C 12.03.2018 комментарии принимаются только на эл. почту редакции:
kompromat-ural@pm.me
Чёрные дыры белозёровщины. Печальные итоги 10-летия ставленника Ротенбергов во главе РЖД

16.05.2025
ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) – государственный транспортный монополист и один из крупнейших получателей бюджетных средств. Однако за последние годы (2022–2025) компания оказалась в центре множества коррупционных скандалов.
Выявлены схемы хищения десятков миллиардов рублей, злоупотребления при закупках, завышение стоимости проектов и использование служебного положения в личных интересах. Эти факты подкреплены официальными расследованиями, судебными материалами и журналистскими разоблачениями – и представляют такую степень детализации и достоверности, что их невозможно игнорировать ни правоохранительным органам, ни общественности.
Ниже приводится аналитический доклад журналистского расследования, обобщающий самые громкие случаи и системные проблемы. В центре внимания - политика гендиректора РЖД Олега Белозёрова и её влияние на грузоперевозки и инвестиции; сомнительные проекты в сфере инфраструктуры (особенно связанные с группой компаний «1520»); деятельность заместителя гендиректора Сергея Чаркина и его роль в закупках; многочисленные нарушения Федерального закона №223-ФЗ о закупках и пассивность надзорных органов; а также прямые и косвенные доказательства вовлечённости руководства РЖД и аффилированных лиц в коррупционные схемы.
Политика Олега Белозёрова: инвестиции ценой падения перевозок
Олег Белозёров возглавляет РЖД с 2015 года, сменив на этом посту Владимира Якунина, чье руководство сопровождалось громкими коррупционными скандалами. Вступая в должность, Белозёров декларировал приверженность реформам и борьбе с хищениями. По мнению источников, на практике стратегия нового главы сделала упор на масштабные инвестиционные проекты и увеличение тарифов – что имело противоречивые последствия для грузоперевозок.
Так, инвестиционная программа РЖД в последние годы разрослась до рекордных масштабов, достигая 1,5 трлн руб. в 2024 году. Для её финансирования руководство пролоббировало беспрецедентное повышение тарифов на грузовые перевозки – фактически переложив расходы на клиентов железной дороги. Это привело к краткосрочному росту доходов, но одновременно ухудшило качество услуг: увеличился оборот вагонов (время оборота грузового вагона возросло), возник дефицит локомотивных бригад и пропускной способности на ключевых направлениях. РЖД рапортовала о «рекордном профиците вагонов», однако на практике перегруз сети и проблемы с ремонтом техники привели к сбоям в перевозках. Многие грузоотправители, сталкиваясь с ростом тарифов и снижением надёжности доставки, начали переводить грузы на альтернативные виды транспорта – автомобильный и водный. Эксперты отмечали, что такое положение дел подрывает грузовую базу РЖД и ведёт к оттоку клиентов. В итоге уже к концу 2024 года РЖД пришлось существенно урезать аппетиты.
Инвестпрограмма на 2025 год сокращена примерно на 40%, до ~890 млрд руб., из-за дефицита финансирования. Таким образом, политика Белозёрова – агрессивные инвестиции ценой повышения тарифов – обернулась парадоксальным результатом: деньги привлечены, но часть грузопотока утрачена. Высокие расходы на инфраструктурные проекты (строительство новых линий, модернизация БАМа и Транссиба и др.) в сочетании с неэффективным управлением породили почву для коррупции.
Расследования СМИ показывают, что значительная доля инвестфондов осваивалась через аффилированных подрядчиков по завышенным сметам, что приносило личную выгоду узкому кругу лиц, но наносило ущерб пропускной способности и репутации железной дороги.
Завышенные контракты «группы 1520»: фиктивные работы и миллиардные откаты
Одним из самых скандальных эпизодов стала коррупционная схема вокруг группы компаний «1520» – крупнейшего подрядчика РЖД, специализирующегося на строительстве и реконструкции путевой инфраструктуры. Неофициально этот консорциум называли «группой Крапивина» по имени бизнесмена Андрея Крапивина – давнего советника бывшего главы РЖД. После смены руководства РЖД в 2015 году влияние этой группы не ослабло сразу. Напротив, в 2017–2018 годах ГК «1520» возглавила рейтинг Forbes «Короли госзаказа», получив от РЖД подрядов на астрономическую сумму – 218,2 млрд руб. только за один год.
Фактически каждый третий рубль инвестпрограммы оседал в проектах этой аффилированной группы. Следствие впоследствии установило, что столь щедрое финансирование сопровождалось классической откатной схемой. Совладельцы «1520» Валерий Маркелов и Борис Ушерович много лет платили огромные взятки высокопоставленным силовикам за «крышевание» своих контрактов.
В период с 2007 по 2016 год Маркелов и Ушерович, согласно данным СК, передали чиновникам МВД не менее 2 млрд руб. за общее покровительство, благодаря чему чувствовали себя неприкосновенными. Эти деньги шли полковнику Дмитрию Захарченко – заместителю главы антикоррупционного главка МВД, который фактически работал «на 1520» - в интересах группы компаний Маркелова и Ушеровича. Захарченко получил в прессе прозвище «полковник-миллиардер» после того, как при его аресте в 2016 году у него дома изъяли наличные деньги на сумму около 9 млрд руб. – горы купюр в разной валюте, происхождение которых долго не могли объяснить. Лишь спустя годы всплыла прямая связь этой бешеной суммы с подрядчиками РЖД: значительная часть изъятого кэша – как минимум 2 млрд – оказалась теми самыми «откатами» от Маркелова и Ко.
История получила развитие в 2018-2019 годах. Осенью 2018-го Валерий Маркелов был арестован, а весной 2019-го Басманный суд Москвы заочно арестовал и Бориса Ушеровича – к тому времени бежавшего за границу (объявлен в розыск). Ушеровичу инкриминируется передача взятки все тому же полковнику Захарченко на сумму 2,39 млрд руб. – рекордный откат, передававшийся частями на протяжении нескольких лет. Третий партнёр группы, Алексей Крапивин, формально не фигурирует в уголовных делах и предпочёл остаться в тени, однако именно структуры, связанные с семьёй Крапивина, владели контрольным пакетом ГК «1520» и выигрывали основные тендеры. По сути, Крапивин-Ушерович-Маркелов создали монополию на строительные подряды РЖД, действуя через сеть аффилированных фирм и обеспечивая себе покровительство коррумпированных силовиков.
В ходе следствия вскрылись детали схемы: подрядчики из «1520» заключали с РЖД контракты по завышенной стоимости, зачастую с включением фиктивных работ и затрат. Разница между реальными расходами и раздутой ценой контракта оседала на счетах компаний-посредников, контролируемых бенефициарами группы. Часть этих средств затем нала передавалась покровителям – таким, как Захарченко, который, по данным свидетелей, получал от Маркелова ежемесячную «абонентскую плату» за защиту их бизнеса. Например, из материалов дела следует, что полковник МВД получал от этой группы примерно $150 тыс. ежемесячно за общее «решение вопросов». В обмен силовики гарантировали отсутствие проверок и выигрыш тендеров нужными компаниями. Такая преступная связь бизнесменов и коррумпированных чинов позволила группе «1520» беспрепятственно осваивать сотни миллиардов рублей из бюджета РЖД на протяжении почти десятилетия.
Юридические итоги этой истории пока неоднозначны. В 2022 году Пресненский суд Москвы приговорил Дмитрия Захарченко к 16 годам колонии строгого режима за получение взяток (на сумму ~1,4 млрд руб. по предъявленным эпизодам). Валерий Маркелов предстал перед судом вместе с посредниками в даче взяток. Позже он умер от тяжелого заболевания.
Борис Ушерович по-прежнему скрывается за рубежом, его дело выделено в отдельное производство, напоминает издание «Рукриминал». Тем не менее, ключевой факт установлен официально: высшее руководство крупнейшего подрядчика РЖД долгие годы коррупционно взаимодействовало с должностными лицами, похищая средства компании. Ущерб только по эпизодам с Захарченко оценивается минимум в 2-3 млрд руб., а косвенно – в разы больше, учитывая завышение стоимости контрактов на 218 млрд руб. госзаказа.
Редакция «Компромат-Урал» следит за развитием ситуации, оставаясь на связи с читателями: kompromat-ural@protonmail.com
Обзор Ольги Смолиной
«Компромат-Урал»
Контекст:
Белозёров Олег Валентинович и триллионные прорехи в экономике РЖД
Коррупционные составы догрузили неуплатой налогов. Токарев и Рейльян обрастают новыми делами
Белозёров, Тони, Крапивин-младший… Кого сдаст в СИЗО экс-замминистра транспорта Владимир Токарев?


Другие публикации
1.05.2025
Эксперты назвали реальных бенефициаров масштабного проекта по строительству полигона для промышленных отходов в Белоярском муниципальном округе Свердловской области. Источники, чью информацию использует редакция «Компромат-Урал», усматривают здесь интересы известного в Екатеринбурге бизнесмена, владельца сотового оператора «Мотив», и других крупных активов Виталия Кочеткова. Примечательно, что до этого мусорный бизнес не входил в поле интересов авторитетного бизнесмена, а следовательно, «появление большого игрока приведет к переделу уже устоявшегося рынка». Помимо публичных активов Кочеткову приписывается негласное административное управление «Водоканалом» Екатеринбурга. Пока главным «мусорным принцем» Екатеринбурга остаётся скандально известный Алексей Вихарев, член семьи основателя ОПС «Уралмаш» Сергея Терентьева. Благодаря «общаку» сообщества Вихарева неоднократно вводили в состав Екатеринбургской гордумы, а затем сделали главой фракции «Единой России» в муниципальном парламенте.
Поскольку Кочетков негласно контролирует «Водоканал», в качестве своеобразных провайдеров в нишу промотходов были выбраны действующие и бывшие менеджеры муниципального предприятия, в число которых входит и нынешний глава Белоярского Григорий Вихарев (брат вышеназванного Алексея Вихарева). Его личное участие, ссылаясь на собеседников, может объяснять «максимально быстрое выделение участка и изменение его назначения для строительства полигона» – вопрос был решен почти полностью в течение всего полугода. При этом непосредственной реализацией инвестпроекта «на земле» займется другой член команды и бывший сотрудник Росприроднадзора, ранее засветившийся в громком коррупционном скандале.
7.04.2025
Куй, уходи и сиди! Что стоит за вбросами об уголовном деле экс-главы Свердловской области
Вскоре после недавней отставки губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева появились данные, что этот «птенец гнезда Собянина» стал фигурантом уголовного дела о преступлении коррупционной направленности. За главой региона начали уходить и его ближайшие соратники. Эксперты, с позицией которых ознакомилась редакция «Компромат-Урал», сходятся на том, что в одном из важнейших для обеспечения фронта регионе могут быть серьёзные проблемы с ВПК, которые вскрылись совсем недавно благодаря случаю. Выяснилось, что подобная ситуацию - не первая. Что на самом деле происходит в Свердловской области. Дело Куйвашева - политическое или уголовное?
Слухи о грядущей отставке губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева начали расходиться по медиа ещё в феврале. Инсайдеры утверждали, что связано это с проведённым аудитом на военно-промышленных предприятиях, где выявлены якобы некие проблемы. А инициатором проверки выступил назначенный 2 октября 2024 года путинским полпредом в УрФО Артём Жога.
27.03.2025
Не Генсом единым. Кто кормится с государственной информационной системы (ГИС) ЖКХ
В 2023-2024 годах в регионах Уральского федерального округа организовано регулярное рапортование в аппарат Правительства РФ о состоянии данных в ГИС ЖКХ, размещаемых участниками отрасли. Источники, изученные редакцией «Компромат-Урал», сообщают, что регулярная отчётность выглядит красиво, но к реальности, как любое очковтирательство, не имеет почти никакого отношения: проценты "заполнения" данных в ГИС ЖКХ не отражают ни достоверность этих данных, ни полезность их для граждан или организаций, задействованных в управлении комплексом ЖКХ.
За последние два года не появилось ни регулярного поступления информации о начислениях и оплатах за ЖКУ, ни интеграции с региональными расчётно-кассовыми центрами или ставшей обязательной для всех системы метрологической поверки ФГИС АРШИН, ни стабильных и достоверных данных ресурсоснабжающих организаций, ни даже информации из полностью оцифрованной программы капитального ремонта.