C 12.03.2018 комментарии принимаются только на эл. почту редакции:
kompromat-ural@pm.me
По брюссельскому счёту. Журналисты ищут «криминальные следы» в биографии бизнесмена и экс-чиновника Виктора Олерского

12.05.2019
Несколько дней назад редакции «Компромат-Урал» сообщили, что бывший высокопоставленный чиновник российского правительства Олерский Виктор Александрович (ИНН 781011703504), уволенный главой кабмина Дмитрием Медведевым в прошлом году, стал председателем совета директоров судоходной компании «Водоходъ». Как выяснили наши корреспонденты, владельцем ООО «Водоходъ» является кипрская Volga-Baltic Cruise Lines Ltd. Выручка компании по итогам 2017 года составила 3,9 млрд рублей, чистая прибыль - 252 млн руб.
Стоит отметить, что 54-летний уроженец Латвии Виктор Олерский – один из самых влиятельных людей в российской отрасли водного транспорта. Наиболее известен на федеральном уровне он стал в 2016-2018 годах в должности замминистра транспорта и главы Росморречфлота. Но, например, в Санкт-Петербурге он был узнаваем задолго до этого. Его история – это одна из глав истории транспортного рынка Северной столицы в лихие 1990–2000-е годы. К 2003-му он уже получил контроль и возглавлял совет директоров крупнейшего из выживших после развала СССР Северо-Западного пароходства. А список других транспортных компаний, где он успел поработать господин Олерский в советах директоров, – это просто перечень крупнейших предприятий отрасли.
С 2018 года Олерский входит в совет директоров ООО «Русская Рыбопромышленная Компания» (РРК). Его появление в этой структуре неслучайно. Ведь бенефициар РРК Глеб Франк – сын Сергея Франка, главы ПАО «Совкомфлот» (Олерский был там тоже в совете директоров). Кроме того, Сергей Франк в 1998–2004 годах был министром транспорта РФ – как раз в те годы, когда Виктор Олерский сколачивал свою транспортную империю. В партнерах по мурманскому проекту у Глеба Франка – акционеры московской рыбной группы «Агава». Олерский выгодно устроился. Так, 29 марта 2018 года он в статусе замминистра транспорта был включён в правительственную комиссию по развитию рыбохозяйственного комплекса, в которой также заседал гендиректор РРК Андрей Тетеркин. И после ухода с госслужбы Виктор Олерский быстро объявился в руководстве той же РРК.
Ранее коллеги редакции «Компромат-Урал» из издания «The Moscow Post» выпускали материал под заголовком «Бельгийская пицца от Олерского». Процитируем:
«Бывший заместитель министра транспорта Виктор Олерский с компаньонами решили купить верфь Arctech Helsinki Shipyard у ОСК: верфь славится качественным строительством ледоколов. По всей видимости, теперь Олерский и Ко будут работать на нужды Северного морского пути?
Новость любопытная хотя бы потому, что, по всей видимости, именно из-за этого приобретения Виктор Олерский, бывший гражданин Бельгии, обладатель обширных земель, как в Бельгии, так и в Финляндии, учредитель 7 компаний в РФ, сбросил с себя обязанности заместителя министра транспорта.
А произошло это знаковое событие в июне этого года. В компаньонах у господина Олерского - многолетний проверенный партнер по бизнесу - совладелец компании «Водоходъ» и «Пола Групп» Ришат Багаутдинов. Сумма сделки не раскрывается, но помимо финансовой составляющей Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) получит и Невский судостроительно-судоремонтный завод в Шлиссельбурге. Виктор Олерский приобретает Arctech с долговыми нагрузками. Но, похоже, это не особо волнует опытного бизнесмена…
Верфь Arctech Helsinki Shipyard специализируется на судах ледового класса. Выручка за 2017 году - 15,8 млрд. рублей, чистый убыток - 2,7 млрд. рублей.
О том, что сделка находится на финальной стадии, на заседании российско-финской Международной правительственной комиссии по экономическому сотрудничеству объявил глава ОСК Алексей Рахманов.
Как выяснилось, ОСК три месяц кряду вела переговоры с российскими инвесторами для сохранения и использования актива в интересах России. Но пока еще огромной проблемой остаются долги финской верфи. Есть три истории платежей. По двум из трёх стороны сумели договориться.
Сегодня идут переговоры о формате капитального займа. Этот займ ведомство Рахманова списать не может. Возврат денег намереваются привязать к исполнению бизнес-плана Arctech на ближайшие 10–15 лет. А вот процентная история останется за Объединенной судостроительной корпорацией.
Проблемы Arctech начались в 2014 году, когда ОСК попала под санкции Соединенных Штатов. Стало трудно привлекать средства в зарубежных банках. Свою негативную роль сыграла девальвация рубля. Arctech получила значительные убытки от строительства ледокола «Мурманск» для Росморпорта. Совкомфлот оштрафовал судостроительную компанию на 50 млн. долларов за задержку сдачи четырех судов для проекта «Сахалин-2».
Верфь сначала была создана как дочернее предприятие STX Finland Oy и структур корейской STX Corporation. В 2011 году ОСК приобрела 50% верфи. Полностью ее выкупила в 2014 год. Сегодня верфь специализируется на строительстве судов ледового класса.
Среди проектов - строительство пяти ледоколов для Арктики и ледокол для обеспечения морских буровых платформ для «Совкомфлота», а также строительство танкера ледового класса ARC-7 для транспортировки газового конденсата.
Вот такого якобы «кота в мешке» приобретают Виктор Олерский и Ришат Багаутдинов. Но, похоже, у этой пары есть свой бизнес - план по строительству новых ледоколов для нужд Северного морского пути. Не будем забывать, что на Балтийском заводе дела с сооружением новых атомных ледоколов проекта 22000 буксуют с прошлой осени. О своих притязаниях на сооружение СПГ-ледоколов недавно заявил глава НОВАТЭКа Леонид Михельсон.
Фейерверки Изместьева
Таким образом, Олерский и Багаутдинов заходят в большую игру, иначе не скажешь, но смена владельца ко всему прочему - выведет финскую верфь из-под санкций.
В этой связи любопытно вот что: а вернет ли Виктор Олерский себе свой бельгийский паспорт, который он сдал, когда стал заместителем министра транспорта РФ? Это известно - семья Олерского - жена и две дочери давно проживают в Бельгии.
Не может не удивлять и пятнистая биография бывшего заместителя. А если еще полистать журналистские расследования многогранной деятельности бывшего бельгийского подданного, становится вообще не по себе, ибо, напомним, в недавнем прошлом господин Олерский имел общий бизнес с сенатором от Республики Башкирия Игорем Изместьевым.
Сенатор вошел в историю государства российского и как любитель громких фейерверков в своем поместье в Подмосковье. Говорят, что это сильно не нравилось его высокопоставленным соседям.
Сегодня бывший сенатор отбывает пожизненное заключение за организацию нескольких заказных убийств в колонии «Белый лебедь».
У Олерского с Изместьевым долгое время был общий «водный» бизнес, объединенный в Волго-Балтийской компании. Но после того как Изместьева арестовали, партнеры бывшего сенатора - а среди них был и Виктор Олерский, а также Владимир Касьяненко и уже упомянутый Ришат Багаутдинов, выкупили контрольную долю в пароходстве. В группу «Волго-Балтийская компания» тогда входили Северо-Западное пароходство, Волжское пароходство, Волго-Флот танкер, Окская судоверфь и Невский судостроительный завод. Виктор Олерский не раскрыл сумму сделки.
Уголовное дело, обвинения в заказных убийствах, арест Изместьева, как ни странно, не затронули самого Олерского. Он вышел из громкой истории совершенно чистеньким. Более того, после крушения блестящей политической карьеры Изместьева, дела у бизнесмена - государственного чиновника Виктора Олерского даже пошли ещё лучше. Сегодня Олерский Виктор Александрович — учредитель семи организаций, среди которых есть даже и кулинарные — ООО «Пицца Импреза» и ООО «Италиан Фуд Энтерпрайз».
У него, действительно, есть неслабая недвижимость в Бельгии. Комфортный дом площадью 369 кв. м., приобретенный по случаю и в кредит, который выплачивается до сих пор, как говорит сам Олерский. Об этом сообщал «Роспрес.орг». Еще Олерскому принадлежит земельный участок площадью 2066 кв. м. Плюс земля в Финляндии — участочек 28 800 кв. м.
Шлиссельбургское дело
Идем дальше. В 2009 году глава Министерства транспорта РФ Игорь Левитин предложил Виктору Олерскому должность первого заместителя.
Олерский предложение принял, но «забыл» рассказать, что у него есть иностранное гражданство и бельгийский паспорт. Все это раскопали журналисты, и Олерский вынужден был отказаться отказался от иноземного гражданства, ибо гражданство иной страны несовместимо с государственной службой.
Но тут возникает и такой закономерный вопрос. Слава о делах Олерского бежала впереди него самого. Будущий заместитель министра был уже крутым профессионалом в области купли-продажи и слиянии-поглощении разного рода компаний. Неужели помощники министра Левитина не ничего не шепнули ему на ушко?
Тут вспоминается и шлиссельбургское дело. Виктор Олерский с помощью мэра Дмитрия Василенко виртуозно вывел из Шлиссельбурга производственные мощности ОАО «Ремонтно-эксплуатационная база флота» Сотни людей оказались на улице. Вскоре Дмитрий Василенко занял должность директора по внешним связям ОАО «Северо-Западное речное пароходство», которое контролирует Невский завод. А в кресле председателя совета директоров тогда обретался Виктор Олерский. В деле также участвовал сенатор от Башкирии Изместьев. И это трио хорошо сработалось!
Изместьев, Олерский и Василенко действовали нахраписто, когда занимались поглощением Северо-Западного речного пароходства. Тогда им пытались противостоять два человека – директор Петербургского речного порта Евгений Хохлов и глава концерна «Орими» Дмитрий Варварин. И Хохлов, и Варварин были убиты. Об этом писал портал «В окияне-море».
После их гибели Олерский получил полный контроль над Северо-Западным речным пароходством. И, по всей видимости, посодействовал Изместьеву в его покупке. После всех этих манипуляций и появилось ОАО «Северо-Западное речное пароходство».
Дружно работали Олерский и Изместьев и над устранением проблем, которые им создало ЗАО «Башнефхимторг». Это ЗАО попыталось нарушить монополию структур Изместьева на переработку и транспортировку нефти. В итоге был убит бухгалтер ЗАО «Башнефхимторг» Валерий Сперанский. Следом взорвали автомобиль Урала Рахимова.
Как писали СМИ, в устранении противостоящих Олерскому и Изместьеву участвовала Кингисеппская ОПГ. Правоохранительные органы взялись за расследование. Киллеры из Кингисеппа оказались за решёткой. Вскоре туда же загремел и бывший сенатор от Башкирии. Изместьева обвинили в заказном убийстве бухгалтера Сперанского.
Бывший сенатор тщетно ждал помощи от своего могущественного друга.
Канал им. Москвы: многомиллионные хищения?
Летом 2016 года прогремело еще одно дело, тесно связанное с господином Олерским. Стало известно о завершении следственных действий по делу о хищении 459 млн. рублей, выделенных на реконструкцию канала им. Москвы. Об этом сообщал «Роспрес.орг».
Заметим, что заказчиком реконструкции канала был Росморречфлот, которым руководил заместитель министра транспорта Виктор Олерский. Он одно время стал сидеть сразу на двух стульях. Виктор Александрович – первый чиновник Минтранса за всю историю министерства, который совместил две должности – заместителя министра транспорта и руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта.
К сомнительным схемам на реставрации Канала им. Москвы Олерский привлек своего давнего знакомого, руководителя НПП «Фортэкс» Дмитрия Аршанского, об этом писало всё то же «Роспрес.орг». Позже именно ему СКР предъявил обвинение в мошенничестве в особо крупных размерах. По делу также проходили директор проектно-изыскательского института «Облстройпроект» Владимир Старцев и начальник сметного отдела Анжелика Горобец. Обвиняемые, как решило следствие, завысили стоимость работ по реконструкции Канала им. Москвы.
Этими действиями, как посчитало следствие, был причинен ущерб в особо крупном размере Федеральному агентству морского и речного транспорта. Следствие особо заинтересовал контракт, заключенный Росморречфлотом и ФГУП «Канал им. Москвы» с ООО «Проектно-изыскательский институт «Облстройпроект» (город Вологда). СКР сделал вывод: из денег, полученных институтом, более 459 млн. руб., или 70%, было выплачено по контракту необоснованно.
Фигуранты дела вины не признали. Олерский вообще остался в стороне от этой мутной истории. А ведь нетрудно заметить, что неприятные истории имеют место быть везде, где только появляется господин Олерский. В 2002 году он возглавлял Волжское пароходство. В этом пароходстве постоянно творились какие-то темные дела. Олерский тогда признал 16 млн. рублей официальных убытков только за навигацию. В 2003 году бюджет пароходства был облегчен еще на 20 млн. рублей из-за ЧП с сухогрузом «Каунас»: он врезался в Литейный мост. В первом полугодии 2007 года ОАО «Волга-Флот» понес убытки в размере более 21 млн. рублей. Об этом сообщал сайт «В окияне-море».
Доверенное лицо Олерского — финансовый директор ОАО «Корус-Холдинг» Владислав Ощепков с позволения Олерского весьма успешно спускал за бесценок речные суда класса «СТ». Еще 10 кораблей, названных в честь писателей Советского Союза, а также 9 судов типа «Русич» были выведены в офшорные зоны. За несколько последних лет Олерский продал ОАО «Новоладожский судоремонтный завод», ОАО» Череповецкий судоремонтный завод», ОАО «Череповецкий порт», ОАО «Белозерский порт», ОАО «Ремонтно-эксплуатационная база флота», а также гостинцу «Речная». По всей видимости, все эти продажи шли с чьего-то молчаливого одобрения?
Так зачем же теперь Олерскому Arctech Helsinki Shipyard Inc.? По всей видимости, тут открываются просто необозримые возможности для «художественного творчества», а уж с тем опытом, который есть у владельца пароходов, пиццерий, итальянских ресторанов, домов в Бельгии и Финляндии, это говоря словами любителей творчества Сергея Шнура, «как два пальца об асфальт».
Похоже, что страна может вообще без ледокольного флота остаться? Росатом запорол строительство новых атомных ледоколов на Балтийском заводе. «Перекур» с турбинами длится с ноября 2017 года. Финская верфь Arctech Helsinki Shipyard , которую приобретает Олерский и К, строит дизельные ледоколы и СПГ-ледоколы. Какое же будущее уготовано будущее этой верфи?», - задавалось вопросом издание.
Редакция «Компромат-Урал» следит за информацией о деятельности бывшего VIP-чиновника и его компаньонов. Знаете интересные подробности? Пишите: kompromat-ural@protonmail.com
Обзор ведёт Анатолий Амиров
«Компромат-Урал»


Другие публикации
10.06.2025
Свердловский областной суд начал рассматривать по существу дело Марселя Гасанова, обвиняемого в занятии высшего положения в преступной иерархии и других преступлениях. Следствие считает, что «смотрящим» за областью его назначили криминальные авторитеты Захарий Калашов (Шакро Молодой) и Бадри Когуашвили (Бадри Кутаисский). По данным редакции «Компромат-Урал», подсудимый Гасанов уже заявил, что его подставил сотрудник ФСБ, приходившийся ему другом: «Мы сами угораем: два друга поругались, этим воспользовались наши хейтеры и вывалили всё».
10 июня 2025 гола суд приступил к рассмотрению уголовного дела Марселя Гасанова. Согласно обвинению, оглашенному прокурором, Марсель Гасанов приобщился к тюремной культуре до 2016 года, когда отбывал семилетний срок за разбой (ст. 162 УК). По утверждению прокурора, фигурант обладал решительностью, коммуникабельностью, настойчивостью и «создал себе безупречную криминальную репутацию и непререкаемый авторитет».
Как утверждает следствие, в сентябре 2024 года «воры в законе» Захарий Калашов (Шакро Молодой) и Бадри Когуашвили (Бадри Кутаисский) назначили Марселя Гасанова «смотрящим» за Свердловской областью.
23.05.2025
«Ростех» не для тех. Госкорпорация выводит активы бенефициарам, связанным с Сергеем Чемезовым
Сергей Чемезов продолжает "раздавать" активы "Ростеха" близким людям. Не так ли "Сибсельмаш" оказался под контролем семьи сенатора Сергея Муратова, аффилированного с силовым блоком, - задаются вопросом публичные источники, на которые обратила внимание редакция «Компромат-Урал». АО "НПО Курганприбор", производящее оружие и технику для ВС РФ, выкупило на торгах имущественный комплекс новосибирского завода ОАО "Сибсельмаш-Спецтехника", ранее находившийся на балансе "Ростеха". Стоимость сделки составила очень скромные для такого гиганта 307 млн рублей.
В недалеком прошлом "Сибсельмаш" был ключевым предприятием по созданию сельхозтехники в РФ. Это важный актив для российской экономики. Тем не менее, "Ростех" под руководством Сергея Чемезова решил не оздоравливать завод, чтобы поддержать отечественное производство, а банально "выйти в кэш".
Торги могли носить фиктивный характер - ни о какой реальной конкуренции на них не могло идти и речи. До торгов допустили лишь двух участников - НПО "Курганприбор" и ООО "Третейское право". Примечательно, что оба интересанта - из Кургана.
16.05.2025
Чёрные дыры белозёровщины. Печальные итоги 10-летия ставленника Ротенбергов во главе РЖД
ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) – государственный транспортный монополист и один из крупнейших получателей бюджетных средств. Однако за последние годы (2022–2025) компания оказалась в центре множества коррупционных скандалов.
Выявлены схемы хищения десятков миллиардов рублей, злоупотребления при закупках, завышение стоимости проектов и использование служебного положения в личных интересах. Эти факты подкреплены официальными расследованиями, судебными материалами и журналистскими разоблачениями – и представляют такую степень детализации и достоверности, что их невозможно игнорировать ни правоохранительным органам, ни общественности.
Ниже приводится аналитический доклад журналистского расследования, обобщающий самые громкие случаи и системные проблемы. В центре внимания - политика гендиректора РЖД Олега Белозёрова и её влияние на грузоперевозки и инвестиции; сомнительные проекты в сфере инфраструктуры (особенно связанные с группой компаний «1520»); деятельность заместителя гендиректора Сергея Чаркина и его роль в закупках; многочисленные нарушения Федерального закона №223-ФЗ о закупках и пассивность надзорных органов; а также прямые и косвенные доказательства вовлечённости руководства РЖД и аффилированных лиц в коррупционные схемы.