C 12.03.2018 комментарии принимаются только на эл. почту редакции:
kompromat-ural@pm.me
«Могучий» российский авиапром разваливают системно

5.11.2020
Следственный комитет РФ возбудил три новых уголовных дела о хищениях при создании вертолёта Ка-62. Многие средства массовой информации бросились строить свои версии и предположения. А ведь когда-то, совсем недавно, эти темы и персонажи, их определяющие, были, в какой-то мере, «неприкасаемыми»…
Журналистские расследования ценны своей независимостью. Можно возразить в том, что журналисты не являются авиационными специалистами, но ведь и отраслевое руководство (к нему мы относим Минпромторг, «Ростех» и профильные холдинги) само не очень-то специализировано. К примеру, профильный министр Денис Мантуров по профессии социолог, российскую авиацию возглавляет бывший музыкальный продюсер, юрист по образованию Юрий Слюсарь, ну, а вертолётная составляющая отрасли в руках у бухгалтера Андрея Богинского. Что тут говорить, если даже с управлением космической отраслью – та же беда, ведь ею в РФ заведует гуманитарий «на все руки», скандально известный Дмитрий Рогозин.
Поскольку отраслевое руководство к тому же не особо слушает авиационных специалистов (в противном случае не было бы такого развала авиапрома, который мы имеем), как раз журналистика и должна предоставлять профессионалам площадку для дискуссий.
Засилье технически необразованных «эффективных менеджеров» в отраслевом руководстве (это касается не только авиации) пагубно отражается на российской промышленности. Подтверждением тому – небывалые «достижения» Ростеха, в ряду которых стоит упоминать недавняя утилизация в США российских бракованных аппаратов ИВЛ.
До этого, примерно то же самое происходило с российскими самолётами SSJ-100, с той лишь разницей, что их не уничтожали, а возвращали либо пытались перепродать. Вот только кому они нужны? Если даже российский «Аэрофлот» не в восторге от этого самолёта. Только откровенный дилетантизм российской власти мог привести к тому, что разрабатывать пассажирский самолёт поручили КБ, которое никогда этим не занималось. И это при наличии в России трёх КБ, историей доказавших свой профессионализм в данном вопросе. Хотя, если проект, под кодовым названием «Суперждет» был ориентирован, аналогично проекту Ка-62, которым уже занялось следствие, то, конечно, – он удался. Притом его эффективность, исходя из «прокаченных» через него бюджетных миллиардов, в разы выше.
Многострадальные вертолёты
Анализ информации по вертолётной теме позволяет сделать однозначный вывод о том, что создание и производство вертолётов не является приоритетным для АО «Вертолёты России» (которое также называют «вертолётным холдингом», хотя по форме это акционерное общество). В приоритете этой организации исключительно манипуляции с финансовыми потоками – поэтому и возглавляет её бухгалтер...
По нашему мнению, по аналогичной схеме развивается программа скоростного вертолёта, чему мы посвятили целый цикл публикаций, под общим названием «Вертолётная клоунада». Но, до понимания того, что скоростной вертолёт – это такой же механизм бюджетной прокачки средств надзорные органы пока не дошли. Возможно, эта тема у нас ещё возникнет. На абсурдность и истинные цели данной программы «Версия» указывала не раз.
Думаем, что соответствующим органам в будущем предстоит дать оценку очередной авантюре АО «Вертолёты России» (ВР) – проекту VRT-500. Буквально недавно появилась информация о том, что дочерняя компания холдинга «ВР-Технологии» купила итальянскую компанию Vertex Aero, на мощностях которой собирается производить этот вертолёт. Тут сразу возникает ряд вопросов:
- на какие средства ВР (понятно, что «ВР-Технологии» на стадии запуска проекта не имеет самостоятельных доходов), позиционирующая себя как государственная компания и полностью зависящая от российского бюджета, покупает зарубежный актив?
- является ли приоритетом государственной политики в области российского вертолётостроения создание рабочих мест в Италии?
- почему игнорируется потребность внутреннего рынка в вертолётах подобной размерности и вся деятельность ВР направлена во внешнюю сферу?
Наши эксперты могут ответить на эти несложные вопросы, но мы ждём, когда этой темой заинтересуются профессионалы, как уже заинтересовались проектом Ка-62.
Кстати, как следует из информации портала АТО.RU данный проект курируется лично главой Минпромторга Денисом Мантуровым, который представляет российскую сторону в Совете по экономическому, промышленному и валютно-финансовому сотрудничеству с Италией. То есть создание высокотехнологических рабочих мест в Италии – это и есть приоритет политики отечественного Минпромторга? Так сказать, под прикрытием европейской сертификации. А нужна ли она для внутреннего рынка? И будет ли машина, не нашедшая потребителей внутри страны, воспринята на внешнем рынке в таком узком и насыщенном сегменте, как малые вертолёты?
Полезно вспомнить, что легендарный Ми-8/17 (который до сих пор составляет основу экспорта ВР), прежде чем стать массовым на внешнем, завоевал заслуженную славу именно на внутреннем рынке.
Сомнительные успехи военной торговли
Информировать читателя по теме Военно-технического сотрудничества (ВТС) довольно сложно, ввиду малочисленности открытой информации в этой области. Но, несмотря на это, нам удавалось на протяжении ряда лет отслеживать ситуацию в этой сфере. Из публикаций «Версии» следовало, что и в этой области не всё гладко. Полагаем, что наши выводы о неблагополучности этого направления в полной мере подтверждаются другим уголовным делом, по которому к Сергею Гармашу (ФСВТС РФ) и Ризвану Гайрбекову (Минпромтог) присоединился Владислав Кузьмичев (АО «Рособоронэкспорт»).
Примечательно, что и в этом случае, не обошлось без участия ведомства Дениса Мантурова, а присоединение к «компании» Владислава Кузьмичева, который в «Рособоронэкспорте» отвечал именно за вертолётное направление, позволяет сделать вывод, что если следствию и дальше удастся раскрутить цепочку, то в деле может появиться вертолётная тема. А тут недурно вспомнить «хорошим словом» и Анатолия Пунчука, который неоднократно становился «героем» публикаций. Очевидно, что отправленный под домашний арест Сергей Гармаш, учитывая (по упорным слухам из ФСВТС РФ) то, что сильно любил «горькую», является лишь пешкой во вскрытой правоохранителями схеме, ровно, как и Владислав Кузьмичев.
У нас есть немало вопросов, на которые неплохо бы поискать ответы, но поскольку эта сфера специфическая, мы не будем их формулировать, дождёмся открытой информации, которая, надо думать будет появляться по ходу проводимого расследования…
Арест «сотоварищей» показал, что для экспорта нужно «договариваться своеобразным образом» в Минпромторге и ФСВТС РФ – это и есть действующий механизм, тормозящий экспортные возможности национальной промышленности. Но, ведь не все производители хотят участвовать в криминальных схемах, поэтому мы и теряем внешний рынок.
Сертификация или промышленная «дойка»?
Что первично, яйцо или курица? Судя по всему, руководители государственной Росавиации не стали долго философствовать и решили, что их ведомство (в силу того, что оно надзорное) имеет бесспорный приоритет перед российским авиапромом. По этой причине оно (руководство Росавиации) может со всей «пролетарской ненавистью» «доить» этот самый авиапром на процедуре сертификации.
Да так рьяно принялось за это дело, что даже гендиректор Ростеха возмутился. Как сообщает агентство ТАСС, на «Гидроавиасалоне-2020» в Геленджике, Сергей Чемезов заявил, что стоимость сертификации в Росавиации вдвое выше, чем ранее была в Межгосударственном авиационном комитете (МАК): «Если сравнить сертификацию, который делал Международный авиационный комитет, то, наверное, раза в два дороже стало», - приводит слова Сергея Викторовича вышеупомянутое агентство.
Плохо, что Сергей Чемезов в своём выступлении не коснулся вопросов технической процедуры сертификации, ведь стоимость – это только часть проблемы.
А ведь ещё в 2016 году, в материале «Пирог без МАКа» наше издание предупреждало, что перераспределение функций Межгосударственного авиационного комитета (МАК) в пользу Минтранса, Росавиации и Минпромторга ни к чему хорошему не приведёт. Теперь же Сергей Чемезов, возможно, сам того не желая, чётко сформулировал цель перераспределения. Она банальна, как и всё в нынешней системе, – повышение благосостояния отдельных чиновников и аффилированных с ними структур. Принимая во внимание тот факт, что одним из инициаторов перераспределения полномочий был его протеже, Сергей Викторович мог бы ему, по свойски высказать свои претензии. Хотя, хорошо известно, что Денис Мантуров никогда не признаёт собственных ошибок. Да и как их признать, ведь вся его деятельность на посту министра, по мнению наших экспертов, – одна большая ошибка. И этот тезис «Версия» попыталась аргументированно обосновать в ряде своих публикаций, посвящённых торгово-промышленному министру.
Послесловие
Наше издание старается быть объективным в изучении и изложении полученной от источников информации. Думается, что это получается. По крайней мере, последние события, на которые мы указали выше, полностью подтверждают нашу правоту. В этом и есть смысл независимой журналистики, – указывать на проблемы, совершенно невидимые из высоких правительственных кабинетов (особенно, если некоторые их обитатели - прямые творцы этих самых проблем). Редакция выражает надежду, что все поднятые за последние годы вопросы и анализ ситуации наконец-то приведут к пониманию того, что процесс развала (а лучше сказать – уничтожения) российского авиапрома не случайный.
Факты наводят на мысль о том, что это чётко спланированное системное мероприятие. Да, может быть чёткого плана на бумаге тут нет, а движущие механизмы – это некомпетентность и чрезмерная жадность людей, принимающих ключевые решения. Но, на наш взгляд, именно слаженное функционирование этих пороков (а лучше называть их «механизмами») привело наш авиапром к полнейшему фиаско.
Публикация редакции «Компромат-Урал» подготовлена по материалам издания СМИ «Наша версия». Новые сообщения принимаем по адресу: kompromat-ural@protonmail.com
Обзор ведёт Николай Зенков
«Компромат-Урал»
Контекст:
«Сердюков, конечно, тот ещё... Но и Мантурова с Михеевым ФСБ и СКР забывать не должны»
Социолог Мантуров и пересидевший Путина чиновник Нерадько – ликвидаторы российского авиапрома?
Мантуров Денис Валентинович – чиновник с повадками олигарха
Министр Мантуров сошлёт главу «Вертолётов России» на пошив масок?


Другие публикации
15.08.2025
Кампания по раскулачиванию долларового миллиардера Константина Струкова остаётся в сфере внимания редакции «Компромат-Урал». События уже обернулись несколькими коррупционными скандалами с участием должностных лиц, имевших, мягко говоря, тесные связи с опальным олигархом. Особенное внимание проверяющие из Москвы обратили на взаимоотношения Струкова с руководителями регионального управления Следственного комитета. Как выяснилось, он знаком и с экс-главой регионального СУ СКР Денисом Чернятьевым, которого ранее Александр Бастрыкин уволил по дискредитирующим основаниям, и с нынешним – Алексеем Колбасиным. Колбасин имеет от Бастрыкина почётную грамоту, а также награжден медалями «За безупречную службу» III и II степени и именным оружием.
12.08.2025
Последние несколько дней СМИ пестрят сообщениями о том, что экс-губернатор Челябинской области Борис Дубровский объявлен в розыск российским МВД. У посвящённых инсайдеров, контактирующих с редакцией «Компромат-Урал», эта новость вызывает лишь иронию. Уголовка против Дубровского по коррупционным составам начала раскручиваться вскоре после его отставки ещё шесть лет назад, в 2019-м, но быстро сдулась. Экс-губернатор благополучно осел в Швейцарии и, по всей видимости, нашёл «взаимопонимание» с нужными российскими правоохранителями, в чьей компетенции находится принятие соответствующих решений. Неужели теперь кто-то из них был снят с многолетнего «абонемента», поэтому шестерёнки силовой машины опять закрутились против Дубровского?
8.08.2025
На днях в редакцию «Компромат-Урал» поступила информация, побудившая вернуться к интересным событиям новейшей истории Екатеринбурга. В почти далёком 2016 году резонансная корпоративная разборка привела к посадке Николая Кретова. Господин Кретов - некогда очень влиятельный застройщик и важная фигура в окружении Эдуарда Росселя времён губернаторства последнего в Свердловской области (ныне Росселю идёт 88-й год: оказывается, некоторые могут жить долго). К екатеринбургским проектам Николая Кретова можно отнести аквапарк «Лимпопо», ТЦ «Кит» и «Екатерининский». Кретов был совладельцем ЗАО «Урало-Сибирская инвестиционная компания» и компании «Линкор». Отправка Кретова на нары считалась результатом того, что в конфликте ему оппонировал Альфа-банк (структура долларового миллиардера Михаила Фридмана).