C 12.03.2018 комментарии принимаются только на эл. почту редакции:
kompromat-ural@pm.me
Садыгов Фамил Камиль оглы и его «однофамильцы». Главный финансист Газпрома попал под журналистское расследование

18.05.2020
52-летний заместитель Алексея Миллера во главе Газпрома Садыгов Фамил Камиль оглы может хранить в своем шкафу немало скелетов, полагают журналисты.
Финансовый директор Газпрома Фамил Садыгов приобрёл акции газовой монополии на 10 млн руб. А прибыль концерна в первом квартале снизилась на 306 млрд руб. Газпром впервые в своей истории начал работать себе в убыток. В этом нет вины финансового директора? По информации СМИ, Садыгов мог сотрудничать с людьми, замешанными в сомнительных историях.
До своего прихода в Газпром в апреле 2019 года Фамил Садыгов 10 лет проработал заместителем председателя правления Газпромбанка, где курировал департаменты, связанные с налоговым учётом и анализом, внутренний аудит, обслуживание VIP-клиентов, а также благотворительную и спонсорскую программу. То есть, фактически все основные денежные потоки кредитного учреждения.
Приход Садыгова в Газпром совпал с уходом из компании нескольких ключевых топ-менеджеров. И это стало поводом для политических провидцев судачить о скором уходе Алексея Миллера. Якобы с этой целью и был прислан Фамил Садыгов – специалист по внутреннему аудиту, который должен был проинспектировать финансы Газпрома.
Если это и планировалось, то экономическая ситуация и в стране, и в мире внесла в планы политиков коррективы. Вряд ли кто сейчас рискнет менять главу газового монополиста. Однако есть опасность, что под коронавирусной шумок из госкомпании могут попытаться вывести огромные средства. Встанет ли на страже финансов Газпрома Фамил Садыгов? Чтобы ответить на этот вопрос, надо покопаться в его небанковском прошлом.
Незаметный Садыков?
Если подробно изучить биографию Фамила Садыгова, то можно понять, что в жизни он был связан с очень непростыми людьми. И в его прошлом могут быть «тёмные пятна», о который он бы предпочел не вспоминать.
Карьере Садыгова можно только позавидовать. В 27 лет он уже стал советником первого заместителя министра финансов Правительства РФ Виталия Артюхова. В 1996 году уже советовал начальнику прогнозно-аналитического управления Госналогслужбы России. В 1997-1998 годах (т.е. в неполные 30 лет – прим. «Компромат-Урал») занимал должность заместителя руководителя дирекции по управлению проектом восстановления и содержания автомобильных дорог «Доринвест» в Федеральной дорожной службе России.
После этого (в 31-летнем возрасте – прим. «Компромат-Урал») был назначен заместителем министра РФ по налогам и сборам, где проработал пять лет. С 2005 года и до прихода в Газпромбанк Фамил Садыгов - заместитель руководителя Федерального казначейства. Везде держался на вторых ролях, оставаясь в тени своих руководителей. Поэтому до сих пор жив и здоров? И даже не засветился в громких скандалах.
Однако пытливые блогеры пишут об обратном. В «ЖЖ» atrizno утверждает, что якобы Федеральной дорожной службе, которой на тот момент руководил Виталий Артюхов, каждое предприятие обязано было платить налог на цели дорожного строительства.
В целом по стране ежегодные «дорожные» налоговые обязательства измерялись миллиардами долларов. А те, кто не хотел платить налог, договаривался с чиновниками, в числе которых мог быть и Фамил Садыгов. Одним из его «клиентов» называют выходца из Азербайджана Айдына Курбанова, владельца фирмы «Трансфинхолдинг». Якобы она получала многомиллиардные зачёты».
Вот что читатели проекта «Компромат-Урал» обнаружили в базе сайта «Компромат.Ру»:
«В 1999 году в Министерстве путей сообщений РФ и Федеральном дорожном фонде были допущены значительные финансовые нарушения при проведении финансовых зачетов с должниками через посредничество коммерческих фирм, в частности, ООО “Трансфинхолдинг”.
Руководитель “Трансфинхолдинга” Курбанов в начале 1999 года инициировал создание в структуре МПС отдела по зачетам в сфере энергетики и Дорожного фонда. Руководителем был назначен доверенный человек Курбанова Крапивин, а затем Бобровская. До этого Крапивин и Бобровская работали в ООО “Трансфинхолдинг”, где и во время работы в штате МПС продолжали получать ежемесячно зарплату. Впоследствии Крапивин по инициативе Курбанова занял должность заместителя руководителя казначейства МПС.
В течение 1999 года Курбанов при участии Крапивина и Бобровской подготовил и реализовал схему проведения зачета между МПС и Дорожным фондом на сумму 1 млрд. 50 млн. рублей. Курбанов предложил руководителям Дорожного фонда Артюхову и Садагову свою помощь в уменьшении задолженности МПС перед Дорожным фондом. Курбанов обещал якобы собственными деньгами через уполномоченный банк Транскредит заплатить 60% долга МПС.
Организационная часть зачёта была осуществлена, когда Аксёненко был назначен 1-м вице-премьером правительства. В структуре ФДС были подобраны получатели средств из числа территориальных агентств и федеральных дорог, согласившихся получить 60% от трансфертов живыми деньгами, а 40% - “дружескими векселями”, которые в реальности представляли ксерокопии банковских векселей для бухгалтерского учета. Между ФДС и МПС было подписано соглашение № 704-11542 от 16.06.99 г. (Приложение №1), где стороны декларируют необходимость платить по долгам. После чего в течение 4-х месяцев МПС перечислил 4 платежа 250, 300, 350, 150 млн. рублей (итого: 1050 млн. рублей) на счет ФДС в казначействе. По заранее согласованным получателям номиналы перечислялись на предварительно открытые для них расчётные счета в Транскредитбанке. Курбанов по договоренности с банком организовывал получение данных средств в виде 60% денег и 40% в виде 5 банковских векселей. Оригиналы векселей остались у Курбанова и были обналичены через специально созданную фирму, конвертированы и переведены в оффшор. Ущерб оценивается в 17 млн. долларов США.
Активное участие в организации проведения данного зачета принимал начальник финансового Управления МПС Короткевич В.П., который неоднократно посещал офис Курбанова на ул. Косыгина для обсуждения деталей зачёта. Курбанов организовал поездку Короткевича в Швейцарию, где тот открыл персональный счёт в банке. Курировал коммерческую деятельность Курбанова заместитель министра МПС Иванков М.В.
По аналогичной схеме Курбанов в 1999-2000 гг. провел ряд других зачетов: МПС-Московская ЖД-Мосэнерго – “Трансфинхолдинг (350 млн.рубл.), МПС – Дальневосточная ЖД (100 млн. руб.).
Установлено, что Курбанов Абзын Самезович (по паспорту Айдын Самед Оглы), азербайджанец, 1953 г.р., постоянно проживает на территории посольства Азербайджана в России (г. Москва, Леонтьевский пер. 16). Курбанов является учредителем и руководителем ряда коммерческих структур, в том числе ООО “Трансфинхолдинг”. Офис расположен по адресу: улица Косыгина 5, тел: 135-14-68, 135-88-22, а также 938-23-15, 938-23-12, 938-23-16. Род коммерческой деятельности: закупка зерна и продажа в Азербайджан; закупка и поставки нефтепродуктов. В 1997-98 гг. выиграл тендер МПС на поставки дизельного топлива и мазута через ООО “С.В.Р.”. Курбанова охраняет ЧОП “Элекс”, руководитель - Теплов (тел. 798-18-94)». Конец цитаты по сайту «Компромат.Ру».
Как отмечают СМИ, «блогер kompromati опубликовал в «ЖЖ» интересный документ, подлинность которого проверить невозможно.
Из записки следует, что через ООО "Трансфинхолдинг" могли осуществляться незаконные финансовые операции с должниками Министерства путей сообщения РФ и Федерального дорожного фонда. И якобы к ним могли иметь отношение Фамил Садыгов и Виталий Артюхов. Верить этому документу или нет – дело каждого. Дыма без огня не бывает. А ущерб якобы исчислялся миллионам долларов, что на тот момент было просто невероятной суммой.
В 2003 г. Айдын Курбанов скоропостижно скончался. Злые языки поговаривают, что после этого его наследники тщетно пытались отсудить долю в 10% в «ЕВРАЗ» у его совладельца Александра Абрамова, который якобы размыл её в 10 раз, получив перед этим в доверительное управление.
Виталий Артюхов в 2005 году возглавил ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт судостроительной промышленности "Центр"», которым руководил до 2014 года. А Фамил Садыгов в это время уже рулил финансами Газпромбанка.
Однофамильцы или родственники?
По Москве идёт слух, что два брата Туфам и Салам Садыгов, ведущие бизнес в Москве, могут быть родственниками Фамила Садыгова и пользоваться его покровительством, в том числе и финансовым. На этот слух можно было бы не обратить внимания – мало ли выходцев из Азербайджана с фамилией Садыгов. Однако есть нечто, что может объединять всех трех Садыговых.
Туфану Садыгову (точнее, Садыгов Туфан Аллахверди Оглы – прим. «Компромат-Урал») принадлежит ООО «Объединённая мотостроительная компания» (ОМС, ИНН 9717047721 – прим. «Компромат-Урал»), занимающаяся строительством автомобильных дорог и магистралей. Основной учредитель компании, которому принадлежит ее 95% фирма из Лихтенштенйа – Акционерное общество «Фоника». Ранее на деятельность господина Садыгова обратили внимание коллеги редакции «Компромат-Урал» из издания «Бизнес Вектор».
Салам Садыгов (это брат Туфана, с полным именем Садыгов Салам Аллахверди Оглы – прим. «Компромат-Урал») – единственный учредитель ликвидированной в октябре прошлого года ООО «Крымский автодор» (ИНН 9102183367, по данным ЕГРЮЛ, в фирме Салама Садыгова был фиктивно оформлен директором некий Дмитрий Голубев, который подал в ФНС официальную жалобу на несоответствие действительности сведений о своём трудоустройстве – прим. «Компромат-Урал»), которая вела деятельность по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей. Фирма работала в минус с 2014 по 2016 годы. Не была ли она создана для вывода денег?
Как утверждает автор на портале Haqqin, якобы о Садыговых вся Россия узнала в 2016 году. Тогда Владимир Путин отчитывал владельца АО «Волгомост» Аркадия Ротенберга и сотрудника компании Туфана Садыгова за провал проекта - строительство трассы Керчь - Симферополь.
Автор портала Haqqin пишет, что якобы в 2011 году оба брата завладели торговым центром «Строймаркет №1», который ранее принадлежал брату Тельмана Исмаилова, Рафику. Совладельцем этого центра являлся некий Владимир Савкин, который получал от Садыговых 50% прибыли. В 2016 году Рафик Исмаилов якобы дал сенсационные показания, что братья могли быть причастны к убийству Владимира Савкина и Юрия Брилева, после чего Салам Садыгов покинул Россию.
Возможно, что Рафик Исмаилов своим признанием пытался перевести стрелки на Садыговых. Он получил 17 лет колонии за двойное убийство. Тельмана Исмаилова ищут по всему миру. А к Садыговым никаких претензий нет. Может «крыша» у них очень крепкая?
Связь с дорожным строительством, естественно, не является доказательством родственных связей между Фамилом Садыговым и братьями Садыговыми. Но кто мог их познакомить с таким влиятельным человеком, как Аркадий Ротенберг? Хотя… могли и в кино пересечься, или на футбольном стадионе. Может, Садыговы бывшие дзюдоисты или в хоккей играют?
Прямых доказательств этому нет. Как и тому, чем мог заниматься Фамил Садыгов до прихода в Газпромбанк. В Газпроме за первый квартал уже результаты видны. Пока их можно списать на экономическую ситуацию. А что будет дальше?», - ставит риторический вопрос автор издания СМИ The Moscow Post Руслан Орлянский в публикации «Тайны "казначея" Газпрома?».
Редакция «Компромат-Урал» благодарит коллег и читателей за интересные дополнения к расследованию. Делитесь инсайдами: kompromat-ural@protonmail.com, shartash@tutanota.com
Обзор выполнил Николай Зенков
«Компромат-Урал»
Контекст:
Миллеру и Акимову на заметку. «Газпромбанк» падает – Тигран Хачатуров растёт!
Куда исчезают публикации о том, как Станислав Аникеев внедрялся в «Газпром»?
Аникеев Станислав Владимирович чистит биографию накануне повышения в «Газпроме»?


Другие публикации
10.06.2025
Свердловский областной суд начал рассматривать по существу дело Марселя Гасанова, обвиняемого в занятии высшего положения в преступной иерархии и других преступлениях. Следствие считает, что «смотрящим» за областью его назначили криминальные авторитеты Захарий Калашов (Шакро Молодой) и Бадри Когуашвили (Бадри Кутаисский). По данным редакции «Компромат-Урал», подсудимый Гасанов уже заявил, что его подставил сотрудник ФСБ, приходившийся ему другом: «Мы сами угораем: два друга поругались, этим воспользовались наши хейтеры и вывалили всё».
10 июня 2025 гола суд приступил к рассмотрению уголовного дела Марселя Гасанова. Согласно обвинению, оглашенному прокурором, Марсель Гасанов приобщился к тюремной культуре до 2016 года, когда отбывал семилетний срок за разбой (ст. 162 УК). По утверждению прокурора, фигурант обладал решительностью, коммуникабельностью, настойчивостью и «создал себе безупречную криминальную репутацию и непререкаемый авторитет».
Как утверждает следствие, в сентябре 2024 года «воры в законе» Захарий Калашов (Шакро Молодой) и Бадри Когуашвили (Бадри Кутаисский) назначили Марселя Гасанова «смотрящим» за Свердловской областью.
23.05.2025
«Ростех» не для тех. Госкорпорация выводит активы бенефициарам, связанным с Сергеем Чемезовым
Сергей Чемезов продолжает "раздавать" активы "Ростеха" близким людям. Не так ли "Сибсельмаш" оказался под контролем семьи сенатора Сергея Муратова, аффилированного с силовым блоком, - задаются вопросом публичные источники, на которые обратила внимание редакция «Компромат-Урал». АО "НПО Курганприбор", производящее оружие и технику для ВС РФ, выкупило на торгах имущественный комплекс новосибирского завода ОАО "Сибсельмаш-Спецтехника", ранее находившийся на балансе "Ростеха". Стоимость сделки составила очень скромные для такого гиганта 307 млн рублей.
В недалеком прошлом "Сибсельмаш" был ключевым предприятием по созданию сельхозтехники в РФ. Это важный актив для российской экономики. Тем не менее, "Ростех" под руководством Сергея Чемезова решил не оздоравливать завод, чтобы поддержать отечественное производство, а банально "выйти в кэш".
Торги могли носить фиктивный характер - ни о какой реальной конкуренции на них не могло идти и речи. До торгов допустили лишь двух участников - НПО "Курганприбор" и ООО "Третейское право". Примечательно, что оба интересанта - из Кургана.
16.05.2025
Чёрные дыры белозёровщины. Печальные итоги 10-летия ставленника Ротенбергов во главе РЖД
ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) – государственный транспортный монополист и один из крупнейших получателей бюджетных средств. Однако за последние годы (2022–2025) компания оказалась в центре множества коррупционных скандалов.
Выявлены схемы хищения десятков миллиардов рублей, злоупотребления при закупках, завышение стоимости проектов и использование служебного положения в личных интересах. Эти факты подкреплены официальными расследованиями, судебными материалами и журналистскими разоблачениями – и представляют такую степень детализации и достоверности, что их невозможно игнорировать ни правоохранительным органам, ни общественности.
Ниже приводится аналитический доклад журналистского расследования, обобщающий самые громкие случаи и системные проблемы. В центре внимания - политика гендиректора РЖД Олега Белозёрова и её влияние на грузоперевозки и инвестиции; сомнительные проекты в сфере инфраструктуры (особенно связанные с группой компаний «1520»); деятельность заместителя гендиректора Сергея Чаркина и его роль в закупках; многочисленные нарушения Федерального закона №223-ФЗ о закупках и пассивность надзорных органов; а также прямые и косвенные доказательства вовлечённости руководства РЖД и аффилированных лиц в коррупционные схемы.