C 12.03.2018 комментарии принимаются только на эл. почту редакции:
kompromat-ural@pm.me
Евгений Дитрих усадил Utair на «Скол»

31.05.2023
Холдинг "Ютэйр" избавился от конкурента - авиакомпании "Скол" - и теперь пытается нажиться на лесных пожарах – таким вопросом задаются коллеги редакции «Компромат-Урал». Компания "Ютэйр" декларирует, что помогает тушить лесные пожары в Тюменской области, чтобы хоть как-то улучшить подорванную репутацию губернатора Александра Моора. Перед этим авиахолдинг вывел из игры конкурента и взвинтил цены на использование своих вертолётов.
Противопожарная служба Тюменской области заключила с авиакомпанией "Ютэйр – вертолётные услуги" три госконтракта, предполагающих дежурство вертолётов.
Государству это обходится недёшево: за один летный час спасательное ведомство будут отдавать 384 тыс., 298 тыс. и 1,176 млн рублей, а их дежурство на земле обойдётся в 38 и 96 тысяч рублей в час в зависимости от класса вертолёта.
Ровно год назад "Ютэйр – вертолётные услуги" предоставляли свой воздушный транспорт для тушения пожаров намного дешевле – 246 тысяч рублей за час в воздухе. Но сейчас денег хочется гораздо больше.
Видимо, подобная ценовая политика стала причиной того, что "Ютэйр – вертолётные услуги" на бумаге демонстрирует свои дела с каждым годом всё лучше и лучше – выручка увеличивается, несмотря ни на пандемию, ни на так называемую путинскую СВО в Украине.
Вместе с тем, невзирая на усиленную «дойку» госзаказа, в отношении компании сейчас приняты обеспечительные меры. Она кругом в долгах.
Кроме того, несмотря на рост выручки, прибыль авиакомпании уменьшается. Так, например, в прошлом году она работала себе в убыток, уйдя в минус на 870 миллионов рублей.
Нельзя ничего хорошего сказать об её учредителе – хорошо знакомом российским пассажирам "Ютэйру", который уже несколько лет находится в периоде стагнации. Сейчас у компании недостаточно денежных средств для исполнения текущих обязательств, и высок риск их неисполнения. Компания не единожды находилась на грани банкротства, но её от этого каждый раз спасали. В чьих интересах – коллеги редакции «Компромат-Урал» обещают сообщить позже.
При этом Тюмень заказывает услуги и у головной организации. Один из последних контрактов на выполнение заказного рейса встал бюджету в 3,7 млн рублей.
Когда-то свой воздушный транспорт различным организациям кроме "Ютэйра" предоставляла авиакомпания "Скол". Год назад за лётный час компания брала 169 тысяч рублей, что намного меньше, чем у "Ютэйра". Почему же вдруг "Скол" перестал пользоваться государственным спросом?
А дело в том, что сейчас "Скол" находится в реестре недобросовестных организаций. В прошлом году её признали банкротом, а еще раньше временный управляющий авиакомпании "СКОЛ" заявил о том, что ее владелец и руководитель Сергей Шилов совершает "сомнительные операции, сопряженные с отчуждением имущества", а также о вероятной утечке активов за границу.
Суд, правда, вины Шилова ни в чём не нашёл. Возникает вопрос: а кому было выгодно убрать "Скол", который до этого был практически монополистом в оказании различных авиационных услуг для всяких нужд. Многим крупным госорганизациям, таким, как "Центр медицины катастроф", она оказывала услуги на протяжении почти 25 лет.
Ещё в прошлом году циркулировала версия, что руководитель Государственной транспортно-лизинговой компании (ГТЛК), а на тот момент министр транспорта Евгений Дитрих, непосредственно приложивший руку к ликвидации "Скола", может действовать в интересах авиакомпании Utair.
За несколько лет до этого, будучи министром транспорта, Дитрих не скрывал, что очень переживает за судьбу "Ютэйра", к которому, казалось бы, не должен иметь никакого отношения. Частной авиакомпании при его личном участии выделялись миллиардные субсидии. 23 миллиарда рублей, выделенные "Ютэйру" в 2018 году, спасли компанию от банкротства.
Как напоминает редакция «Компромат-Урал», особую скандальность персоне господина Дитриха придаёт тот факт, что его замом в Минтрансе был изобличённый в коррупции Владимир Токарев. В скором времени после отставки Дитриха с поста министра Токарев оказался в СИЗО по обвинению в различных должностных преступлениях и финансовых махинациях.
Если бы не помощь Дитриха, не было бы сейчас никакого "Ютэйра". А потом, когда Дитриху удалось за казённый счёт удержать Utair на плаву, началась планомерная ликвидация "СКОЛа". Дитрих возглавил ГТЛК – и понеслось.
В 2021 году Росавиация исключила 35 воздушных судов "Скола" из сертификата эксплуатанта - из-за неисполнения обязательств по договорам лизинга. Это те самые суда, которые брались в лизинг у ГТЛК. Общий долг авиакомпании по договорам лизинга составляет порядка 3 млрд. рублей. Почти миллиард из них стали предметом судебных разбирательств по двум банкротным искам.
Стоит отметить, что "Скол" стал единственной авиакомпанией, которой ГТЛК не разрешила реструктуризировать платежи. Также «Скол» не получил ни рубля из бюджета во время пандемии коронавируса.
ГТЛК стала предъявлять "Сколу" иск за иском. Многие из них связаны с банкротным процессом и изъятием предметов лизинга – воздушных судов. А как можно оказывать авиационные услуги, если у тебя нет транспорта? Господин Дитрих знал ответ на этот вопрос и намеренно доводил ситуацию до «кипения».
Шилов долго не сдавался, несмотря на открытое давление и даже опубликовал открытое письмо главе Минпромторга Денису Мантурову, главе Минтранса Виталию Савельеву, а также губернатору Калининградской области Антону Алиханову, куда до этого вынужденно перебрался "Скол" из Ханты-Мансийского автономного округа. Письмо содержало просьбу разобраться в ситуации и не допустить краха компании. Но что позволено Юпитеру, не позволено быку. Письмо осталось без ответа и вскоре "Скол" разорился.
Кстати, ликвидация "Скола" противоречит всей проводимой государственной политике по поддержке российской авиаотрасли – весь авиапарк компании состоял из суден отечественного производства, в отличие от "Ютэйра" и остальных авиаперевозчиков. Однако кому до этого дело, если на кону личные интересы?
Несмотря на то, что Дитрих не связан с компанией "Ютэйр" напрямую, из всего происходящего можно сделать вывод, что она ему, мягко говоря, небезразлична.
Так, первый иск к "Сколу" подал "Сургутнефтегазбанк". Он требовал выплатить ему 514 миллионов рублей – сумму, неподъёмную для хоть и успешной, но всё-таки небольшой авиакомпании.
В открытых базах данных скрыты сведения об учредителе авиакомпании "ЮТэйр", однако известно, что самый большой пакет акций находится у фирмы "АК-Инвест", подконтрольной "Сургутнефтегазу" (владеет 50,112% акций), а также ещё двух компаний - "Нефть-консалтинг" (еще одна структура "Сургутнефтегаза") и "дочки" перевозчика "ЮТэйр-Инжиниринг".
Именно поэтому присутствие в качестве истца "Сургутнефтегазбанка", дочерней структуры "Сургутнефтегаза", а также нежелание истцов рассматривать варианты мирового соглашения с представителями "Скола" и обсуждать варианты реструктуризации долга даёт основания полагать, что "Ютэйр" положил глаз на сколовские контракты ещё несколько лет назад. Utair, как отмечает издание «Москоу пост», предложил поделиться с Дитрихом за пособничество.
Как стало известно редакции «Компромат-Урал», Фонд социальных программ отказался платить "Ютэйру" за тушение лесных пожаров. Чиновников понять тоже можно: "Ютэйр", грубо говоря, зажрался.
Об аппетитах чиновниках и опекаемых ими коммерческих структур сообщайте нашим корреспондентам: kompromat-ural@protonmail.com
Обзор Николая Зенкова
«Компромат-Урал»
Контекст:
«Олерский Виктор Александрович оставил большую проблему Акимову, Минтрансу и Дитриху…»
«Вылизанный» Токарев. Заместитель министра Дитриха отчаянно чистит Интернет
Воротила госзаказа Юрий Рейльян и зам министра Дитриха Владимир Токарев: не разлей вода?
Криминальный дуэт для Тони. Кто глушит резонансное дело о коррупции в Минтрансе и РЖД?


Другие публикации
15.08.2025
Кампания по раскулачиванию долларового миллиардера Константина Струкова остаётся в сфере внимания редакции «Компромат-Урал». События уже обернулись несколькими коррупционными скандалами с участием должностных лиц, имевших, мягко говоря, тесные связи с опальным олигархом. Особенное внимание проверяющие из Москвы обратили на взаимоотношения Струкова с руководителями регионального управления Следственного комитета. Как выяснилось, он знаком и с экс-главой регионального СУ СКР Денисом Чернятьевым, которого ранее Александр Бастрыкин уволил по дискредитирующим основаниям, и с нынешним – Алексеем Колбасиным. Колбасин имеет от Бастрыкина почётную грамоту, а также награжден медалями «За безупречную службу» III и II степени и именным оружием.
12.08.2025
Последние несколько дней СМИ пестрят сообщениями о том, что экс-губернатор Челябинской области Борис Дубровский объявлен в розыск российским МВД. У посвящённых инсайдеров, контактирующих с редакцией «Компромат-Урал», эта новость вызывает лишь иронию. Уголовка против Дубровского по коррупционным составам начала раскручиваться вскоре после его отставки ещё шесть лет назад, в 2019-м, но быстро сдулась. Экс-губернатор благополучно осел в Швейцарии и, по всей видимости, нашёл «взаимопонимание» с нужными российскими правоохранителями, в чьей компетенции находится принятие соответствующих решений. Неужели теперь кто-то из них был снят с многолетнего «абонемента», поэтому шестерёнки силовой машины опять закрутились против Дубровского?
8.08.2025
На днях в редакцию «Компромат-Урал» поступила информация, побудившая вернуться к интересным событиям новейшей истории Екатеринбурга. В почти далёком 2016 году резонансная корпоративная разборка привела к посадке Николая Кретова. Господин Кретов - некогда очень влиятельный застройщик и важная фигура в окружении Эдуарда Росселя времён губернаторства последнего в Свердловской области (ныне Росселю идёт 88-й год: оказывается, некоторые могут жить долго). К екатеринбургским проектам Николая Кретова можно отнести аквапарк «Лимпопо», ТЦ «Кит» и «Екатерининский». Кретов был совладельцем ЗАО «Урало-Сибирская инвестиционная компания» и компании «Линкор». Отправка Кретова на нары считалась результатом того, что в конфликте ему оппонировал Альфа-банк (структура долларового миллиардера Михаила Фридмана).