C 12.03.2018 комментарии принимаются только на эл. почту редакции:
kompromat-ural@pm.me
«Водный» олигарх Виктор Олерский зря расслабился после отставки Сергея Франка
30.09.2019
54-летний уроженец города Лиепая, бывший подданный Бельгийского королевства и бывший высокопоставленный чиновник правительства России, а ныне инфраструктурный магнат Виктор Олерский (ИНН 781011703504) необычайно «оперился» после аппаратного ослабления давнего и не менее скандально известного мастодонта транспортной отрасли Сергея Франка. Как напоминает редакция «Компромат-Урал», 59-летний Сергей Франк, руководивший государственным «Совкомфлотом» 15 лет, недавно отстранён от оперативного управления этим «сладким» предприятием. На его место пришёл Игорь Тонковидов.
Заметим, что кандидатура Игоря Васильевича Тонковидова рассматривалась на пост замглавы Минтранса - главы Росморречфлота как раз после ухода с этого поста летом 2018 года Виктора Олерского (наш герой отчалил в большой бизнес, который до этого регулировал, - ну, чисто по-российски). По этой логике выходит, Тонковидов ещё тогда оценивался как «преемник», т.е. креатура Олерского, в доску его человек. И вот теперь Тонковидов – у руля ПАО «Совкомфлот» вместо засидевшегося Франка. Корабли сплываются - олерские мечты сбываются?
Конечно, внешне отставку «непотопляемого» Франка с поста гендиректора обставили как якобы «повышение»: Сергея Оттовича сплавляют в совет директоров «Совкомфлота». Дескать, «уставший» Франк хотел отойти от оперативного управления компанией. Подконтрольные медиа-ресурсы распирались в красивых обоснованиях: «В следующем году Сергею Франку исполнится 60 лет, а он всегда был настроен на приход молодых кадров и смену поколений». Но пиар-легенда, которой прикрыта отставка, не выдерживает критики и рассыпается от элементарного факт-чекинга. Смешная и неправдоподобная версия. Игорь Тонковидов родился в 1964 году, т.е. всего на пять лет раньше вымотанного «старца» Франка, они люди одного поколения, ни о какой смене возрастов речи нет и в помине. Франка попросту «ушли»? В интригах отметился вёрткий Олерский?
Для передела отрасли задействовались большие силы. Директивы о смещении Франка с поста гендиректора и распоряжение о выдвижении нового состава совета директоров подписаны при личном участии даже не министра транспорта Евгения Дитриха, а вице-премьера Максима Акимова, подтвердил представитель последнего Сергей Извольский. У Виктора Олерского длинные руки? Большому кораблю – большое плавание. Теперь, транспортному магнату будет, где развернутся. «Совкомфлот» на 100% принадлежит государству и является одной из крупнейших в мире танкерных компаний. Выручка компании в тайм-чартерном эквиваленте в 2018 году превысила миллиард долларов!
Редакция «Компромат-Урал» продолжает следить за схемами, которые проворачивают в транспортной отрасли. Мы принимаем новые сообщения от информированных читателей: kompromat-ural@protonmail.com
Между тем, наши коллеги из издания СМИ «The Moscow Post» опубликовали актуальный материал под заголовком «Водная империя Виктора Олерского». Процитируем:
«Бывший заместитель министра транспорта и он же - экс-начальник Федерального агентства морского и речного транспорта - продолжает подгребать под себя завидные активы: по всей видимости, Московское речное пароходство в скором времени может уйти под г-на Олерского, как туда ушла компания «Водоходь», Северо-Западное морское пароходство, финская верфь Arctech Helsinki Shipyard и многое другое.
Московское речное пароходство - а это один из крупнейших игроков на рынке речных перевозок, который, к тому же обременён долгами - целенаправленно ищет покупателя. На фоне неудачного ведения бизнеса в МРП разгорелся нешуточный базар-вокзал между акционерами. Совладелец компании, скандально известный банкир Александр Плющенко решился продать 33% голосующих акций. Правда есть и другой вариант - поделить бизнес с основным собственником МРП, бывшим начальником Объединенной судостроительной корпорации, совладельцем компании AEON Романом Троценко. Но г-н Троценко не хочет выкупать эту долю. И ныне речь идет о возможной продаже большей части активов МРП.
Говорят, что свой интерес к Московскому речному пароходству давно и неназойливо проявляет бывший высокопоставленный чиновник Виктор Олерский.
По мнению экспертов, Олерский и Троценко всегда находили общий язык, поскольку оба долго маячили на государственной службе. И тесно взаимодействовали друг с другом. Каждому из них эта государственная служба принесла очень хорошие дивиденды в виде уже собственных морских и речных компаний. Теперь эти компании нужно нарастить своим собственным, новеньким флотом. Причем, господина Олерского сегодня интересуют не только круизные пароходы, сухогрузы, но и суда-ледоколы, которые смогут работать на Северном морском пути.
Всё дело в танкерах
Московское речное пароходство - богатая на возможности контора: на балансе МРП - более 150 грузовых судов и более 20 пассажирских, а также перегрузочная и добывающая техника. В состав МРП входят, загибаем пальцы: "Московско-Окское речное пароходство", компания " Мостурфлот", "МРП-Танкер", порт Серпухов, порт Кимры, а также Международный московский яхтенный порт...
Александр Плющенко вознамерился отделаться от своей доли из-за убыточной программы по строительству танкеров. Дело в том, что МРП, когда начинало эту программу, рассчитывало на скорое прибытие нового танкерного флота. Но надеждам этим не суждено было сбыться: проект остановили, построив несколько танкеров. И тоже уже выставили на продажу.
Бывший банкир надеется, что продажа танкеров закроет основную часть убытка Московского речного пароходства. Ещё в ближайших планах - отделаться от таких непрофильных активов, как офисное здание на Ленинградском шоссе. В списке на продажу - порт Серпухов и порт Кимры.
Менеджеры МРП принимают меры, чтобы выправить ситуацию, поэтому и рассматривается продажа части активов.
А на ловца, как говорится, и зверь бежит!
Интерес может представлять пассажирский флот МРП. И живой интерес к нему проявляет компании Виктора Олерского «Водоходъ».
И, по всей видимости, в скором времени Московское речное пароходство может тоже оказаться в «кармане» у господина Олерского.
Как заполучил Arctech Helsinki
Бывший заместитель министра транспорта Виктор Олерский решил ещё глубже закопаться в бизнес. Как же г-ну Олерскому удалось заполучить верфь Arctech Helsinki Shipyard? Напомним, что верфь изначально была создана как дочернее предприятие STX Finland Oy и структур корейской STX Corporation. В 2011 году Объединенная судостроительная корпорация приобрела 50% верфи. Полностью ОСК выкупила верфь в 2014 году. ОСК определилась с основным претендентом на покупку финской Arctech Helsinki Shipyard. Новые владельцы - экс-замминистра транспорта Виктор Олерский и его партнер - совладелец «Водохода» и «Пола Групп» Ришат Багаутдинов.
Сумма сделки не сообщалась, но помимо финансовой составляющей ОСК получит Невский судостроительно-судоремонтный завод. Основным проблемным вопросом остается долговая нагрузка Arctech.
Все проблемы Arctec начались в 2014 году, когда ОСК оказалась под санкциями. Стало сложно привлекать деньги в зарубежных банках. Свою роль сыграла девальвация рубля. Arctech получила весомые убытки от строительства ледокола «Мурманск». Совкомфлот оштрафовал судостроительную компанию на 50 млн. долларов за задержку строительства четырёх судов.
Эта судоверфь специализируется на судах ледового класса. ОСК несколько месяцев вела переговоры с российскими инвесторами для сохранения и использования актива в интересах России. Получается, что Олерский взял Arctech с её долгами. Но, похоже, это не особо волнует бывшего гражданина Бельгии.
Для чего г-ну Олерскому эта верфь? По всей видимости, Олерский собирается сооружать ледоколы для Северного морского пути, поскольку у ГК «Росатом» есть проблемы с созданием атомоходов проекта 22000.
О своих СПГ-ледоколах для Севморпути заявил глава НОВАТЭК Леонид Михельсон. Таким образом, Олерский приходит в большую игру? А смена владельца может вывести финскую судоверфь из-под санкций США?
Вернёт ли Виктор Олерский свой бельгийский паспорт?
И возникает такой вопрос: а вернёт ли г-н Олерский свой бельгийский паспорт, который он сдал, когда получил пост заместителя министра транспорта РФ? Семья Олерского - это известно - давно живет в Бельгии.
И у Виктора Олерского есть недвижимость не только в Бельгии, но ещё и в Финляндии.
В Бельгии у г-на Олерского есть особняк площадью 370 кв. метров и земельный участок - более 2060 кв. м. В Финляндии в собственности - участок более 28 тыс. кв. м. Остается лишь гадать: а как г-н Олерский стал латифундистом?
Напомним, что собственником компании «Водоходъ» Олерский стал сравнительно недавно: 30 апреля 2019 года. Флот компании состоит из 25 круизных теплоходов, 9 судов «Метеор» и 9 судов типа «Москва».
За год «Водоходъ» обслуживает более 450 тыс. пассажиров. По данным аналитической системы «СПАРК-Интерфакс», владельцем компании является кипрская Volga-Baltic Cruise Lines Ltd.
Получается, есть один владелец - кипрский. Другой - брюссельский.
Где еще в мире можно так шустрить? И постоянно уходить от правосудия?
Компания «Водоходъ» уже решила поменять направления в своей работе. И заняться круизами в Арктику. Для этого и нужны суда другого класса. Такие корабли могут быть быстро построены на судоверфи Arctech. И в рамках новой стратегии у компании есть такая идея: повысить стоимость тура на 50% . И выйти к 2020 году на прямые продажи зарубежным туристам.
60 «лимонов» на сухогрузы
Но ещё, как выяснилось, господина Олерского интересуют новые сухогрузы. Причём, этот интерес он очень активно проявлял и много лет назад.
Если посмотреть публикации на эту тему в профильных изданиях, станет совершенно понятно, что ещё почти 20 лет назад Виктор Олерский очень чётко определил для себя цель, к которой надо идти, во что бы то ни стало. Это строительство сухогрузов класса «река-море».
И в 2002 году компания «Волга-флот» (Волжское пароходство), принадлежащее нефтетрейдеру «Корус», заказало строительство 10 новых судов класса «река – море» на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде. Об этом сообщали «Деловые новости».
Контракт был заключен на 4 года. Стоимость? Более 60 млн. долларов. Председателем совета директоров компании «Волга-флот» был тот самый Виктор Олерский. А из российских судоходных компаний такие средства в судостроение до сих пор вкладывало лишь Северо-Западное пароходство, у которого «Волга-флот» купила документацию на выпуск сухогрузов проекта «Валдай».
«Волга-флот» - одна из крупнейших судоходных компаний европейской части России. Флот компании насчитывал в ту пору почти 300 судов. Контрольным пакетом пароходства владел нефтетрейдер «Корус», дружественный «Татнефти». Тут не к ночи придётся вспомнить имя скандально известного бывшего сенатора от Башкортостана Игоря Изместьева, который уже несколько лет находится в местах не столь отдалённых... Скандал с Изместьевым тогда поломал много планов господина Олерского.
Но в 2002 году председатель совета директоров «Волги-флота» Виктор Олерский рассказывал журналистам, что пароходство согласовало с заводом «Красное Сормово» детали контракта. До 2006 года завод обещает сделать для «Волги-флота» серию из 10 сухогрузов проекта «Валдай».
Купив в конце 2000 года контрольный пакет «Волги-флота», «Корус-Холдинг» начал перестраивать флот пароходства для нужд своего бизнеса. И вложил более 20 млн. долларов в переоборудование сухогрузов в нефтеналивные суда для перевозок на экспорт нефтепродуктов с НПЗ Башкортостана.
Флот российских речных пароходств (на тот момент – прим. «Компромат-Урал») не пополнялся практически 10 лет (с 1992 года). И, похоже, тогда настал подходящий момент для обновления.
Так что к сухогрузам г-н Олерский начал подбираться ещё 17 лет назад. Но некоторые обстоятельства помешали ему в то время начать получать столь желанные активы.
«Красное Сормово»: новые сухогрузы
И вот в середине сентября этого, 2019 года, стало известно, что завод «Красное Сормово», который входит в Объединенную судостроительную корпорацию, может получить контракт на 20 сухогрузов RSD59.
Заказ поступил от Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК). Стоимость контракта? Около 20 млрд. рублей.
Как следует из информации, опубликованной на сайте госзакупок, в конце августа завод «Красное Сормово» получил опцион на заключение договора на строительство 20 сухогрузов RSD59. В рамках открытого запроса предложений была подана всего одна заявка.
Завод «Красное Сормово» уже сдал 10 сухогрузов, в том числе 9 для компании «Пола Райз» (компания партнера Олерского ) тоже по контракту с ГТЛК. И сегодня судоверфь строит 11 сухогрузов.
Эти суда могут использоваться для транспортировки навалочных, контейнерных, лесных, зерновых и крупногабаритных грузов, а также опасных грузов в Каспийском море, в Средиземном, Черном, Балтийском, Белом морях.
Помимо завода «Красное Сормово», такие сухогрузы строит Невский судостроительно-судоремонтный завод (контракт - 5 сухогрузов) и Окская судоверфь (15 сухогрузов).
Сегодня многие компании интересуются сухогрузами: российский флот сильно устарел. Ко всему прочему, новый проект обладает увеличенным объемом грузовых трюмов: это даёт возможность перевозить крупногабаритные и длинномерные грузы, а также контейнеры, в том числе high cube - 192 контейнера в трюме и 60 на палубе.
В общем, г-н Олерский правильно рассчитал этот вид бизнеса ещё несколько лет назад.
Олерский – Троценко: два сапога пара?
О том, что Олерский и Троценко давно и тесно взаимодействуют, говорят многие факты. И вот есть такой красноречивый факт их слаженной работы: некоторое время тому назад подкомиссия Российского союза промышленников и предпринимателей под руководством Романа Троценко обратилась в правительство РФ по вопросу конкуренции между железнодорожным и речным транспортом. Об этом сообщал «Портньюс».
На заседании подкомиссии по морскому и речному транспорту и портовой индустрии Комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей по транспорту и транспортной инфраструктуре были рассмотрены проблемы обеспечения справедливой конкуренции между различными видами транспорта. И определены основные темы для формирования плана работы подкомиссии.
В заседании под председательством члена бюро правления РСПП, председателя правления ООО «Инфраструктурная корпорация АЭОН» Романа Троценко приняли участие заместитель министра транспорта РФ - руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта (на тот момент) Виктор Олерский, а также представители РЖД.
Далее сообщалось, что некоторое время назад было принято решение о предоставлении 25% скидки с железнодорожных тарифов на перевозку мазута и дизельного топлива в период навигации на внутренних водных путях. Такие меры вызвали глубокую озабоченность работников речного транспорта. Всё это могло привести к вытеснению речников с рынка перевозок нефтепродуктов. И могло стать и причиной банкротств множества судоходных компаний.
В ходе заседания было принято решение - обратиться в Правительство РФ для скорейшего урегулирования имеющихся разногласий. Тогда Олерский всячески помогал в урегулировании этих разногласий, шёл навстречу всем пожеланиям г-на Троценко.
Долг платежом красен?
Но кроме сухогрузов г-на Олерского, оказывается, сильно влекут к себе и круизные лайнеры. Несколько дней назад стало известно, что для компании «Водоходъ» на воду спущен четырехпалубный круизный лайнер «Мустай Карим».
В церемонии спуска на воду приняли участие Полномочный представитель президента РФ в ПФО Игорь Комаров, президент АО «Объединенная судостроительная корпорация» Алексей Рахманов, генеральный директор завода «Красное Сормово» Михаил Першин, а также председатель Совета директоров ООО «Водоходъ» Виктор Олерский и генеральный директор ООО «Водоходъ» Ришат Багаутдинов.
Этот роскошный лайнер соответствует уровню пятизвездочного отеля, поскольку спроектирован по типу плавучей гостиницы. На борту - обзорные салоны, рестораны, бары, тренажерный зал, открытая прогулочная зона, а также салон красоты и солярий. Лайнер вмещает 330 человек.
Закладка четырёхпалубного теплохода состоялась на заводе «Красное Сормово» в марте 2017 года. Строительство лайнера для компании «Водоходъ» шло в рамках трёхстороннего контракта с участием АО "Машпромлизинг" (структура ОСК).
Судно предназначено для речной перевозки пассажиров на дальних круизных линиях с проходом Волго-Донским судоходным каналом...
Компания «Водоходъ» уже вывесила расписание круизов... В свой первый круиз «Мустай Карим» выйдет в мае 2020 года. Цены... Лучше не называть вслух эти цифири.
Президент Объединенной судостроительной компании Алексей Рахманов при спуске лайнера заметил, что пассажирские суда в России не строили 60 лет. На строительство круизного лайнера потратили почти 4 млрд. рублей… Водная империя господина Олерского продолжает пухнуть в размерах, поглощая менее удачливых конкурентов.
С г-ном Троценко они всегда обо всём договорятся, не зря же столько соли вместе съели, когда руководили государственными судостроительными объектами.
Вопрос лишь в том, как быстро теперь г-н Олерский «заглотит» ещё и Московское речное пароходство ко всем остальным приобретениям?». Конец цитаты.
Продолжение следует…
Редакция «Компромат-Урал» следит за тем, в какую сторону «даст крен» бизнес экс-чиновника Виктора Олерского. Знаете больше? Пишите: kompromat-ural@protonmail.com
Обзор выполнен Николаем Зенковым
«Компромат-Урал»
Контекст:
Ельцинско-касьяновский министр Сергей Франк посадит «Совкомфлот» на мель?
Другие публикации
26.11.2024
Гильварг подчищает хвосты. «Русский хром» продавали фейковыми сделками, тайком от ФНС и ФАС?
Предприятия группы MidUral и близкие им юрлица столкнулись с исками на крупные суммы после сделок, направленных на избавление от кредитной нагрузки «Русского хрома 1915» перед продажей его акций группе «Полипласт». Выкупавшие долги юрлица субъекты неожиданно заявили претензии к «Ключевскому заводу ферросплавов», «Ключевской обогатительной фабрике» и «Уралинвестпромстрою». Представители последнего с необходимостью возврата средств не соглашаются, указывая на «притворность собственных сделок», использованных для дальнейших манипуляций по очищению от долгов «Русского хрома 1915» перед «Россельхозбанком».
Представители адвокатского сообщества указывают как на налоговые последствия, в результате которых «Уралинвестпромстрой» мог сэкономить на НДС, так и вероятный сценарий по обходу согласований с ФАС продажи акций первоуральского завода. В группе MidUral при этом, судя по всему, ведут ревизию сделок, связанных с выкупом займов предприятий от иных банков с участием покупателей активов ИП Евлоева и «ЭМА Инвест», за которыми в результате оказались закреплены права требования на десятки миллионов долларов.
Близкие к скандально известному коммерсанту Сергею Гильваргу юрлица обратились в Арбитражный суд Свердловской области с требованием изменить итоги ряда сделок, заключённых в связи с продажей акций АО «Русский хром 1915» (ныне переименовано в АО «Хромпик») компаниям группы «Полипласт».
25.11.2024
Мельников и Попелюх подсели на проблемные активы. «Юридический» распил в госкорпорации АСВ
В период, когда госкорпорацией «Агентство по страхованию вкладов», АСВ, руководил Юрий Исаев, в 2019-2020 годах в официальном медиаполе указывалось, что эта структура полностью откажется от услуг привлечённых юридических фирм, и единственный вариант взаимодействия с АСВ будет возможен на условия судебного финансирования.
В реальности АСВ первоначально практически отказалось от услуг привлечённых организаций практически по всем ликвидируемым банкам, кроме тех, за продолжение работы с которыми проголосовал комитет кредиторов.
Суть оптимизации задумывалась так: АСВ отказывается от взаимодействия со сторонними юркомпаниями, так как им приходится выплачивать постоянную абонентскую плату плюс вознаграждение от взысканных сумм, вместо этого нанимает юристов в штат по трудовому договору и существенно экономит деньги.
Однако источники, оказавшиеся в поле зрения редакции «Компромат-Урал», сообщают, что замглавы АСВ Александр Попелюх (в октябре 2024 года задержан сотрудниками ФСБ и арестован по обвинению в особо крупном мошенничестве) вместе с гендиректором АСВ Андреем Мельниковым нашли выход из ситуации, когда формально Агентство действительно отказалось от номинации "Привлеченные фирмы", придумав номинацию "Услуги по возврату проблемных активов".
В данную категорию вошли всего шесть фирм, у которых, по информации с их сайтов, единственный крупный контрагент - АСВ: Вектор Права, Юрэнергоконсалт, Джи Ар Лигал, Асгард, МЮЗКА.
15.11.2024
У Куйвашева свербит Ирбит? Государственный молокозавод уводят из казны «по явно заниженной цене»
Находящийся в региональной госсобственности Ирбитский молочный завод продолжают приватизировать «по кусочкам» на фоне серьёзного кризиса в отрасли. Свердловская область откажется ещё от 25% акций госпредприятия.
В последние недели в России активно обсуждается феноменальный рост цен на сливочное масло. Чтобы как-то снизить градус напряжения, этот продукт стали завозить уже из Объединённых Арабских Эмиратов. На фоне очевидного кризиса в молочной отрасли особо неожиданным выглядит решение руководства Свердловской области продать 25% акций АО «Ирбитский молочный завод». В результате государство накануне столетия предприятия утратит статус мажоритарного акционера, а оставшиеся акции с большой долей вероятности могут быть проданы в ближайшем будущем. О том, что происходит с Ирбитским молочным заводом и отраслью в целом, журналистам рассказал бывший руководитель молокозавода Сергей Суетин.