C 12.03.2018 комментарии принимаются только на эл. почту редакции:
kompromat-ural@pm.me
Почему стагнирует «Донстрой». Девелопера раздирают семейные драмы и криминальные скандалы
16.03.2023
На стройках в России – опять жертвы. Опять в «Донстрое», который по-прежнему входит в тройку крупнейших девелоперов и не скупится на рекламу. Официальных данных о том, кто является конечным бенефициаром строительного холдинга, до сих пор нет. В связи с ним называются несколько юридических лиц, однако их владельцы себя не афишируют, а в самом «Донстрое» эту информацию тщательно скрывают. Между тем в компании и вокруг нее кипят такие страсти, которые показались бы неправдоподобной выдумкой, если бы они легли в основу сценария из жизни богатых, которые, бывает, тоже плачут.
Как напоминают коллеги редакции «Компромат-Урал», компания «Донстрой» продаёт очень дорогие квартиры и позиционирует себя как крупнейший и надёжный застройщик. Девелоперскую компанию основали в 1994 году Максим Блажко с Дмитрием Зеленовым. Компания росла быстрыми темпами, занималась проектами в сфере жилой и коммерческой недвижимости. Наиболее известные из её построек – высотные жилые комплексы «Алые Паруса», «Триумф-Палас», «Дом на Мосфильмовской», ТРК «Щука», бизнес-центр NordStar Tower.
Дмитрий Зеленов стал одним из самых молодых миллиардеров в России и в Европе. В 2008 году в возрасте 36 лет он поднялся до рейтинга миллиардеров Forbes. Стройки велись на заёмные средства, в основном их кредитовали ВЭБ и ВТБ. Сомнительные схемы при выдаче кредитов привели к цепочке уголовных дел, которые удалось спустить на тормозах. Ценой этого компромисса стал переход контрольных пакетов акций дочерних компаний «Донинвеста» банкам – ВТБ и Сберу.
Потом неприятности посыпались в буквальном смысле. В одном из строений, возведенных «Донстроем», в шахте лифта разбилась женщина, рухнув вместе с кабиной с восьмого этажа. Потом из-за обрыва троса лифт с молодой мамой упал в Ростове-на-Дону, в 22-этажном доме, построенном той же компанией. Соседи доставали пострадавшую через крышу лифта. А летом прошлого года с нового, широко разрекламированного жилого комплекса на Авиационной улице в Москве рухнула облицовка, упав на припаркованные рядом автомобили, мотоцикл и тротуар. Жильцы и прохожие, по счастью, не пострадали...
Похоже, «Донстрой» фактически принадлежит госбанкам, которые не очень афишируют своё участие в делах девелопера, а тот продолжает регулярно публиковать релизы о своих успехах, перечисляя названия проектов и жилищных комплексов, к продаже тысяч квадратных метров в которых приступает буквально завтра. Устраивает Масленичные гуляния и другие шумные праздники для потенциальных покупателей и арендаторов. Но факты зовут не только к праздничным столам: в прессу попадают не только выгодные строителями сюжеты. По итогам 2022 года у «Донстроя» продажи только в Москве сократились на 40,7% (к году, до 87,6 млрд руб). В компании говорят, что «текущая ситуация на рынке недвижимости, связанная с СВО и ее последствиями», сильнее всего ударила по сегменту жилья бизнес-класса, в котором она работает.
В любом случае, покупательная способность россиян снижается, и застройщиков ждут тяжёлые времена. С начала 2023 года спрос на приобретение строящихся и готовых квартир в стране упал примерно на треть.
Банальный сценарий
В прессу, вопреки усилиям пресс-службы, всё же просачивается информация о том, что в «Донстрое» не всё красиво и весело. На днях стало известно об очередной драме – обрушении двух этажей строительных лесов на площади 300 квадратных метров. Один человек погиб, ещё двое доставлены в больницу.
Трагедия произошла в строящемся жилом комплексе «Событие-4». Многофункциональный комплекс бизнес-класса возводится компанией «Донстрой» по ул. Лобачевского, в районе Раменки.
А в декабре 2022 года поломался если не весь сценарий дальнейшей судьбы крупнейшего застройщика, то, по крайней мере, его реноме. Хотя Дмитрий Зеленов потерял и формальный, и фактический контроль ещё в 2009 году, сколько сейчас реально может стоить пакет акций, которым управляет ВТБ, сказать точно не может никто.
В конце 2022 года на французской Ривьере что-то случилось. Там один за другим безвременно скончались несколько российских миллионеров. Дмитрию Зеленину стало плохо 9 декабря во время званого обеда. Он упал с перил лестницы и загадочно умер на следующий день в госпитале Ниццы – от несовместимых с жизнью травм головы. Французская полиция хотя и не выдвигает каких-либо обвинений или подозрений в криминальном убийстве, продолжает расследовать необычную и безвременную смерть Зеленова. Он погиб в 50 лет, не оставив завещания или иных распоряжений раздела имущества. Наследники – жена Зеленова Наталья Дворянинова и четверо детей (об одном несовершеннолетнем семья узнала только после его смерти наследодателя). Через пару месяцев вдова и взрослый сын покойного Михаил Зеленов подали иск в суд Флориды против родителей Дмитрия Зеленова, его взрослой дочери и финансового консультанта. Заявители подозревают их в попытке лишить законного наследства.
В жалобе утверждается, что ответчики сменили замки в доме Зеленова и его жены в Москве и забрали более двух десятков его автомобилей, в том числе четыре «Мерседеса», два «Бентли» и «Роллс-Ройс». Ещё наследственная масса включает доходы от аренды роскошного лыжного шале в Куршевеле (Франция), обширного поместья с семью спальнями (стоимостью не менее в 5 миллионов долларов), расположенного на 2,4 акрах земли в престижном анклаве Альпайн, штат Нью-Джерси, США.
Имеются активы в виде трастов, обществ с ограниченной ответственностью, корпорации и другие структуры, в конечном итоге принадлежащие по всему миру самому Зеленову.
Ход скандального судебного разбирательства наследников надолго станет темой, беспокоящей СМИ, резюмирует издание «Наша версия». Но не менее интересна судьба самого строительного холдинга, который тоже явно прошёл свою наивысшую точку.
Редакция «Компромат-Урал» следит за развитием ситуации и находится на постоянной связи с читателями: kompromat-ural@protonmail.com
Обзор Николая Зенкова
«Компромат-Урал»
Контекст:
Тайный увод земель КБ «Мотор» под прикрытием ВТБ и Роскосмоса
«Донстрой» загнётся незаметно? Что Алёна Дерябина «забывает» докладывать госбанкиру Андрею Костину
Другие публикации
21.01.2025
Обхаживая высокие московские кабинеты, сегодня, 21 января 2025 года, губернатор Сверддовской области Евгений Куйвашев пробился-таки к мишустинскому заму по стройке – вице-премьеру Марату Хуснуллину. Согласно официальной версии, Куйвашев вовсе не просился на новую работу, а лишь поведал федеральному боссу «об итогах по строительству жилья и реализации нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» в 2024 году».
О чём Куйвашев мог умолчать в отчёте перед Хуснуллиным? «Как известно, в 2024 году региональное Управление автодорог работало без Вячеслава Данилова, которого ранее арестовали за взятки. И что – достигнуты успехи в борьбе с коррупцией? Взглянуть на цифры предлагает главред ИА «Уралинформбюро» Вадим Дынин, чья точка зрения заинтересовала редакцию «Компромат-Урал».
По данным сайта госзакупок, за 11 месяцев 2024 года Управление заключило контракты на строительство, реконструкцию и капремонт дорог (без учёта работ на мостах) на сумму 12,104 миллиарда рублей. Победители в рамках закупок по ФЗ-44 определялись на электронных конкурсах. Общая экономия бюджетных средств составила 943,7 миллиона рублей (7,8%).
14.01.2025
Россия продолжает переживать ужасающие последствия экологической катастрофы в Чёрном море. Учитывая, что черноморское побережье – единственное в нашей стране место для массового морского отдыха, эти страшные события задевают миллионы россиян. 15 декабря 2024 года в Керченском проливе потерпели крушение танкеры с мазутом "Волгонефть 212" и "Волгонефть 239", произошел разлив топлива. По последним данным Минтранса РФ, при крушении танкеров были повреждены четыре танка с нефтепродуктами, в море попало около 2,4 тыс. тонн мазута. Нефтепродукты также вынесло на берег. Введены режимы ЧС регионального характера в Краснодарском крае, Крыму и Севастополе, также действует федеральный режим ЧС.
О крушении “Волгонефть 212” и “Волгонефть 239” сказано уже много. Причинами указаны и плохие погодные условия, и ужасное техническое состояние танкеров, и т.д. Для предотвращения подобных «причин» предусмотрен специальный механизм госконтроля, он называется “Государственный портовый контроль” . Его обязанностью является контроль за выполнением законов и распоряжений по торговому мореплаванию. Контроль осуществляется инспекциями Портового контроля (надзора), который возглавляется начальником инспекции - капитаном порта. В целях обеспечения безопасности мореплавания инспекция Портовый надзор производит контроль за подготовкой судна к выходу в море, его мореходностью, снабжением и укомплектованием.
Это в идеале, как должно быть, но в современной России, с её зашкаливающим уровнем коррупции, “Государственный портовый контроль” превратился в инструмент зарабатывания денег капитаном порта и его приближенными.
7.01.2025
Чемезов закусит Струковым. «Ростех» готовится «силовым вариантом» поглотить «Южуралзолото»
Госкорпорация «Ростех», возглавляемая давним путинским другом Сергеем Чемезовым, в обозримой перспективе, судя по всему, готовится войти в состав совладельцев «Южуралзолото Группа компаний», пока ещё подконтрольной вице-спикеру Законодательного собрания Челябинской области Константину Струкову.
Информацию о потенциальном варианте «поглощения» подтверждают сразу несколько источников, цитируемые редакцией «Компромат-Урал», указывая на длительные переговоры, и собеседники, близкие к самой госкорпорации. При этом получение части доли ЮГК активом, связанным с «Газпромбанком», инсайдеры называют не «сдерживающим фактором», а лишь временной отсрочкой, причем «с ростом рисков для самого Струкова».
Решение финансистов собеседники связывают с обязательствами золотодобытчиков на более чем 15 миллиардов рублей. Дальнейший ход событий, как заявляют источники, возможен в нескольких сценариях: от новых проверок, которые создадут дополнительное давление на компанию, до «попросту национализации» по примерам других активов на Южном Урале или оформления ранее достигнутых договоренностей. Параллельно обсуждается интерес «Ростеха» и к другим крупным промышленным активам в регионе, а пока ЮГК «остаётся центром пересечения интересов ряда значимых игроков», что обещает «неспокойные времена» для бизнеса и ряд новых договоренностей, но уже, вероятно, «совсем в другом формате для текущего бенефициара».