C 12.03.2018 комментарии принимаются только на эл. почту редакции:
kompromat-ural@pm.me
С праздником победы – мессенджеры не сдаются! Новость об отмене их анонимности оказалась первомайской шуткой?

9.05.2019
Последние несколько дней аудиторию активно стращали «сенсационным» инфоповодом о том, что в России покончено с анонимностью мессенджеров, напоминает редакция «Компромат-Урал». Дескать, новые правительственные правила всё в корне поменяли: «они были приняты в расчете на то, чтобы услугами сервисов обмена мгновенными сообщениям пользовались только люди, подтвердившие, что номера мобильных телефонов, используемые для переписки, принадлежат именно им».
Однообразные публикации сообщали, что для идентификации пользователя администрация мессенджера будет направлять запрос мобильному оператору. Каждый пользователь при регистрации получает уникальный код идентификации в мессенджере. Сотовая компания вносит его в свою базу данных с указанием, каким именно сервисом для переписки пользуется клиент. Если номер в базе сотовой компании отсутствует или оператор на запрос не отвечает, мессенджер должен отказать пользователю в регистрации. Тем, кто уже прошёл идентификацию, но позднее сменил номер телефона или оператора, потребуется пройти процедуру заново». Короче, геморрой… печать и три свидетеля!
Но, как известно, новость – это то, что от кого-то скрывают, всё остальное – реклама. Вот и страшилки о деанонимизации мессенджеров оказались больше похожи на пиар очередной законодательной новеллы, весьма далёкой от реальности. Более пытливые журналисты (не копирайтеры-рерайтеры пресс-релизов), провели расследование по следам вступления в силу новых правил и удостоверились: «Идентификация пользователей мессенджеров не работает!». Во всяком случае, сейчас.
«Мессенджеры не идут на контакт с сотовыми компаниями. В воскресенье, 5 мая, должна была начаться обязательная идентификация пользователей мессенджеров по номеру телефона. По утвержденным правительством правилам в ходе этой процедуры мессенджер должен направить уведомление о регистрации нового пользователя сотовому оператору, а тот в течение 20 минут дать мессенджеру ответ – есть ли номер этого пользователя в его базе или нет. Если номера в базе не оказывается или ответ от оператора не приходит, мессенджер обязан отказать в приеме и передаче сообщений. Если прошедший проверку пользователь впоследствии изменит сведения о себе или поменяет номер телефона, то ему нужно будет пройти процедуру заново.
Как убедился корреспондент «Ведомостей», процедура идентификации в популярных мессенджерах пока не претерпела изменений. Для эксперимента были куплены сим-карты «Мегафона», «Вымпелкома», МТС и Tele2, причем три из них – с рук без предъявления паспорта. С каждой сим-карты была проведена регистрация в пяти мессенджерах: WhatsApp, Viber, Telegram, Skype и «ТамТам». Как и раньше, мессенджер просит ввести номер телефона, высылает на него код активации и регистрирует нового пользователя. Причем ни один из мессенджеров ни разу не отказал в регистрации – в том числе при использовании карт, приобретенных неофициально.
Собеседник «Ведомостей» в одной из сотовых компаний утверждает, что пользователь и не должен замечать процедуру – ему следует только дождаться ее завершения. При этом по закону «Об информации» идентифицировать нужно только пользователей зарубежных мессенджеров, включенных в реестр организаторов распространения информации Роскомнадзора, – среди таких мессенджеров Telegram, доступ к которому ограничивает надзорное ведомство, китайский WeChat и швейцарский Threema, отмечает ведущий аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян. Соответственно, например, на WhatsApp и Viber, которых нет в реестре, эти требования не распространяются, объясняет эксперт.
Представители «Вымпелкома», МТС, «Мегафона» и Tele2 заявили, что технически готовы исполнять требования законодательства. «Вымпелком» (работает под брендом «Билайн») разработал техническое решение, которое должно обеспечивать идентификацию, но достаточно ли его, можно понять лишь в ходе взаимодействия с мессенджерами, говорит представитель оператора Лилия Галяутдинова. Взаимодействует ли с ними сейчас «Вымпелком», она не комментирует.
Tele2 также готов исполнять нормативные требования, но от мессенджеров пока не поступало запросов на идентификацию пользователей, разводит руками представитель оператора Дарья Колесникова. Об этом же говорят сотрудники двух других сотовых компаний.

Для исполнения правил идентификации пользователей операторам не хватает подзаконных актов, которые будут регулировать такие аспекты взаимодействия с мессенджерами, как, например, передача им данных о номерах – ведь это персональные данные абонентов, отмечает собеседник в одном из операторов сотовой большой четверки.
Правила идентификации описывают общий порядок взаимодействия операторов и мессенджеров, но не говорят о том, как участники процесса должны обмениваться данными своих пользователей и защищать их, согласен Казарян. Также непонятно, должны ли мессенджеры и операторы обмениваться данными бесплатно или на возмездной основе, по каким тарифам они должны в таком случае рассчитываться друг с другом, рассуждает он.
Представитель Viber отказался от комментариев. Представители WhatsApp, Telegram, Microsoft (владеет Skype), WeChat и Threema не ответили на запросы «Ведомостей». В Роскомнадзоре также не ответили на вопрос, планирует ли ведомство следить за исполнением новых правил», - резюмирует издание.
Обзор Ольги Смолиной
 «Компромат-Урал»
 
		 
	Другие публикации
8.10.2025
Директор челябинского центрального парка культуры и отдыха имени Юрия Гагарина Жазит Нургазинов стал фигурантом уголовного дела. Ему предъявлено обвинение в злоупотреблении должностными полномочиями. Следствие полагает, что в 2024 году он заключил договор поставки изношенных аттракционов по завышенной цене на сумму более 86 млн руб., используя полученные от администрации Челябинска субсидии. По данным источника в правоохранительных органах, сделка была заключена с ООО «Отдых», у которого руководство парка ранее арендовало аттракционы.
7.10.2025
Прокуратура Свердловской области утвердила обвинительные заключения в отношении бывших областного министра энергетики и ЖКХ Николая Смирнова, его первого заместителя Игоря Чикризова и заместителя министра Андрея Кислицына. Их обвиняют в получении взяток на смехотворную общую сумму «свыше 4,4 млн руб», то есть, ниже цены приличного автомобиля. Впрочем, имя Николая Смирнова не раз звучало в уголовном деле топ-менеджеров «Облкоммунэнерго», а также в иске Генпрокуратуры по изъятию активов у Артёма Бикова и Алексея Боброва.
15.08.2025
Кампания по раскулачиванию долларового миллиардера Константина Струкова остаётся в сфере внимания редакции «Компромат-Урал». События уже обернулись несколькими коррупционными скандалами с участием должностных лиц, имевших, мягко говоря, тесные связи с опальным олигархом. Особенное внимание проверяющие из Москвы обратили на взаимоотношения Струкова с руководителями регионального управления Следственного комитета. Как выяснилось, он знаком и с экс-главой регионального СУ СКР Денисом Чернятьевым, которого ранее Александр Бастрыкин уволил по дискредитирующим основаниям, и с нынешним – Алексеем Колбасиным. Колбасин имеет от Бастрыкина почётную грамоту, а также награжден медалями «За безупречную службу» III и II степени и именным оружием.









