C 12.03.2018 комментарии принимаются только на эл. почту редакции:
[email protected]
«Узнав, что сужусь с «Газпромом», юристы от меня шарахаются». Отработавший десятки лет водитель из Надыма упёрся в стену корпоративного и судейского равнодушия

15.11.2017
Внимание редакции «Компромат-Урал» привлекла тяжёлая ситуация с соблюдением трудовых прав и гарантий в дочернем предприятии «Газпрома», относящемуся к добывающему дивизиону в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО). Речь идёт об ООО «Газпром добыча Надым» (ГДН, прежнее наименование – «Надымгазпром»). Это градообразующая компания для Надыма – четвёртого по численности населения города ЯНАО, со сравнительно тяжёлой транспортной доступностью.
По официальным данным, коллектив «ГДН» составляет свыше девяти тысяч человек. С 2008 года предприятием руководит Сергей Меньшиков, выходец из ООО «Кавказтрансгаз». Спустя некоторое время за ним в Надым из «Кавказтрансгаза» перебрался и кадровик Юрий Краплин, который ныне является заместителем Меньшикова по управлению персоналом. По всем корпоративным канонам, именно с Меньшикова и Краплина в первую очередь надо спрашивать за социальные гарантии трудящихся в добывающей «дочке» «Газпрома» в Надыме. Во всяком случае, такой постановки вопроса придерживаются нижестоящие руководители в системе «ГДН», ежедневно выслушивающие претензии ущемлённых работников. «Все вопросы – наверх… хоть к Миллеру».
«Газпром добыча Надым» - разветвлённая структура, с множеством крупных подразделений. Одно из них – Управление технологического транспорта и спецтехники (УТТиС) во главе с 60-летним начальником Юрием Андреевым (начинал ещё в 1970-х годах шофёром тюменского треста «Скотопром»). Именно из транспортного управления «ГДН» поступило обращение в редакцию «Компромат-Урал». Автор – 52-летний Василий Бурделя, который уже 21 год подряд работает водителем в «ГДН» (в «Надымгазпром» принят 17 июня 1996 года, общий северный стаж – 26 лет).
Процитируем начало его письма: «Прошу Вас помочь мне добиться справедливости. Я живу и работаю в городе Надыме Ямало-Ненецкого округа, уже 20 лет работаю водителем автомобиля третьего класса в автотранспортном предприятии. Это управление технологического транспорта и спецтехники ООО «Газпром добыча Надым». В последние годы положение работников значительно ухудшилось. С принятием нового коллективного договора с заработной платы стали исчезать премии, доплаты и надбавки, учет рабочего времени не ведется, что значительно снижает мою зарплату. Постоянно вводятся новые, а потом изменяются правила работы, за нарушения снижают премии или вовсе лишают их, по факту ни за что. На все вопросы, почему допускается такая несправедливость, руководство не даёт конкретного ответа. Виноваты кто угодно: третьи силы, кризис, вышестоящее начальство… Только руководство предприятия ни при чем».
Губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин,
предправления Газпрома Алексей Миллер
и директор ГДН Сергей Меньшиков
Бурделя один из немногих, кто отважился судиться с всесильным работодателем. В октябре 2016 года водитель подал иск к УТТиС ООО «Газпром добыча Надым» и уже через полтора месяца получил отказное решение, сообщает обозреватель проекта «Компромат-Урал». Дело за номером 2-2244/2016 по иску Бурдели в Надымском городском суде рассматривала судья Елена Миниханова. Её вердикт в пользу «Газпрома» в городе практически никого не удивил. На Ямале смелость отстаивать свои права перед главным господином и хозяином считается опасным чудачеством. Однако Василий Бурделя оказался не из робкого десятка и пошёл дальше, в окружной суд ЯНАО. Апелляционное дело 33-511/2017 по его жалобе рассмотрено в Салехарде 13 марта этого года по докладу судьи Елены Зотиной.
Виталий Патлатюк
Региональная инстанция тоже не стала перечить «Газпрому» и лояльно «проштамповала» решение своей нижестоящей коллеги. Неизвестно, был ли в курсе знакового разбирательства председатель окружного суда Виталий Патлатюк и его правая рука по гражданским делам Татьяна Киселевская. Но определённо, настойчивость отчаянного газпромовского водителя на этом не иссякнет, и процесс будет сопровождаться нарастающим общественным резонансом.
Сегодня редакция «Компромат-Урал» посвящает отдельный материал опыту правовой самозащиты, который проявил надымчанин Василий Бурделя. Как говорится, побольше бы таких – и порядка в стране заметно бы прибавилось.
«Юристы разбегались в панике – боялись Газпрома»
Начало интересному и полезному кейсу положило обращение пострадавшего работника к общедоступным юридическим источникам. «Я обратился к юристам в «Правовой портал» и «Консультант плюс», - говорит Василий Бурделя. - Мне предоставили документы, подтверждающие нарушение моих трудовых прав, нормативные документы, которые обязательны для всех работодателей». Далее он вынужден был самостоятельно обращаться в Надымский городской суд. Привлечь профессиональную помощь не позволила специфика газового города: «Когда узнавали, кому я предъявляю иск, то сразу отказывались защищать мои интересы. Так произошло с адвокатами. Услышав, что я работаю в «Газпроме», сразу начинали ссылаться на занятость».
Надымский водитель бросил вызов
всевластию «Газпрома» в судах ЯНАО
Как сказано выше, и процесс в городском суде, и попытка пересмотреть его исход в апелляционной инстанции ЯНАО оказались безнадёжными (скорее, заранее обречёнными?). Но принципиальный работник ООО «Газпром добыча Надым», получив отказ из ямальской столицы, взялся за ревизию судейских актов. «Я обратился в суд первой инстанции с заявлением предоставить мне возможность ознакомиться с моим делом, - продолжает Бурделя. - Заявление пришлось подавать дважды: совсем не торопились удовлетворить мою законную просьбу. Меня возмутило, когда я обнаружил, что в деле отсутствуют путевые листы, которые работодатель обязан был предоставить. По путевым листам организация, в которой я работаю, начисляет заработную плату, обязана вести учет рабочего времени. Эти недостающие документы и являются прямым доказательством нарушения моих трудовых прав. Также при ознакомлении с делом, не обнаружился протокол за 13 и 14 декабря 2016 года о допросе свидетелей. Это начальник отдела труда и заработной платы Сиротина Л.Л., начальник колонны Матвийчук П.П. и инженер по охране труда Биба Н.И.»
Языком документов
«На судебном заседании я утверждал, что работодатель не ведет учет рабочего времени, что видно из путевых листов, что время оплаченное по расчетным листам (в них отражается фактически выплаченная З/П, все начисления, премии, доплаты и надбавки, а также тарифная ставка и все вычеты из заработной платы. По расчетным с легкостью можно определить, как изменилась заработная плата и тарифная ставка, но суд проигнорировал мои доводы и в протокол не внёс) не совпадает с фактически отработанным временем. Кроме того, работодатель не предоставил в суд журнал учета рабочего времени, а предоставил только табель посещаемости, в котором ведется учет посещаемости сотрудников и формально ставится 8 часов, фактически отработанное время не учитывается. При этом я ссылался на действующий документ.
Приказ Минтранса России от 20.08.2004 № 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей»:
(Основанием для начисления заработной платы водителю является путевой лист, который действителен только один день (смену). Исключение составляют случаи, когда рабочая поездка водителя может занять более чем одни сутки.
В путевом листе должны отражаться дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда и заезда автомобиля на место его постоянной стоянки. Таким образом, на основании путевого листа можно определить, соблюдается ли режим рабочего времени и времени отдыха водителя, а также установить продолжительность фактически отработанного работником времени.
Непроставление в путевых листах обязательных отметок о рабочем времени водителя может служить основанием для привлечения работодателя к административной ответственности.) 15. Рабочее время водителя состоит из следующих периодов:
а) время управления автомобилем; б) время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах; в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены; г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения с линии (послерейсового), а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно; (пп. "г" в ред. Приказа Минтранса России от 24.12.2013 N 484) д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей; е) время простоев не по вине водителя; ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи; з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем; и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей; (в ред. Приказа Минтранса России от 24.12.2013 N 484) к) время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Манипуляции с тарифной ставкой, или почему «Газпром» выше закона?
«Также я возражаю по поводу снижения мне тарифной ставки, - продолжает Василий Бурделя. - В марте 2014 года мне снизили тарифную ставку со 116 руб. 85 коп. до 104 руб. 11 коп., на целых 12 руб. 74 коп., при том, что инфляция за 2013г. составила 6.45%, и моя тарифная ставка должна увеличиться.
В судебном заседании я ссылался на требования законодательства, тарифные соглашения, коллективные договоры, тарифно-квалификационный справочник профессий, в котором моя специальность квалифицируется как «водитель автомобиля». И какой минимальный тарифный коэффициент, установленный правительством, является обязательным для всех работодателей, тогда как мне был установлен коэффициент 1.69, что значительно ниже минимально допустимого. Водитель автомобиля 3 класса приравнивается к 4 разряду. На мой вопрос представителю от организации, начальнику отдела труда и зарплаты Сиротиной Л.Л., почему такая разница в коэффициентах, она ответила, что это нормативные документы «Газпрома». Они что, выше федерального законодательства?
Когда я спросил, на каких основаниях «Газпром» нарушает нормативно-правовые акты правительства, ответа не последовало. В протоколе судебного заседания этих записей я не нашел, как и других, неудобных для ответчика».
Вредность и растущая зарплата – только у начальников?
«Вместе с тем, из начисляемой мне заработной платы исчезла доплата за вредные условия труда! Ранее все, кто пересаживался на новые автомобили, лишился этой доплаты. На вопросы работников УТТиС ООО «Газпром добыча Надым», почему убрали доплату за вредные условия труда, ответ был однозначным: в связи с новым законом который конца 2013 года увеличены допустимые параметры шума и вибрации до 80 Дб, и теперь у нас нет вредности.
Простые работники чувствуют себя бесправными и послушно промолчали. Когда я ознакомился с Трудовым кодексом РФ, стало очевидно, как нас дурит работодатель! На суде я задал вопрос инженеру по охране труда Биба Н.И., почему доплата за вредные условия исчезла до (!) проведения Специальной оценки условий труда (СОУТ)? Слышу невнятный ответ: мол, спецоценка проводилась, может, я был в отпуске или еще где. На этот «лепет» я снова уточнил, что доплата снята до (!) проведения оценки, что эта доплата была установлена раннее, так как проводилась аттестация рабочих мест, на аналогичных автомобилях и доплата была установлена, поэтому до проведения новых исследований работодатель не вправе убирать доплату. Но мои доводы были проигнорированы. Я настаиваю, что Специальная оценка проводилась с нарушением закона СОУТ. Я задавал конкретные вопросы: как, кем и когда фиксировалась фотография рабочего дня? Тяжесть трудового процесса? Напряженность рабочего дня? Биба Н.И. откровенно призналась, что все это замеры не проводились. Суд задал вопрос, почему не проводились эти замеры, на что Биба Н.И. сказала, что тогда они бы не успели подготовить и сдать документы и не получили бы премию в конце года, а то что они людей без доплаты оставили, их это не волнует.
Далее. С января 2016года с наших зарплат исчезла доплата за ненормированный рабочий день 25% и премия за газ в качестве моторного топлива. Мой вопрос начальнику ОТиЗ Сиротиной: почему у нас убирают доплаты и надбавки, например, за ненормированный рабочий день 25%. Её ответ: эта надбавка устанавливается водителям легковых автомобилей или водителям работающим на экспедиционно-исследовательских службах. Но как так? Ведь все эти доплаты установлены еще до моего поступления на работу на данное предприятие. И опять странные объяснения в ответ: в «Газпроме» сложная ситуация, в стране кризис и все такое…. Почему же не понижаются зарплаты руководителей и начальников, почему заработная плата падает только у простых работников? Как правильно понимаете, вопрос остался без ответа.
Кроме того, за работу с разъездным характером работ полагается доплата в зависимости от количества рабочих дней на трассе, до 12 дней - 30% к тарифной ставке и 40%, если более 12 дней. А нам платит работодатель 267 рублей в день, что даже на обед в столовой не хватает! Суд не принял во внимание и то, что я ссылался на коллективный договор, который даже «кризисный» «Газпром» декларирует как обязательный для исполнения…».
«Отработав 26 лет на Севере, не заработал даже на квартиру «на земле»
«Теперь - что касается отпусков. Все отпуска установлены законодательством. Так, за вредные условия труда нам положен дополнительный отпуск в количестве 7 дней, 3 дня - за стаж работы в газовой промышленности. За ненормированный рабочий день, согласно колдоговору, - 14 дней. Но нам всё урезали и уравнительно дали просто 10 дней. Одно время была доплата 25%, но потом и доплату сняли. Работа на Крайнем Севере отличается суровым климатом, длинными полярными ночами и повышенной радиацией, что пагубно влияет на здоровье. Люди умирают, не доработав до пенсионного возраста, да ещё доплату за вредность забрали. Социальная ответственность «Газпрома»? Суд и в этом нарушений не узрел.
Василий Бурделя
Также суд не принял во внимание мои расчеты, объяснив это тем, что я не обратился к квалифицированному специалисту. Суд считает, что заработную плату не под силу посчитать простому человеку. Я объяснил, что обращался к специалистам, но когда узнавали, кому я предъявляю иск, то сразу отказывались защищать мои интересы, так же произошло с адвокатами, как только узнавали, что я работаю в «Газпроме», сразу начинали ссылаться на занятость. Работодатель убедительно не опроверг мои расчёты, потому что мне помогли те же бухгалтеры, которые официально отказались защищать мои интересы, опасаясь мести со стороны «Газпрома».
Все эти и другие нарушения продолжаются и в настоящее время, отработав на Севере сложных климатических условиях 26 лет, я не заработал даже на квартиру на земле. Сбережения откладывать нереально, заработанных денег хватает от зарплаты до зарплаты. Судья любезно предложила мне устроиться на дополнительную работу. А «Газпрому» не стыдно, что его рабочие получают такую низкую зарплату на Севере, когда руководство ни в чём себе не отказывает. Работяги живут в долг: у каждого то кредит, то ипотека. Кто может, помогите восстановить справедливость, тем самым вы поможете мне и многим другим людям. Пусть они перестанут бояться, что уволят, не дадут до пенсии доработать. Пусть убедятся, что право на справедливое судебное разбирательство – это не пустой звук», - подытожил Василий Бурделя в открытом письме в редакцию «Компромат-Урал».
P.S.
Мы призываем неравнодушных юристов, подкованных в трудовом праве, разобраться в сложившейся ситуации. На Вашу помощь рассчитывают тысячи работников «Газпрома» и других компаний. По ссылкам можно ознакомиться с вердиктами судов ПЕРВОЙ и АПЕЛЛЯЦИОННОЙ инстанций по искам водителя УТТиС ООО «Газпром добыча Надым».
Граждане, пострадавшие от беспредела работодателей, жалуйтесь в нашу редакцию по адресам: kompromat-ural@protonmail.com, ural.kompromat@gmail.com
Вводную статью и обзор письма подготовил Анатолий Амиров
«Компромат-Урал»


Другие публикации
6.12.2019
Российский журналист и блогер Юрий Дудь заявил, что решение суда по делу студента Высшей школы экономики Егора Жукова будет иметь значение для каждого «любого неравнодушного и инициативного молодого человека» и объяснил, почему. Редакция «Компромат-Урал» публикует речь Дудя с сокращениями.
«В пятницу 6 декабря – где-то между 10:00 и полуднем – российское государство сделает официальное заявление о том, что ждёт любого неравнодушного и инициативного молодого человека в ближайшее время.
Именно в пятницу Кунцевский суд Москвы огласит приговор Егору Жукову – 21-летнему студенту Высшей школы экономики. На протяжении многих месяцев на своем ютуб-канале Жуков рассказывал о преимуществах МИРНОГО протеста и - опа! - стал экстремистом. Прокуратура попросила суд приговорить Жукова к четырем годам лишения свободы.
Ещё раз: молодой парень топил за фактурный, но мирный разговор с властью; был обвинён в экстремизме; вот-вот уедет в тюрьму.
Весь вчерашний вечер читал онлайн судебного заседания на «Медиазоне» и должен признаться: таких ударов по патриотизму я не получал никогда в жизни. Всё обвинение основано на экспертизе сотрудника ФСБ (по специальности – технарь, филологического образования у него нет, несколько лет назад прошёл курсы спецподготовки). Экспертиза настолько слабая, что адвокаты Жукова разносят эксперта еще более звонко, чем «Ливерпуль» - этот сезон английской премьер-лиги. Обвинению - всё равно. Суду - с большой долей вероятности - тоже.
Почему эта с…ная политика опять касается меня? Потому что Егор Жуков – студент факультета социальных наук Высшей школы экономики (подразделение - политология). Укорачивая: прямо сейчас он учится на специалиста, который будет работать в политике. Выступать, предлагать, анализировать, призывать к дискуссии – для политика такая же необходимость, как для программиста – писать код, хирурга – резать тело, борца – тренировать удушающий.
Чувак еще не получил диплом, но уже отлично проявлял себя по специальности: посмотрите любое публичное выступление Жукова, еще лучше – прочтите его вчерашнюю речь на суде, а потом сравните со златоустами и магистрами логики из Госдумы или Правительства РФ.
Чувак хорош и очень перспективен – и только за это вот-вот поедет на нары.
5.12.2019
Скандалы в банке «Русский стандарт» Рустама Тарико: деньги вкладчиков утекают в алкогольный бизнес?
57-летний Тарико Рустам Васильевич, по оценкам аналитиков редакции «Компромат-Урал», переживает наиболее проблемный период в своей коммерческой деятельности. Подконтрольный господину Тарико банк «Русский стандарт», согласно сообщениям профильных источников, держится на грани, а сам эпатажный долларовый миллиардер запутался в схемах между финансовым и алкогольным бизнесом. На недавнем съезде «Единой России» на фоне выступления Владимира Путина скандальный тариковский банк «Русский стандарт» снова отметился в «позорных» чёрных списках.
Мозговые центры «Единой России» провели серьёзный разбор чувствительных для общества «образов несправедливости», по которым партия и готовится нанести сконцентрированный организационный и агитационный удар. Вслед за чиновником-хамом и силовиком-коррупционером галерею образов несправедливости в массовом восприятии логично продолжает роскошествующий олигарх, подрывающий экономику страны, например, путем вывода денег за рубеж с помощью незаконных схем. Проблеме «беглых банкиров» посвящены актуальные исследования Центра политической информации, глава которого Алексей Мухин имеет устойчивую репутацию «кремлевского политолога».
Представляя доклад, Мухин призвал депутатов не допустить повторения криминальных сценариев в действиях толстосумов из Forbes. Так, в докладе проанализирована ситуация в банке «Русский стандарт», который принадлежит известному бизнесмену Рустаму Тарико и занимает 19-е место по объему вкладов физлиц. По мнению экспертов, существуют риски того, что на протяжении длительного времени из тариковского банка выводился капитал в ущерб интересам кредитной организации и вкладчиков. Для этих целей, говорится в докладе, могла использоваться компания ROUST Corporation – алкогольный бизнес Тарико и другие связанные с ним дивизионы.
Рисков бизнесам господина Тарико добавляет тот факт, что его «Русский стандарт» не вошёл в перечень надёжных кредитных организаций от ЦБ РФ, которые отвечают правилам, утвержденным постановлением правительства РФ «О порядке размещения средств федерального бюджета на банковских депозитах». Как ещё раз подчёркивает редакция «Компромат-Урал», скандального банка «Русский стандарт» в этом «белом списке» Центробанка нет.
«Пациент почти мёртв, но ещё шевелится, пишут про банк «Русский стандарт». На 1 октября уровень резервирования у банка вырос до рекордных 34,3%, а просрочка по физикам достигла уже 45 млрд рублей. Будущее кажется весьма печальным. Сейчас банк занимает 25 место по активам, потеряв былые позиции, 20 место по вкладам физиков, 14 по просрочке. У банка драматически низкая оценка от Moody’s: Саа2. Почему банк может утонуть: у банка (традиционно) очень плохой портфель, но вот только, когда ставки кредитования были выше, рынок рос, и резервировать надо было не так как сейчас, проблемы плохого портфеля можно было скрывать. Теперь уже нет. Просрочка выше 30%, портфель ничем не обеспечен. Дорезервировать надо немало, так как проблемные кредиты составляют более половины. А если нормально всё зарезервировать, то будет убыток и достаточность капитала на грани фола.
4.12.2019
Как сообщают читатели проекта «Компромат-Урал», журналист «Экспресс Газеты» Олег Лурье «столкнулся с мощным противодействием» в своём расследовании, «посвящённом контактам братьев Зиявудина и Магомеда Магомедовых, с помощью которых они организовывали свои бизнес-схемы и решали вопросы с силовиками, судами и госорганами». «На мою электронную почту поступили угрозы, а затем был взломан компьютер и «угнаны» пароли к аккаунтам в ЖЖ, Twitter, Facebook и Telegram. Для меня очевидно, что целью атаки была именно составленная мною карта контактов Магомедовых, неожиданной, но, видимо, ключевой фигурой в которой оказался предприниматель Сергей Говядин», - признаётся журналист.
«Сам Говядин проживает в роскошном поместье на берегу Истры, на территории которого построены поля для занятия различными видами спорта, в том числе футболом. Толстосум любит гонять мяч с сильными мира сего, ведь это сближает. Например, он выходил на поле в матче Москва - Питер, организованном благотворительным фондом «Северная корона». В мероприятии, помимо него, участвовали глава Счетной палаты Алексей Кудрин, губернатор Московской области Андрей Воробьев, зампредседателя Верховного суда Олег Свириденко и другие представители деловой и политической элиты».
К персоне господина Говядина редакция «Компромат-Урал» вернётся отдельно. А пока заострим внимание на другом упомянутом VIP. Речь идёт о всесильном сановнике судебной системы, 57-летнем Олеге Свириденко. Олег Михайлович хотя и именуется одним из заместителей председателя Верховного Суда, но после ликвидации Высшего арбитражного суда РФ он де-факто руководит вертикалью всех арбитражных судей России, подчиняющихся коллегии по экономическим спорам ВС, которую и возглавляет господин Свириденко. Как подсказывают читатели ресурса «Компромат-Урал», стоит хотя бы примерно прикинуть совокупную стоимость исков, ежегодно проходящих через жернова арбитражных судов, чтобы представить степень влиятельности Олега Свириденко.
В последнее время «главный по арбитражу» вызывает пристальный интерес не только у прессы, но и более закрытых от широкой публики компетентных наблюдателей.