Идентификация пользователей мессенджеров не работает

Мессенджеры не идут на контакт с сотовыми компаниями
Процедура идентификации в популярных мессенджерах пока не претерпела изменений/ Андрей Гордеев / Ведомости

В воскресенье, 5 мая, должна была начаться обязательная идентификация пользователей мессенджеров по номеру телефона. По утвержденным правительством правилам в ходе этой процедуры мессенджер должен направить уведомление о регистрации нового пользователя сотовому оператору, а тот в течение 20 минут дать мессенджеру ответ – есть ли номер этого пользователя в его базе или нет. Если номера в базе не оказывается или ответ от оператора не приходит, мессенджер обязан отказать в приеме и передаче сообщений. Если прошедший проверку пользователь впоследствии изменит сведения о себе или поменяет номер телефона, то ему нужно будет пройти процедуру заново.

Как убедился корреспондент «Ведомостей», процедура идентификации в популярных мессенджерах пока не претерпела изменений. Для эксперимента были куплены сим-карты «Мегафона», «Вымпелкома», МТС и Tele2, причем три из них – с рук без предъявления паспорта. С каждой сим-карты была проведена регистрация в пяти мессенджерах: WhatsApp, Viber, Telegram, Skype и «ТамТам». Как и раньше, мессенджер просит ввести номер телефона, высылает на него код активации и регистрирует нового пользователя. Причем ни один из мессенджеров ни разу не отказал в регистрации – в том числе при использовании карт, приобретенных неофициально.

Собеседник «Ведомостей» в одной из сотовых компаний утверждает, что пользователь и не должен замечать процедуру – ему следует только дождаться ее завершения. При этом по закону «Об информации» идентифицировать нужно только пользователей зарубежных мессенджеров, включенных в реестр организаторов распространения информации Роскомнадзора, – среди таких мессенджеров Telegram, доступ к которому ограничивает надзорное ведомство, китайский WeChat и швейцарский Threema, отмечает ведущий аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян. Соответственно, например, на WhatsApp и Viber, которых нет в реестре, эти требования не распространяются, объясняет эксперт.

Представители «Вымпелкома», МТС, «Мегафона» и Tele2 заявили, что технически готовы исполнять требования законодательства. «Вымпелком» (работает под брендом «Билайн») разработал техническое решение, которое должно обеспечивать идентификацию, но достаточно ли его, можно понять лишь в ходе взаимодействия с мессенджерами, говорит представитель оператора Лилия Галяутдинова. Взаимодействует ли с ними сейчас «Вымпелком», она не комментирует.

Tele2 также готов исполнять нормативные требования, но от мессенджеров пока не поступало запросов на идентификацию пользователей, разводит руками представитель оператора Дарья Колесникова. Об этом же говорят сотрудники двух других сотовых компаний.

Для исполнения правил идентификации пользователей операторам не хватает подзаконных актов, которые будут регулировать такие аспекты взаимодействия с мессенджерами, как, например, передача им данных о номерах – ведь это персональные данные абонентов, отмечает собеседник «Ведомостей» в одном из операторов сотовой большой четверки.

Правила идентификации описывают общий порядок взаимодействия операторов и мессенджеров, но не говорят о том, как участники процесса должны обмениваться данными своих пользователей и защищать их, согласен Казарян. Также непонятно, должны ли мессенджеры и операторы обмениваться данными бесплатно или на возмездной основе, по каким тарифам они должны в таком случае рассчитываться друг с другом, рассуждает он.

Представитель Viber отказался от комментариев. Представители WhatsApp, Telegram, Microsoft (владеет Skype), WeChat и Threema не ответили на запросы «Ведомостей». В Роскомнадзоре также не ответили на вопрос, планирует ли ведомство следить за исполнением новых правил.