-конференции. Похоже, что предоставленные президенту данные по продажам вертолёта Ми-38 из той же информационной «оперы».
Вертолётный лохотрон
Для понимания того, как вообще в холдинге «Вертолёты России» верстаются прогнозы, полезно рассмотреть и другие, имеющиеся в редакции документы. К проблемам ещё одного «новейшего» российского вертолёта Ка-62, издание обращалось неоднократно. Проблемы с сертификацией этого вертолёта до сих пор не решены, а корни этих проблем могут скрываться только в конструктивных просчетах и, соответственно, в неудачных испытаниях. Ведь с финансированием сертификационных работ сложностей у холдинга не замечено, а менеджмент «Вертолётов России» и объединенного вертолётостроительного центра – всегда «на высоте» и не может сбоить, порождая эти проблемы?
Напомним, что в 2018 году руководитель холдинга обещал завершить сертификацию Ка-62 в конце 2019 года, позднее «Вертолёты России» сообщали о планируемом завершении сертификации вертолета к концу 2020 года. Но что-то, видимо, пошло не так, ведь на дворе уже 2021 год.
Каково же было наше удивление, когда в прогнозных планах мы обнаружили, что холдинг планирует реализовать аж 6 гражданских (читай – сертифицированных) вертолётов уже в 2021 году. При этом сами производители вертолёта Ка-62, куда осторожнее в оценках продаж. Так по сообщению «Общественного телевидения России», Анатолий Лунев, руководитель дальневосточного инжинирингового центра «Вертолётов России» утверждает: «Завершить сертификационные испытания завод планирует в 2021 году, а серийные Ка-62 для продажи сойдут со стапелей годом позже» (то есть, в 2022 году).
«Эффективные вертолётчики», что самое интересное, считают примерно также, как Лиса Алиса и Кот Базилио при делёжке денег, украденных у Буратино. В служебной записке «О прогнозе продаж вертолёта Ка-62» на период 2021-2035 годы, подписанной директором по маркетингу и развитию бизнеса Олегом Ландиным, утверждается, что за 2021-2035 годы будет продано в общей сложности 236 вертолётов Ка-62. В то время, как в подготовленной руководителем проектов по маркетингу Николаем Титовым документе, именуемом «Прогноз продаж вертолётов Ка-62 на период 2021-2035» говорится о реализации уже 411 вертолётов за тот же период. Что характерно – совпадения итоговых цифр из п. 1.1. и 1.2. «служебки» Ландина в расчётах Титова обнаружить не удалось.
Таким образом, можно сделать неутешительный вывод, что прогноз продаж, одномоментно составленный внутри холдинга, имеет погрешность 74,15%.
Примечательно, что ранее (видимо на основе аналогичных прогнозов) «Вертолёты России» уже «поставили» в 2016 году пять вертолётов Ка-62 в Колумбию – о подписании поставочного контракта в августе 2013 сообщило РИА Новости. Также «Ростех» анонсировал продажу 14 вертолётов Ка-62 в 2015 году бразильской компании Atlas Taxi Aereo. Интересно, эти виртуальные «продажи» также учитывались в отчётности вертолётного холдинга?
Возникает естественный вопрос – какая необходимость за счёт бюджета («Вертолёты России» – это глубоко убыточный холдинг, держащийся на государственных субсидиях) содержать его, если эти, с позволения сказать, «специалисты» даже внутри своей структуры не в состоянии корректно просчитать прогнозы продаж?
А может подобные, ничем не обоснованные цифры рисуются специально? Ну, чтобы доложить руководству страны, и под них получать бюджетные субсидии? А к 2035 году «либо осёл сдохнет, либо падишах»… Интересно, все мантуровско-чемезовкие холдинги занимаются подобным «художеством»?
Куда смотрит Администрация Президента?
Как «рисуют» статистику в вертолётном холдинге, на приведённом выше примере мы убедились. Но неужели подобные «шалости» реализуются даже на уровне главы государства?
Согласно регламенту, все справки/цифры, которые «поднимаются» на уровень президента России, должны как минимум быть проверены в отраслевом министерстве, пройти аппарат правительства и быть выверены в Администрации Президента. Понятно, что глава страны не имеет физической возможности перепроверять и/или знать досконально статистику по любым направлениям. Для этого и существуют администрация, аппарат правительства и профильное министерство.
Исходя из того, что у Путина сформировали мнение о хороших рыночных перспективах вертолёта Ми-38, можно сделать вывод, что ни одно из перечисленных государственных подразделений должным образом не отработало информацию. Тут возможны два варианта – либо во всех этих структурах не нашлось ни одного эксперта в области авиации (что в этом случае говорит о поголовной чиновничьей некомпетентности), либо кому-то выгодно вводить Президента России в заблуждение, дабы не показывать реальную картину развала нашего гражданского авиапрома.
Возможен как первый, так и второй варианты. Однако, на наш взгляд, тут скорее всего имеет место комбинация из двух вариантов – такое мнение может сложиться с учётом «дачной дружбы» тогово-промышленного министра Дениса Мантурова (явно заинтересованная сторона) с Антоном Вайно (основной «фильтр» информации, поступающей к президенту), о которой «Версия» упоминала ранее в материале «Долгоиграющий министр».
P.S. Если предположение издания «Версия» имеет под собой реальные основания, то читатели проекта «Компромат-Урал» задаются вопросом, что, с помощью Антона Вайно, Владимир Путин преднамеренно содержится в информационной блокаде, которая помогает его окружению (в данном конкретном случае – Денису Мантурову и Сергею Чемезову) «осваивать» из бюджета России огромные средства под заведомо безуспешные проекты.
Как напоминает редакция «Компромат-Урал», недавно на возросшую роль главы АП Антона Вайно обратил внимание доктор политических наук Владимир Пастухов в своей статье об эволюции российского авторитарного режима – от «диктатуры вождей» - к «диктатуре референтуры».
Редакция «Компромат-Урал» благодарит читателей за помощь в подготовке материала. Наш адрес: kompromat-ural@protonmail.com
Анатолий Амиров
«Компромат-Урал»
Контекст:
«Назвать это новейшим российским самолётом, язык не поворачивается…»
«С прожектом скоростного вертолёта можно десятилетиями ковырять в носу и сосать бюджет»
«Могучий» российский авиапром разваливают системно
«Сердюков, конечно, тот ещё... Но и Мантурова с Михеевым ФСБ и СКР забывать не должны»
Социолог Мантуров и пересидевший Путина чиновник Нерадько – ликвидаторы российского авиапрома?
Мантуров Денис Валентинович – чиновник с повадками олигарха
Министр Мантуров сошлёт главу «Вертолётов России» на пошив масок?


Другие публикации
22.01.2021
Навальный должен быть освобождён! Петиция против расправы над оппозиционным политиком
Алексей Навальный был задержан сотрудниками правоохранительных органов 17 января 2021 года в аэропорту «Шереметьево» сразу по возвращении в Москву. Причины, которые вынудили Навального проходить лечение в Германии, обстоятельства его возвращения и задержания очевидно свидетельствуют о политических мотивах нынешних событий.
Никаких правовых оснований для задержания Алексея по прилету в Москву не было. Навальному, по сути, мстят за то, что он выжил после покушения и стал расследовать собственное отравление.
Задержание Алексея Навального - это политически мотивированный акт, не имеющий ничего общего ни с законом, ни с правом.
Пять месяцев назад в Томске на Алексея Навального было совершенно покушение посредством российского боевого отравляющего вещества группы «Новичок». При этом организаторы преступления либо ставили целью убийство Навального, либо понимали высокую вероятность этого и допускали такой сценарий. В ходе расследования силами команд Bellingcat и ФБК была установлена возможная причастность к отравлению сотрудников Федеральной службы безопасности.
С огромным трудом, очевидно, не без международного давления семье и коллегам Навального удалось добиться возможности вывезти Алексея на лечение и реабилитацию в Германию. Объективно обусловленное отсутствие Навального в стране было использовано Федеральной службой исполнения наказаний для обращения в суд с ходатайством о замене Алексею условного срока на реальный. Что, с учетом обстоятельств, очевидно противоречит как сложившейся юридической практике, так и просто здравому смыслу.
Алексей Навальный максимально публично анонсировал своё возвращение в Россию, включая дату, время и рейс авиакомпании. По «удивительному стечению обстоятельств» этот рейс авиакомпании «Победа» в последний момент был направлен в другой аэропорт, где Навального уже поджидали сотрудники полиции.
Решение об аресте Алексея Навального принимал назначенный с нарушением всех норм выездной суд, проходивший в отделении полиции, куда не допустили ни прессу, ни общественность.
21.01.2021
Миллиардера Рыбакова и башкирского главу Хабирова вписали в алкогольно-офшорный паноптикум
«Возможно ли, что скандальное уральское семейство Чамовских, миллиардер Игорь Рыбаков и вероятный протеже главы Башкирии Радия Хабирова выводят за границу деньги, используя для этого одну и ту же офшорную структуру?
уральская компания ООО "Семь пятниц" в лице конкурсного управляющего Дмитрия Зайцева подало восемь заявлений о банкротстве к аффилированным компаниям. Доли в этих компаниях имеют члены семьи Чамовских (экс-владельцы сети одноименных алкомаркетов). При этом, по всей видимости, они до сих пор контролируют и "Семь пятниц", которая записана на офшорную фирму. От последней "ниточки" могут вести к другим видным российским деятелям: олигарху Игорю Рыбакову и директору "Дортрансстроя" Марату Латыпову, которого связывают с главой Башкортостана Радием Хабировым. Неужто все они решили "укрыться" одним офшорным одеялом?
Согласно "Руспрофайлу", иски "Семь пятниц" подало иски к восьми уральским компаниям, в совладельцах которых значатся Светлана, Дмитрий и Владимир Чамовских. Некогда это семейство было известно на весь Урал, благодаря своей сети алкомаркетов. Но после гибели основателя дела, Владимира Гусева, компании погрязли в долгах и банкротствах, поэтому сейчас о них вспоминают лишь в таком ключе.
20.01.2021
Ковальчик слит в Среднеуральск. Легендарного вице-мэра Екатеринбурга унизительно понизили
Александр Ковальчик перестал быть вице-мэром Екатеринбурга. «Ранее чиновник в течение восьми лет руководил городским «Водоканалом» и за это время дважды успел побывать фигурантом уголовного дела, а также провести несколько месяцев в СИЗО. Оба раза Ковальчик сумел выйти сухим из воды и избежать ответственности, более того, он добился выплаты от государства 3 миллионов рублей за незаконное преследование.
Между тем, заявленная в период руководства Ковальчика инвестиционная программа «Водоканала» по развитию систем водоснабжения, изначальная стоимость которой составляла 68 миллиардов рублей, оказалась с треском проваленной. Это произошло несмотря на то, что большую часть средств для её формирования предполагалось получать за счёт постоянного повышения тарифов на услуги водоснабжения, с чем чиновники всегда успешно справлялись.
В итоге в прошлом году директор «Водоканала» Евгений Лузгин признал фактическое отсутствие у предприятия денежных средств. Вот только если он надеялся получить их при помощи уже бывшего замглавы областного центра, то эти планы могут себя не оправдать: в лучшем случае, в ближайшее время Ковальчику придется довольствоваться должностью мэра небольшого города Среднеуральска.