C 12.03.2018 комментарии принимаются только на эл. почту редакции:
kompromat-ural@pm.me
«Сердюков, конечно, тот ещё... Но и Мантурова с Михеевым ФСБ и СКР забывать не должны»

23.10.2020
По просьбе коллег редакция «Компромат-Урал» обратила внимание на информацию о том, что «Следственный комитет РФ возбудил три уголовных дела о хищении порядка 3,6 млрд. рублей при создании вертолёта Ка-62.
Как сообщает ТАСС, «всего расследуется три уголовных дела, общий ущерб по которым может составить до 3,6 млрд рублей. В настоящее время следствие находится в активной стадии и устанавливает всех соучастников преступной группы, среди которых пока ещё не установленные должностные лица (компаний) «Вертолеты России», «Камов» и Минпромторга».
В этом сообщении формулировка «неустановленные лица» несколько настораживает. Подобная формулировка может означать, что крайними в данном вопросе могут сделать как раз технических специалистов, которые, как доподлинно известно, в вертолётном холдинге к финансам не допускаются. Складывается впечатление, что построение схемы подобной вскрытой – это исключительный удел «эффективных менеджеров» из высшего руководства головной холдинговой компании. Именно поэтому упоминание в ряду «неустановленных должностных лиц» компании «Камов» вызывает некоторое недоумение и доказать это можно элементарно.
Со ссылкой на собственный источник, ТАСС констатирует, что расследования касаются 2012-2016 годов. Основное время финансовых злоупотреблений приходится на период, когда АО «Вертолёты России» возглавлял Александр Михеев, ныне занимающий должность гендиректора АО «Рособоронэкспорт». Если обратиться к биографии Михеева, то известно, что с 2008 года он являлся членом Совета директоров АО «Вертолёты России», которое, впоследствии, возглавлял с 2013 по 2017 год.
Механизм управления внутри холдинга того времени предельно прост – дееспособность управляющих директоров структурных подразделений холдинга, в ряду которых находится и упоминаемый в материале «Камов», ограничивалась специфическими доверенностями, выдаваемыми Александром Михеевым в пользу руководителей предприятий.
Эти доверенности кардинальным образом ограничивали активность структурных подразделений, закрепляя всю полноту власти в холдинге за гендиректором АО «Вертолёты России». Как пример, можно привести аналогичную доверенность, выданную в рассматриваемый период на имя управляющего директора одного из заводов, входящих в холдинг.
Из имеющегося в редакции документа хорошо видно, что структурным подразделениям холдинга запрещалось не только принимать какие-либо значимые решения (в частности, общение с Минпромторгом в разрешённых действиях не значится), но даже закупать комплектацию для нужд собственного производства структурные подразделения холдинга не могли (пункт 7, раздела «Настоящая доверенность не предоставляет права:»). Аналогичная доверенность выдавалась и двум, входящим в холдинг, разработчикам фирмам «Миля» и «Камова». Именно поэтому, следственные органы могут смело ограничивать список «неустановленных соучастников» исключительно «Вертолётами России» и Минпромторгом.
Невезуха…
Надо отметить, что в последнее время удача, видимо, покинула Александра Михеева. Если довериться новостному порталу «Экономические новости», то можно узнать, что среди участников коррупционной схемы, ранее касающейся исключительно ФСВТС РФ, Минпромторга и отдельных предпринимателей, появился подчинённый Александра Михеева Владислав Кузьмичёв. Там же сообщается, что дела Сергея Гармаша (ФСВТС РФ) и Владислава Кузьмичева объединили вместе. По данным наших источников, обстоятельством вовлечения своего подчинённого в это коррупционное расследование Михеев очень встревожен и, судя по всему, прилагает все возможные усилия, чтобы «отмазать» сотрудника «Рособоронэкспорта». Но если в рамках расследования о хищениях в программе Ка-62 Александр Михеев сам окажется, мягко говоря, под «колпаком спецслужб», то у него есть все основания составить компанию своему подчинённому.
Примечательно, что факт хищения в холдинге подтвердил и бывший замгенерального по безопасности АО «Вертолёты России» генерал-лейтенант Николай Грязнов: «…были колоссальные хищения при строительстве и конструировании вертолетов», – приводит его слова агентство ТАСС. Также Грязнов добавил: «Более того, вертолет построили, но он не соответствует техническим характеристикам и нормам, которые закладывались изначально, (выявлена) куча нарушений при проектировании, строительстве, эксплуатации, вертолет постоянно попадает в чрезвычайные ситуации». То есть он фактически подтвердил информацию нашего издания о том, что с технической стороной у этого проекта не всё в порядке.
Очередные неопределённые обещания
Новость о проводимых расследованиях, информагентство ТАСС со ссылкой на руководство холдинга, подкрепило очередным обещанием: «Летные испытания многоцелевого вертолета Ка-62 планируется завершить в 2021 году». Посыл понятен – в ответ на обвинения в разворовывании миллиардов, холдинг готов поскорее предъявить «продукт», но едва ли это у него получится.
По данным наших источников, знакомых с ситуацией, создателям вертолета не удалось «взять» сертификационный базис снаскоку: усеченный сертификат на Ка-62 по категории «Б» (ограниченная пассажировместимость до 9 пассажиров и уменьшенная до 250 км/ч скорость) руководители программы планировали получить к октябрю 2020 года. Как помнит наш постоянный читатель, два ведущих сертификационных центра ЦАГИ и ГосНИИ ГА буквально «встали на дыбы» и программу сертификации удалось повернуть в русло реальных испытаний, особенно в области усталостной прочности, что является приоритетной задачей с точки зрения безопасности конструкции вертолета…
«Вертолеты России» никак не угомонятся и не хотят идти по пути принятых во всем мире условий сертификации воздушных судов, когда на испытания предоставляется окончательная типовая конструкция, которая в дальнейшем будет в серийном производстве и соответственно в эксплуатации. Ведь смысл испытаний в том и заключается, чтобы проверить взаимодействие всех типовых узлов и агрегатов, стоящих на борту единовременно.
Но «хитрые» менеджеры и руководители программы «пропихивают» следующую схему: готов агрегат (например, хвостовое оперение) – срочно делаем комплекс полетов по сертификации этого агрегата. Дальше: новая хвостовая балка «подоспела» – летаем с ней. И так далее… Руководству холдинга нужны хоть какие-то результаты, пусть даже и промежуточные.
А чтобы доработать весь вертолет, представить окончательную типовую конструкцию и сократить количество полетов раз этак в пять-десять за счет комплексных испытаний по разным агрегатам в одном полете? Нет, до этого дойти сложно, – ведь надо бежать и отчитываться хоть о каком-то достижении. Как говорят наши источники, доходит до того, что из-за спешки с приказами руководства холдинга не дооборудованный испытательной аппаратурой вертолет летит в зачетный полет без результатов, после чего приходится все равно перелётывать, чтобы получить доказательную базу для сертификации. То есть, вместо одного, делается два, а иногда и три полета.
Но бежать и отчитываться скоро будет не с кем. После объединения в НЦВ, летно-испытательный комплекс (ЛИК) фирмы «Камов» превратился в подразделение милевского ЛИКа, а его работники якобы перестали получать многие надбавки, положенные по статусу испытательной работы: в частности, по нашим данным, инженерам недоплачивают командировочные, у многих пропали летные надбавки. А работать в постоянных командировках за смешной оклад – желающих мало. В итоге сотрудники, действительно понимающие толк в вертолетах, находятся на грани добровольного увольнения.
Так, что выводам следствия можно верить – огромные средства, судя по всему, действительно куда-то испарились, и теперь руководители холдинга пытаются по максимуму выжать из рядовых сотрудников, экономя на их содержании.
Карманная структура министра Мантурова
То, что в «Вертолётах России» исчезают бюджетные миллиарды не удивительно. Дело в том, что торгово-промышленный министр, судя по непрофильной деятельности холдинга, давно попутал «свою личную шерсть с государственной» и использует «Вертолёты России» в том числе и для обеспечения личного комфорта. Так, к примеру, в начале 2020 года появилась информация, что за счёт средств холдинга для министра был арендован вертолёт А109SP «Grand New» 2013 года выпуска (заводской серийный номер 22287, регистрационный номер RA-01985).
Примечательно, что время приобретения этого вертолёта в точности попадает на исследуемый период по второму делу (2013-2016 годы), а сумма, за которую он был приобретён, сопоставима с выявленным ущербом в 700 млн. рублей. Возможно, эти совпадения не случайны? Если это предположение верно, то в итоге у следователей могут возникнуть вопросы не только к Александру Михееву (возглавлявшему «Вертолёты России» в 2013-2017 годы) но и к самому всесильному министру Денису Мантурову.
Интересно, в этом случае генерал-полковник ФСБ Сергей Чемезов станет в очередной раз защищать своего протеже?», - ставит риторический вопрос автор издания СМИ «Наша версия» Сергей Кокорин в публикации под заголовком «Программа «суперсовременного» Ка-62 оказалась воровским механизмом? По мнению следственных органов, в АО «Вертолёты России» и Минпромторге происходили миллиардные хищения».
Обзор выполнила Ольга Смолина
«Компромат-Урал»
Контекст:
Социолог Мантуров и пересидевший Путина чиновник Нерадько – ликвидаторы российского авиапрома?
Мантуров Денис Валентинович – чиновник с повадками олигарха
Министр Мантуров сошлёт главу «Вертолётов России» на пошив масок?


Другие публикации
25.09.2023
Brozex и борзота. Коммерсант-депутат Брозовский кошмарит работников за правду?
Депутат заксобрания Свердловской области Вячеслав Брозовский может использовать силовиков для давления на своих бывших сотрудников, вскрывших воровство в его компании, обращают внимание коллеги редакции «Компромат-Урал». Как иронизируют давние знакомые Вячеслава Пиусовича, который готовится встретить своё 51-летие, таким способом он компенсирует синдром собственной политической неполноценности. Звездный час на госслужбе Брозовский пережил ещё в 2010 году, когда его, молодого мэра города Берёзовский новоявленный губернатор-варяг, бонза «РЖД» Александр Мишарин продвинул на пост областного вице-премьера.
Но триумф продлился недолго. Оказалось, что «Славика», как называли Брозовского обитатели регионального кабмина, поматросили, чтобы вскоре бросить. Вячеслав Пиусович оказался полугодовалым вице-премьером, уже к марту 2011 года его окончательно слили с госслужбы. Ему ничего не оставалось, как вернуться в личный бизнес. С 2016 года он, конечно, имеет «ксиву» депутата областного заксобрания, но это уже мелочи, даже на защиту от обысков/ареста не тянет.
24.09.2023
Сергунины секреты. Оффшорная «матрёшка» Собянина раскрылась
Вице-мэрка Москвы Наталья Сергунина, как полагают источники редакции «Компромат-Урал», могла организовать целый «семейный подряд» по обеспечению родных государственными заказами и выводу средств в кипрские компании. Как удалось выяснить журналистам-расследователям, заместительница Собянина (нынешний столичный градоначальник Сергей Собянин – самый известный выходец с Урала в путинском «ареопаге») может быть связана с несколькими кипрскими офшорными зонами, куда потенциально выводятся российские средства.
Источник СМИ сообщает, что некоторый киприот по имени Аарон Элизер Аронов проживает в Австрии, но в действительности является сменившим имя предпринимателем из России Лазарем Тельмановичем Сафаниевым, супругом Иры Сафаниевой (до замужества Сергуниной) – младшей сестры московской вип-чиновницы Натальи Сергуниной. Эти семейные связи являются поводом для подробных журналистских расследований, ведь по очевидной логике дела и схемы Аронова-Сафаниева могут быть предметом личного интереса госпожи Сергуниной.
Сафаниев пару лет назад вышел из собственных активов. Он обладал компаниями «Дженом Венчурс» и «Геном Венчурс». Совладельцем в обоих выступал экс-руководитель администрации президента РФ Волошин Александр Стальевич. Ему до настоящего времени принадлежат эти компании.
22.09.2023
Шмотьевым под Куйвашевым тесно. Свердловский олигарх скупает активы от Новой Зеландии до Поволжья
Отпрыск уральского миллиардера, бенефициара группы «ФОРЭС» Сергея Шмотьева, 23 июля 1956 г.р., чьи предприятия многократно изобличены в игнорировании требований природоохранного законодательства, расширил владения до Поволжья. По сведениям коллег редакции «Компромат-Урал», Александр Шмотьев, 7 марта 1991 г.р., и его давние партнёры выкупили контролирующую долю в ульяновском ООО "Ташлинский ГОК". Чего ждать жителям Ульяновской области с приходом Шмотьевых? И займёт ли принципиальную позицию ульяновский губернатор Алексей Русских из группировки Воробьёвых/Шойгу?
Недавно усатый глашатай Кремля Дмитрий Песков заявил, что некоторые российские предприниматели пытаются добиться снятия с себя международных санкций, «скатываясь на антироссийские позиции за 12 сребреников», и это «предатели».
Но куда интереснее тот факт, что есть такие российские бизнесмены, которые, имея тесные связи с «недружественными», по версии властей РФ, странами, удивительным образом вообще избежали санкций. Если они не «предатели», то кто? Яркий пример – тот самый Сергей Шмотьев.