C 12.03.2018 комментарии принимаются только на эл. почту редакции:
kompromat-ural@pm.me
Экологическое варварство «Лукойла» и «Роснефти» в зоне ответственности губернатора Натальи Комаровой

9.09.2013
Работающие в Югре обозреватели сайта «Компромат-Урал» заинтересовались недавним рейдом представителей «Гринпис» по районам ХМАО, пострадавшим от деятельности нефтяных гигантов – «Лукойла» и «Роснефти» (на фото – губернатор ХМАО Наталья Комарова и глава «Лукойла» Вагит Алекперов). По данным экологов, до 90% природных ландшафтов нарушены или уничтожены – это многие тысячи гектар мертвых лесов и болот. В условиях вечной мерзлоты нефть разлагается очень медленно, а торф впитывает ее, как губка. Дичь исчезает из отравленных лесов, а в загрязненных реках все меньше рыбы. Погоня нефтяных компаний за сиюминутной выгодой наносит непоправимый ущерб экосистеме всего Уральского региона.
Сибирь веками славилась своими лесами, рыбными реками, дичью, самобытной культурой. Но сегодня Россия приносит все это в жертву единственному ресурсу – нефти. Семья хантов-оленеводов пригласила нас в гости, чтобы рассказать, как коренные жители борются с нефтяными корпорациями за сохранение последних участков нетронутого леса.
Чтобы увидеть быт оленеводов, мы проехали более двух сотен километров от Нижневартовска через лесотундру, испещренную нефтяными вышками и газовыми факелами. Компании год за годом наступали, и местные жители уходили все дальше на север. На родовое угодье Айпиных мы смогли попасть только через контрольный пункт подрядчика компании «Лукойл».
Местная администрация и «Лукойл», который считает себя настоящим хозяином региона, узнали о приезде Гринпис, и решили контролировать все наши передвижения. Так мы и ездили с «хвостом» из четырех машин с сотрудниками компании и чиновниками, которые поджидали нас у дверей столовых и калиток местных жителей.
Они даже пытались объяснить нам, что все хорошо: нефтяники согласовывают все новые проекты с местными жителями, платят им солидные компенсации, а за последние годы оленеводов стало даже больше, чем было!
Менеджер «Лукойл-Западная Сибирь» Константин Беляев, курирующий работу с коренным населением, специально приехал, чтобы сообщить: «Ханты-Мансийский округ – один из передовых в работе с коренным населением!». «Мы не забираем землю, мы временно берем ее в пользование, а затем полностью рекультивируем. После того, как компания закончит работу, местные жители смогут использовать земли для своих целей», – вещал человек в черном костюме, стоя посреди деревянных бараков одного их нефтяных поселков. Казалось, что он прилетел с другой планеты.
На территории нефтепромыслов Ханты-Мансийского округа до 90% природных ландшафтов нарушены или уничтожены – это многие тысячи гектар мертвых лесов и болот. Битумную корку на нефтяных разливах 20-30 летней давности можно наблюдать и по сей день. В условиях вечной мерзлоты нефть разлагается очень медленно, а торф впитывает ее, как губка. Дичь исчезает из отравленных лесов, а в загрязненных реках все меньше рыбы. Никого не волнует, что останется здесь, когда нефтяные ресурсы будут исчерпаны, и компании просто уйдут осваивать новые территории – например, Арктику.
Бескрайние леса, которые кормили хантов многие поколения, теперь сократились до участков-«резерваций», которые официально называются «землями традиционного природопользования». На первый взгляд участок Айпиных кажется большим, но значительная часть территории повреждена пожаром. Леса здесь горят каждый год, зачастую – по вине рабочих-нефтяников, которые бросают окурки и оставляют костры. Их следы здесь повсюду: мусор, ржавый металлолом, следы от техники на белом ягеле.
Сосед Айпиных, оленевод Иван Казамкин, показывает нам место, где всего два года назад был богатый рыбой ручей. «Роснефть» прокладывала здесь трубопровод, и просто засыпала водоток песком. «Мы писали во все инстанции, просили хотя бы оставить проход для рыбы – без толку», – говорит Иван.
Земля принадлежит хантам лишь формально. Недра, леса, земли – государственные, и правительство вольно передать их любой компании в пользование. Как это и происходит сейчас: «Лукойл» обнаружил на угодье Айпиных нефть, и планирует пробурить здесь несколько скважин. Семья взамен в лучшем случае получит денежную компенсацию.
Но как это возместит потерю самой возможности вести привычный образ жизни, зарабатывать себе на хлеб традиционными промыслами?
Стойбище Айпиных, Энел Ури на реке Аган, сегодня выглядит почти так же, как и сотню лет назад. Низкий деревянный домик, чум с оленьими шкурами, открытый огонь, на котором хозяйка варит уху. Но для его обитателей все это свое, родное. Они не хотят уезжать. «Я работала и училась в городе, но меня всегда тянуло сюда, в лес», – говорит хозяйка Любовь Айпина. «Содержать оленей с каждым годом все труднее, и я надеюсь на экологический туризм. Если нефтяные компании оставят нас в покое, мы всегда сможем себя прокормить».
На прощание Айпины совершили обряд для сохранения пастбищ. Когда государство защищает только интересы нефтяных компаний, местным жителями не на кого надеяться, кроме своих богов.
Мария Фаворская
«Гринпис России»


Другие публикации
10.06.2025
Свердловский областной суд начал рассматривать по существу дело Марселя Гасанова, обвиняемого в занятии высшего положения в преступной иерархии и других преступлениях. Следствие считает, что «смотрящим» за областью его назначили криминальные авторитеты Захарий Калашов (Шакро Молодой) и Бадри Когуашвили (Бадри Кутаисский). По данным редакции «Компромат-Урал», подсудимый Гасанов уже заявил, что его подставил сотрудник ФСБ, приходившийся ему другом: «Мы сами угораем: два друга поругались, этим воспользовались наши хейтеры и вывалили всё».
10 июня 2025 гола суд приступил к рассмотрению уголовного дела Марселя Гасанова. Согласно обвинению, оглашенному прокурором, Марсель Гасанов приобщился к тюремной культуре до 2016 года, когда отбывал семилетний срок за разбой (ст. 162 УК). По утверждению прокурора, фигурант обладал решительностью, коммуникабельностью, настойчивостью и «создал себе безупречную криминальную репутацию и непререкаемый авторитет».
Как утверждает следствие, в сентябре 2024 года «воры в законе» Захарий Калашов (Шакро Молодой) и Бадри Когуашвили (Бадри Кутаисский) назначили Марселя Гасанова «смотрящим» за Свердловской областью.
23.05.2025
«Ростех» не для тех. Госкорпорация выводит активы бенефициарам, связанным с Сергеем Чемезовым
Сергей Чемезов продолжает "раздавать" активы "Ростеха" близким людям. Не так ли "Сибсельмаш" оказался под контролем семьи сенатора Сергея Муратова, аффилированного с силовым блоком, - задаются вопросом публичные источники, на которые обратила внимание редакция «Компромат-Урал». АО "НПО Курганприбор", производящее оружие и технику для ВС РФ, выкупило на торгах имущественный комплекс новосибирского завода ОАО "Сибсельмаш-Спецтехника", ранее находившийся на балансе "Ростеха". Стоимость сделки составила очень скромные для такого гиганта 307 млн рублей.
В недалеком прошлом "Сибсельмаш" был ключевым предприятием по созданию сельхозтехники в РФ. Это важный актив для российской экономики. Тем не менее, "Ростех" под руководством Сергея Чемезова решил не оздоравливать завод, чтобы поддержать отечественное производство, а банально "выйти в кэш".
Торги могли носить фиктивный характер - ни о какой реальной конкуренции на них не могло идти и речи. До торгов допустили лишь двух участников - НПО "Курганприбор" и ООО "Третейское право". Примечательно, что оба интересанта - из Кургана.
16.05.2025
Чёрные дыры белозёровщины. Печальные итоги 10-летия ставленника Ротенбергов во главе РЖД
ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) – государственный транспортный монополист и один из крупнейших получателей бюджетных средств. Однако за последние годы (2022–2025) компания оказалась в центре множества коррупционных скандалов.
Выявлены схемы хищения десятков миллиардов рублей, злоупотребления при закупках, завышение стоимости проектов и использование служебного положения в личных интересах. Эти факты подкреплены официальными расследованиями, судебными материалами и журналистскими разоблачениями – и представляют такую степень детализации и достоверности, что их невозможно игнорировать ни правоохранительным органам, ни общественности.
Ниже приводится аналитический доклад журналистского расследования, обобщающий самые громкие случаи и системные проблемы. В центре внимания - политика гендиректора РЖД Олега Белозёрова и её влияние на грузоперевозки и инвестиции; сомнительные проекты в сфере инфраструктуры (особенно связанные с группой компаний «1520»); деятельность заместителя гендиректора Сергея Чаркина и его роль в закупках; многочисленные нарушения Федерального закона №223-ФЗ о закупках и пассивность надзорных органов; а также прямые и косвенные доказательства вовлечённости руководства РЖД и аффилированных лиц в коррупционные схемы.