C 12.03.2018 комментарии принимаются только на эл. почту редакции:
kompromat-ural@pm.me
УралВагонСхематоз. Журналисты и контрагенты изобличают руководство УВЗ в финансовых манипуляциях
2.03.2021
Гигант отечественного машиностроения всё больше напоминает чёрную дыру для шальных денег. Дошло до того, что оборонные заводы начали раздавать «коммерческие кредиты» под бешеный процент. СМИ узнали об этом, когда попытались разобраться в претензиях оборонного холдинга к небольшому учреждению из третьей сотни российских банков. «Административный ресурс управленцев с УВЗ, точнее – их покровителей на верхних этажах «Ростеха», по всей видимости, обеспечивает уральскому холдингу любые судебные решения.
В понедельник, 1 марта, в Арбитражном суде Московского округа продолжился спор между АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» (УВЗ, дочерняя структура «Ростеха», директор Александр Потапов) и АО «Народный банк». В мае прошлого года УВЗ отсудил у банка 131 млн рублей – сумму обеспечения по гарантии АО «НПО «Мир» и неустойку. Решение, обстоятельства принятия которого порождают целый ряд вопросов, устояло в апелляции. На очереди – рассмотрение кассационной жалобы.
Представители банка считают, что суды грубо нарушили нормы Арбитражного процессуального кодекса РФ. И если принять во внимание их позицию, трудно удержаться от предположения, что крупный оборонный концерн мог оказывать давление на людей в мантиях.
«Без лишних формальностей»
Как иначе объяснить тот факт, что при рассмотрении дела в первой инстанции ответчик, по сути был лишён права на защиту? 25 мая 2020 года в Арбитражном суде Москвы было назначено предварительное судебное заседание по иску «Уралвагонзавода» к банку. «Мы даже не знали, на чём основаны их требования, копия иска в банк не поступила. Банк не мог сказать, его эта гарантия или нет», – высказывает мнение о происходящем бывший председатель правления АО «Народный банк». По его словам, ответчик ходатайствовал о предоставлении времени для ознакомления с иском. Однако суд посчитал это требование необоснованным и открыл предварительное заседание.
Более того, сразу после этого, в отсутствие представителей банка, суд решил перейти к рассмотрению дела по существу. Результат – решение взыскать с АО «Народный банк» в пользу УВЗ 131 млн рублей. При этом, насколько можно судить, в деле попросту отсутствует определение суда о назначении основного судебного заседания.
Достоверность подписей на документах, которыми «Уралвагонзавод» обосновал свои требования, по словам очевидцев, исследована не была. Не прозвучали и вопросы о том, каким образом государственное предприятие сумело превратить аванс по госконтракту в коммерческий кредит под 70% годовых. Как такое может быть?
«УралВагонПроцент»
Вполне вероятно, что участие представителей АО «Народный банк» в суде первой инстанции могло сделать публичными нюансы той схемы, которую юристы УВЗ разработали для взаимодействия с подрядчиками и поставщиками завода. Начало комбинации выглядит вполне обычно: «Уралвагонзавод» получает прямое госфинансирование на закупку нового оборудования, проводит тендер и выбирает поставщика станков. Дальше начинается самое интересное. Условия госконтракта предполагают авансовые платежи со стороны заказчика. Юристы УВЗ вносят в условия договора хитрую формулировку о том, что в случае неисполнения контракта в срок, аванс считается коммерческим займом по ставке более 70% годовых!
Когда договор подписан, остальное – дело техники. Судя по всему, «Уралвагонзавод» перечисляет аванс со значительным опозданием, фактически лишая поставщика возможности вовремя исполнить свои обязательства. На письма поставщика в сторону УВЗ никто не отвечает или отвечает с большой задержкой; согласования поставок длятся бесконечно; на место одних ответственных работников УВЗ приходят другие; все процессы затягиваются, что ещё сильнее усложняет своевременную поставку оборудования. В итоге заказчик, даже в случае незначительной просрочки, начинает начислять пени и штрафы по ставке 70% годовых, причём начиная со дня выдачи аванса. Легко догадаться, что проценты по такому «коммерческому займу» значительно превышают саму стоимость контракта на поставку оборудования. Поскольку поставщик не просто не в состоянии выдержать такие поборы, представители «Уралвагонзавода» предъявляют гарантию в банк поставщика.
Говорят, по этой причине большинство российских банков уже внесли УВЗ в «чёрный список» заказчиков, получить гарантию для работы с которыми компаниям весьма непросто. Но в самом оборонном холдинге такие комбинации, по-видимому, воспринимают, как способ поднять финансовые показатели и увеличить премии топ-менеджеров. Зачем повышать эффективность производства, оптимизировать расходы предприятия, когда есть такая простая и незатейливая схема?
«Куй железо, не отходя от кассы»
В этой истории есть и ещё одно важное обстоятельство. В июле прошлого года у «Народного банка» была отозвана лицензия. Сейчас он находится в процедуре банкротства под управлением временной администрации и «Агентства по страхованию вкладов». Соответственно, взыскание 131 млн рублей в пользу УВЗ возможно только из конкурсной массы. И вряд ли эта процедура не затронет интересы других кредиторов АО «Народный банк», но руководство оборонного гиганта, скорее всего, не думает о таких «мелочах».
События, о которых мы рассказали выше – всего один из эпизодов большого судебного противостояния между «Уралвагонзаводом» и кредитными учреждениями, в том числе государственными. Мы помним прошлогодний скандал, когда «дочка» «Ростеха» решила судиться со Сбербанком и КБ «Индустриальный сберегательный банк», пытаясь получить деньги по банковским гарантиям за уже выполненные работы. В прессе вокруг этих процессов звучали слова о, по всей видимости, поддельных документах. А в самих судебных заседаниях – предположения о недобросовестных действиях УВЗ, который пытался получить необоснованное вознаграждение.
Мотив в этих действиях, безусловно, есть. В августе 2016 года «Версия» подробно писала о том, как при предыдущем руководителе оборонного холдинга (речь идёт об Олеге Сиенко – прим. «Компромат-Урал») он скатился в долговую яму. С тех пор вряд ли что-то принципиально изменилось. В ноябре «Уралвагонзавод» едва ли не возглавил список государственных предприятий, которые скрывают значительную часть информации в своих ежеквартальных отчётах. За пару месяцев до этого финансовые трудности вынудили УВЗ перевести персонал на неполную рабочую неделю, а также сократить расходы на спортклуб «Спутник» и другие спонсорские проекты.
Судебная активность оборонного холдинга в отношении банков усилилась задолго до этих событий. Кто-то скажет, что государственное предприятие следует спасать любой ценой. Но неужели сомнительные схемы менеджмента УВЗ оправдывают манипулирование правосудием?
Сможет ли кассационная инстанция восстановить законность или решения принимаются только в пользу УВЗ, вопреки вопиющим процессуальным нарушениям, допущенным судами первых двух инстанций?» - пишет издание «Наша версия» в материале под заголовком «Право сильного – самое большое бесправие».
На момент подготовки этой публикации редакции «Компромат-Урал» стало известно, что 1 марта 2021 года кассационная инстанция не смогла определиться с окончательным вердиктом. Председательствующая на заседании Арбитражного суда Московского округа Ольга Каменская постановила отложить резонансное разбирательство на 1 апреля. Кого рассмешат, а кого огорчат новости из зала суда в День дурака?
Редакция «Компромат-Урал» следит за развитием скандала и остаётся на связи с читателями: kompromat-ural@protonmail.com
Тему курирует Анатолий Амиров
«Компромат-Урал»
Другие публикации
19.04.2024
«Здравствуйте, редакция «Компромат-Урал». Мы располагаем информацией в продолжение вашей недавней публикации и просим придать её огласке…
В Екатеринбурге 1 апреля 2024 года на территории машиностроительного завода «Уралмаш» произошёл крупный пожар. Чёрный дым был виден практически из любой части города. МЧС РФ сообщило, что площадь возгорания достигла около 4,5 тыс кв. м, а 300 кв. м кровли обрушилось. По словам очевидцев, полностью уничтожен цех номер 57, где предположительно и начался пожар.
Сообщалось даже об угрозе взрывов, так как в помещении предприятия в большом объёме находились лакокрасочные материалы, а именно более 500 литров лака. В тушении пожара участвовало несколько десятков пожарных и около 20 единиц техники.
Однако пресс-служба «Уралмаша» сообщила, что уничтоженный цех предприятию не принадлежит. А принадлежит он некоему ООО «Энерготрансстрой» (ИНН 6670292367), директором которого оформлена Аргунова Мария Сергеевна, а учредителем значится Трофимова Анжелика Дмитриевна. Та же Трофимова ранее была учредителем ООО «ЭМЗ» (ИНН 6678049068), компания аффилирована с известной группой екатеринбуржских схемщиков. Речь идёт о Конышеве Павле Андреевиче, бывшем сотруднике АО «Группа СВЭЛ», который, получив в своё распоряжение конструкторскую документацию на изготовление токоограничивающих реакторов, под вывеской ООО «Электромашиностроительный завод» (ЭМЗ), начал собственное производство этой продукции, за что уже был наказан (арбитражное дело о нарушении патентных прав № А60-946/2012).
12.04.2024
Раскулаченный Таран. Бенефициара РАТМ-Холдинга «разденут» в Генпрокуратуре и СК
Новосибирский олигарх со скандальной репутацией, хозяин "РАТМ Холдинга" Эдуард Таран (согласно публичным данным ФНС, имеет ИНН 541005091683) попал на радары правоохранительных органов. С чем связан интерес к фигуранту и какую роль в нём могут играть бывшие и действующие чиновники?
Источники СМИ сообщили, что Таран может стать фигурантом уголовного дела, но его фабула пока не известна. Коллеги редакции «Компромат-Урал» выдвинули несколько версий.
Первый момент - это резонансная история с национализацией ПАО "Ростовский оптико-механический завод" (РОМЗ), который базируется в Ярославской области.
В сентябре 2023 года РОМЗ по иску Генпрокуратуры РФ вернули на баланс государства, забрав акции у ООО "Сибмир" (владелец - АО "РАТМ Холдинг" Эдуарда Тарана), и АО "Иснов". Было указано на незаконность приватизации предприятия оборонного назначения. Этот вердикт ответчики до сих пор пытаются оспорить. Слово "незаконность" в этой истории вполне может подразумевать и последующее уголовное дело.
А не так давно в публичном пространстве появилась запись, на которой звучит голос, весьма похожий на Тарана, рассуждающий о возможности "обелить" экс-бенефициаров завода из РАТМ и добиться компенсации от государства в миллиарды рублей. Он же выражает надежду, что с подачи "Ростеха" и Минпромторга предприятие вновь передадут в управление или даже владение РАТМу...
3.04.2024
Пока регион бился с огнём, министерский главк «играл в солдатиков»?
Читатели продолжают делиться своими мнениями с нашей редакцией. На этот раз их взволновали события, произошедшие в Рязанской и Владимирской областях несколько недель назад. Разумеется, опубликованная ниже позиция не является истиной в последней инстанции, но изложенная в ней интерпретация фактов представляется более чем актуальной:
«Всё руководство МЧС России во главе с министром Александром Куренковым и помощниками, включая советника министра Даниила Мартынова, заместителя министра генерал-полковника Виктора Яцуценко, прибыли рано утром 13 марта 2024 года во Владимирскую область на показательные учения. В это время в соседней Рязанской области полыхал нефтезавод после удара БПЛА, а в 100 метрах от нефтеперерабатывающего комплекса шли всероссийские соревнования с участием спортсменов и детских команд со всей страны. Несмотря на явную опасность, массовые спортивные мероприятия даже не были остановлены!