C 12.03.2018 комментарии принимаются только на эл. почту редакции:
[email protected]
Рогозин летает – заводы Роскосмоса загибаются: почему протестуют рабочие в Усть-Катаве

5.03.2019
14 февраля в городе Усть-Катав Челябинской области рабочие градообразующего предприятия, подчиненного Роскосмосу, прекратили работу и устроили стихийный митинг из-за сокращения зарплат. По данным Радио Свобода, разброс окладов на местном вагоностроительном заводе гигантский: от 7 до 250 тысяч рублей.
Руководство Роскосмоса и власти Челябинской области обещают обеспечить завод заказами и снять социальное напряжение. Одной из проблем завода стала политика усиления влияния в регионах, которую проводит мэрия Москвы.
Бизнес-джет и голый оклад
Усть-Катав – 22-тысячный промышленный город на Южном Урале в 260 километрах от Челябинска. Усть-Катавский вагоностроительный завод – градообразующее предприятие, на нем сейчас работает четверть горожан. Завод существует с середины XVIII века, первый трамвай в Усть-Катаве собрали в 1901 году. С 1960-х годов завод выполняет заказы для нужд космической индустрии, сейчас является филиалом Научно-производственного центра имени Хруничева, ключевого предприятия Роскосмоса. По этой причине завод выпускает как трамваи, так и космическую продукцию.
В 2018 году за Владимира Путина проголосовали 66 процентов жителей Усть-Катава, явка – 70 процентов. Но вот уже вторую неделю одно из самых популярных видео в местных соцсетях – отрывок из Youtube-программы Алексея Навального. В этом ролике Навальный пересказывает историю с инспекцией, которую в начале февраля глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин провел в Челябинской области, посетив предприятия госкорпорации в Миассе, Усть-Катаве и Златоусте. Поездка Рогозина и его подчиненных из Роскосмоса стоила 6 миллионов рублей, поскольку, по данным Навального, был нанят бизнес-джет и вертолет для того, чтобы все они могли добраться в Челябинскую область из Москвы.
Через несколько дней после этого, утром 14 февраля, рабочие Усть-Катавского вагоностроительного завода прекратили работу и собрались у заводской проходной на стихийный митинг: 13 февраля они получили январскую зарплату, и им выдали только оклад, без премии.
Питаемся с огородов
Жители Усть-Катава рассказали, что за последние годы зарплата в городе не росла, а снижалась.
– Работаю сутки через трое, потому в день митинга отдыхал и на нем не был. Получаю 12 тысяч рублей, средняя на заводе – тысяч 15–16. Работаем, ждем заказа от губернатора на трамваи, – сдержанно рассказывает Николай.
– Работы в городе нет, зарплаты на заводе маленькие. Многих посокращали, многие сами ушли. Если оклад добавляют, то премию снижают, и получается, зарплата ещё меньше, чем была. По словам моей бывшей коллеги, "если я пять лет назад получала 20 тысяч рублей, то сейчас, после "добавок", получаю 15 тысяч". 10 лет назад, когда я ушла с завода, я получала 20 тысяч рублей, сейчас было бы меньше. При СССР завод богатым был… Теперь молодежь, кто со специальностью, уезжают в Челябинск, Уфу либо на Север по вахте, – рассказывает пенсионерка Раиса.
Прокуратура Челябинской области уже заявила, что не видит нарушений в том, как рабочим завода начисляется зарплата.
– Проработал около 15 лет на заводе и уволился год назад, так как зарплата стала падать. Работал в литейном цеху чистильщиком металла, зарплата была около 18–20 тысяч. Это очень мало для горячего цеха. Настроение у людей, работающих на заводе, не очень. Все чего-то ждут, надеются на улучшение ситуации. Если бы руководство не воровало, а занималось заводом, завод бы ожил, – рассказывает житель Усть-Катава Олег.
Один из недавних директоров усть-катавского завода, Павел Абрамов, получил три года колонии из-за того, что организовал невыгодную для предприятия схему реализации трамваев; ещё один, Игорь Комаров, в спешном порядке был уволен из-за того, что не смог набрать необходимое количество заказов, которые позволили бы удержать предприятие на плаву.
– Как мы живем? У многих свои огороды, соленья, варенье и картошка своя, ну и родители-пенсионеры помогают, хотя должно быть наоборот. Трамвайное производство стоит, завод живет за счет заказов от Роскосмоса. В улучшения на заводе не верится: у нас такие дорогостоящие станки в цехах стоят, а рабочие на них копеечные заказы делают. Не верится, что если за столько лет не нашли хороших заказов, то теперь вдруг они появятся. На митинг вышел почти весь завод. Народ требовал сменить председателя профсоюза и уволить госпожу Сорокину (менеджера, отвечающего на заводе за зарплату), но они остались на своих местах, – рассказывает Ольга, работник завода.
По словам источника, знакомого с ситуацией, в январе этого года Татьяна Сорокина получила задание "сэкономить на зарплате" и предложила выплатить одни оклады. Источник также передал Радио Свобода ведомость с окладами работников завода за январь 2019 года. Из неё следует, что оклад самой Татьяны Сорокиной – 31716 рублей. У многих рабочих в ведомости за январь оклад обозначен всего в 2–4 тысячи рублей или даже меньше.
По данным источника, речь идет о тех, у кого сдельные контракты: реальный их доход выше. Средний же оклад рабочего – от 7 до 15 тысяч рублей. Представители руководства завода получают оклады в десятки тысяч рублей. Самый большой оклад на предприятии – 250 тысяч.
По словам собеседника, в начале недели заводчане получили аванс, и он оказался примерно на тысячу рублей больше обычного.
Трамвайная дипломатия
Протесты заводчан произвели впечатление и на Роскосмос, и на власти Челябинской области. Когда Радио Свобода обратилось за комментарием к руководству завода, те рекомендовали ознакомиться с пресс-релизом, подготовленным Центром им. Хруничева. В нем говорится о грядущем повышении доходов усть-катавских рабочих за счет увеличения и космических, и трамвайных заказов.
Также после митинга стало известно, что еще 11 февраля Рогозин попросил губернатора Челябинской области купить новые трамваи в Усть-Катаве. Речь идет о покупке более 100 новых вагонов, и это, по расчетам заводской дирекции, плотно загрузит предприятие более чем на год.
Похоже, власти Челябинской области склонны послушать Роскосмос.
– Последний трамвай в Усть-Катаве изготовили весной прошлого года. Финансовый план предприятия – примерно 50 на 50 госзаказ и гражданская продукция, трамвайное производство. Госзаказ они исправно отрабатывают, он у них есть, а по гражданскому производству они не набрали необходимого количества контрактов. Когда был визит руководителя Роскосмоса Дмитрия Рогозина в Челябинскую область, этот вопрос тоже рассматривался. Рогозин обратился с просьбой к губернатору, чтобы мы рассмотрели возможность сделать заказ под изменение транспортной модели Челябинска, которую мы намерены реализовать в ближайший год, – рассказывает Сергей Смольников, министр экономического развития Челябинской области и руководитель дирекции по подготовке Челябинска к саммитам ШОС и БРИКС в 2020 году.
– Закупка обновленного трамвайного парка планируется, и не только в Челябинск, но и в Златоуст, и в Магнитогорск, где у нас есть трамвайная сеть. В следующем году у нас саммиты ШОС и БРИКС, мы хотели бы обновиться, в частности, по Челябинску, но решения, когда будет проводиться конкурс, пока ещё нет. Саммиты будут летом 2020 года, до этого времени мы должны эту закупку провести, – говорит Дмитрий Федечкин, начальник управления пресс-службы правительства Челябинской области.
Цена одного трамвая может составлять несколько десятков миллионов рублей, но это также и очень долговечный транспорт. Трамваи в России производят всего несколько заводов, это очень узкий рынок, рассказал Павел Яблоков, редактор издания "Транспорт в России". Основным городом, закупающим новые трамваи, сейчас является Москва. Конкурсы на поставку трамваев в столицу выиграли конкуренты Усть-Катава.
При этом в Москве много старых, но вполне работоспособных трамваев, рассказывает Яблоков. Москва безвозмездно их дарит в регионы. И это выгодно для московской мэрии: соглашения о передаче трамваев Собянин подписывает с главами регионов, это повод для дружественной коммуникации московских властей с чиновниками по всей России, отмечает эксперт. В результате регионы не покупают новые трамваи, и это бьет по предприятиям вроде усть-катавского завода.
Москва действительно недавно дарила трамваи Ульяновску, Череповцу, Омску, Иркутску, Орску, Новотроицку и другим городам, отмечает издание-первоисточник.
Обзор выполнил Николай Зенков
«Компромат-Урал»


Другие публикации
27.05.2022
Университет «Синергия»: лох не мамонт – лох заплатит за диплом!
Так называемый «Московский финансово-промышленный университет «Синергия», чью деятельность ранее подробно разбирала редакция «Компромат-Урал», считается крупнейшим негосударственным вузом России. Несмотря на резкое сокращение в последние годы количества частных учебных заведений он не испытывает серьезных проблем с переаккредитацией, а на сайте университета говорится о 150 тыс. обучающихся в нем студентов.
Вместе с тем, деятельность совладельцев «Синергии» Юрия Рубина и Вадима Лобова представляет собой бизнес на образовании со всеми вытекающими отсюда рисками и последствиями. Известно, например, о банкротстве ряда аффилированных с вузом коммерческих структур и судебных процессах, связанных с многомиллионными долгами. В частности, после провала одного из мероприятий, организованного бизнес-школой «Синергия», и отказа выплачивать подрядчикам более 17 млн рублей, была ликвидирована компания «Бизнес Решения». Другую фирму «М-Джи Консалтинг Групп» перерегистрировали на гражданина Гватемалы, а затем обанкротили. Счета связанных с «Синергией» предприятий арестовывались в связи с налоговой задолженностью, превышавшей 27 миллионов. Кроме того, сам университет сегодня судится с десятками бывших сотрудников, а с начала года в суд поступили три исковых заявления от родителей девочки-вундеркинда Алисы Тепляковой.
26.05.2022
Скандальный «чудик» Владимир Барцакин чистит интернет и провоцирует СМИ на новые расследования
То ли фейкового, то ли реального «мецената и миллионера» с Южного Урала, «человека, который сделал себя сам» Владимира Барцакина, похоже, больше всего сейчас волнует не бизнес, благотворительность, личная жизнь и тому подобное, а собственная репутация. По крайней мере, такой вывод напрашивается из судебной тяжбы, которую этот бизнесмен, спортсмен, дипломат и филантроп затеял с газетой «Наша версия», добрым десятком СМИ, социальными сетями и просто мало кому известными блогерами.
Издание «Наша версия», чьи публикации хорошо известны читателям проекта «Компромат-Урал», давно и осмысленно специализируется на громких расследованиях. Их из-под пера редакционного коллектива с 1998 года вышло немало. И мы прекрасно понимаем, что публикация сенсационных или критических материалов нравится далеко не всем, особенно их героям. Однако работаем мы для читателей, а они хотят знать как обстоят дела на самом деле. Ещё можно попытаться завязать диалог с редакцией и читателями, аргументированно обозначить свою позицию. Если при этом не махать кулаками и не пытаться выстрелить из-за угла, любой homo sapiens оценит, услышит и поймет. Уж «Наша версия» и редакция «Компромат-Урал» точно.
25.05.2022
Вся силуановская рать. Новые «подвиги» любовницы главы Минфина и её партнёров
Компания, связанная с Ольгой Хромченко – уже известной читателям «Компромат-Урал» близкой подругой министра финансов Антона Силуанова (Оля годится чиновнику в дочери), похоже, "пошла вразнос" и замахнулась на Сахалинский мост.
Коллеги редакции «Компромат-Урал» сообщают, что интересные события начали происходить вокруг спорного проекта моста на Сахалин. По данным "Коммерсанта", может появиться новый участник концессии и вдобавок даже альтернативная конфигурация.
Одним из активных участников событий является ООО "Многофункциональный грузовой район" (ООО МГР), совладельцем которого выступает один из бенефициаров Петербургского нефтяного терминала (ПНТ) Михаил Скигин, который, в свою очередь, ведёт дела с Ольгой Хромченко, которую СМИ называют любовницей министра финансов Антона Силуанова.
В этом случае история может быть очень полезна для жителей острова. Ведь Минфин в основном курирует выделение денег на госконцессии. А, что порой не сделаешь для "хорошего человека". Тем более, когда он твой близкий друг.