C 12.03.2018 комментарии принимаются только на эл. почту редакции:
kompromat-ural@pm.me
Сергей Кузнецов и его трагикомедия: авиакомпании «Мёртвые души»
28.01.2019
В редакцию «Компромат-Урал» обратился главный редактор издания «Авиаглобус» (Aviaglobus) Михаил Пученькин. Наш коллега предложил опубликовать материал «о долговых обязательствах авиакомпаний «Нордавиа» и «Ред Вингс», и о личности их владельца. Будем признательны...». Идём навстречу нашим партнёрам, размещаем. Далее дословно: «Подогреваемые прессой истории о скупке за бесценок акций авиакомпаний «Ред Вингс» и «Нордавиа» претендуют на сопоставление с описанными в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» махинациями с ценными бумагами и необыкновенной деятельности одной личности. Настали другие времена, появились и другие возможности бесплатно богатеть у новоявленных махинаторов. Герой нашего рассказа персонаж не вымышленный, а реальный российский предприниматель («он не стар и не слишком молод, не толст и не тонок, внешности скорее приятной и не округлой»).
Поиск решения вопроса как выйти из щекотливой ситуации, когда права требования долга по займам купленной компании принадлежат третьей стороне — страшный сон любого инвестора. И казалось бы, в современности, такой «непорочной рассеянности» среди приобретателей авиакомпаний не может иметь место, однако, это произошло в российской действительности.
Наш рассказ об истории двухлетней тяжбы, с переплетающимися ходами трагикомедии о переуступке акций авиакомпаний «Ред Вингс» и «Нордавиа», о том, как приобрести авиакомпанию за один рубль и, что более любопытно, погасить её долги за чужой счёт?
Долгов у авиакомпании «Нордавиа» накопилось предостаточно для объявления банкротства. Согласно ранее опубликованным в СМИ официальным сведениям, в 2017 году по двум займам «Нордавиа» истек срок погашения долговых обязательств, превышающий 1.2 млрд рублей, плюс, проценты.
Естественно, все долги нужно отдавать, но как бы нечем…
«Долговая история «Нордавиа» тянется не первый год. В 2011 году «Норильский никель» приобрел авиакомпанию у «Аэрофлота» за $7 млн, причем её долги тогда составляли $228 миллионов. На конец 2014 г. долг «Нордавиа» перед банками составлял более 11 млрд рублей.
В 2016 году «Норильский никель» всё же решился избавиться от тонущего в долгах своего непрофильного актива, продав 100% акций авиакомпании покупателю АО «Скай-инвест». В ходе реализации сделки была полностью реструктурирована текущая задолженность авиакомпании перед поставщиками и финансовыми институтами. Тогда участники сделки отказались от комментариев по её сумме, но, по мнению экспертов, стоимость продажи авиакомпании могла быть символическая, учитывая миллиардные долги».
Однако, за этими благодатными словами («была полностью реструктуризирована текущая задолженность авиакомпании перед поставщиками и финансовыми институтами»), на самом деле, под «управлением» нового акционера «Нордавиа» скрывался и до сих пор скрыт менее прозаический смысл…
Весной 2016 года «Норильский никель», без афиширования суммы сделки (просто, нечего афишировать), действительно продал авиакомпанию «Нордавиа» компании «Скай-инвест» предпринимателя Сергея Кузнецова.
Единовременно «Норильский никель» переуступил права требования к долгам «Нордавиа», которые приобрела компания World Best Trade (WBT — инвестиционно-консалтинговая компания, зарегистрированная на Сейшельских островах). Таким образом, права требования к долгам «Нордавиа» не перешли в распоряжение нового владельца, который не мог их выкупить! И здесь, важно сразу оговориться, что права требования к долгам авиакомпании - не инвестиции в бизнес авиакомпании, а остаются тем, чем и являлись изначально - кредитом. И не секрет, что на кредитах зарабатывают.
«В апреле 2016 года был заключен договор о замене кредитора с кипрской Norilsk Nickel Finance, по нему к WBT перешли права требования по долгам «Нордавиа» на сумму - $182 млн и 1.2 млрд руб. (в совокупности, больше 13 млрд рублей). Договор подписала и сама авиакомпания».
И вот здесь, где нужны подробности, пресса наполняется противоречивыми реальным обстоятельствам и вводящими общественность в заблуждение заявлениями. Умышленно обрывочные данные скрывают лицо ответственное за сложившуюся в «Нордавиа» и «Ред Вингс» негативную ситуацию. Более того, чтобы отвести внимание общественности от собственной персоны и принятых решений (замыслов), сторона, ответственная по долговым обязательствам, вместо поиска компромиссных решений и ведения переговоров начинает инсценировать скандальные выпадки в сторону правообладателя требований к долгам «Нордавиа», переходя на личности.
«Лучшее средство защиты — это нападение», а средства нападения все хороши. Дело дошло до раздувания в СМИ страдальческого образа добросовестных бизнесменов, с инсценировкой трагедии людей, терпящих сплошные нападки со всех сторон, все им (авиакомпании) мешают трудиться, тыкают палки в колёса…
Опустим пока из внимания склоки в прессе, уводящие от сути дела в разбирательстве по долгам «Нордавиа» и «Ред Вингс» перед правообладателем прав требования долгов (WBT). Запасёмся терпением, чтобы расставить точки над “i” в столь запутанном и щекотливом деле. Что же произошло в действительности?
В том, что произошло в действительности, разобраться требовалось давно, для этого заглянем в закулисье разыгранного владельцем «Нордавиа» и «Ред Вингс» представления в прессе и прошерстим бизнес этого предприимчивого человека в авиации.
Итак, мы все знаем: единственный актив предпринимателя Сергея Кузнецова в виде акций авиакомпании «Ред Вингс» достался ему бесплатно, вместе с долгами перед «ИФК» за лизинг авиапарка Ту-204.
Тогда, в 2013 году, за покупку «Ред Вингс» любой инвестор мог рассчитывать на преференции от правительства, покровителя этого крупнейшего эксплуатанта и заказчика российской авиатехники. Поэтому предприимчивый герой нашего рассказа, добродетельный человек, знакомый с множеством высокопоставленных персон, с лёгкостью «взвалил на плечи» такой груз ответственности, заверив бизнес-намерения личными заявлениями — не только поднять авиакомпанию, для возможности конверсировать долги в капитал, но и увеличить её активы в два раза, чтобы конкурировать с низко-бюджетными перевозчиками. Но…
Казалось, сложившееся благополучное стечение обстоятельств в российском авиационном бизнесе в финале истории владения Кузнецовым авиакомпанией «Ред Вингс» обернулось противоположностью успеха — долги авиакомпании перед «ИФК» (за Ту-204) и «ГТЛК» (за «Суперджеты») переросли отметку 3 млрд рублей!
Далее, столь казусный вопрос убытка на 3 млрд рублей госструктуры приняли решение не показывать у себя в балансе, а забрать 100% акций «Ред Вингс» за эти долги, что ИФК и осуществил.
Будьте уверены (справочно): все сведения о предъявленных требованиях кредиторов к «Ред Вингс» находятся в картотеке арбитражных дел.
Вот так, не вложив ни рубля «новоявленный Чичиков» умудрился разбогатеть на убытках, причём, избежав какой-либо ответственности, когда его «начали прижимать»!
Схема махинации с авиакомпаниями «мёртвыми душами» оказалась рабочей и настолько безупречной, поэтому применилась вновь. Не смотря на всеобщее недоумение со стороны отраслевых специалистов, история с «Нордавиа» похожа!
Главный герой нашего рассказа (расследования) — предприимчивый Сергей Кузнецов, используя различные связи, благополучно осуществил сделку по приобретению авиакомпании «Нордавиа».
Внимание!… Полностью на заемные средства от ООО «Сервис Лайн» (*компании по ТОиР ВС) под залог 100% акций АО «Ред Вингс»! При этом, согласно полученной от «Сервис Лайн» копии Договора займа, данный займ является целевым на приобретение 100% акций авиакомпании «Нордавиа».
А теперь, стоп! Ровно на этом самом месте исполнение установленных и прописанных договорённостей по замене долга приостанавливается, т.е. Кузнецов их не исполнил и, как уже всем стало очевидным, не собирается принципиально исполнять. Вместо этого наш герой успевает ловко выдернуть себе как акционеру деньги из казны «Нордавиа» в виде необеспеченного займа на сумму ₽65 миллионов, а также:
Оплатить валютные счета по задолженности «Ред Вингс» за топливо;
Присвоить ₽150 млн невозврата «Нордавиа» — задолженность «Ред Вингс» за продажу перевозок «Нордавиа»;
Оплачивать из казны «Нордавиа» аренды офиса в «Москва-Сити», куда Кузнецов переместил и офис «Ред Вингс»;
Продать накануне летних отпусков билеты на востребованные у населения направления и тут же отменить на них регулярные рейсы.
Правда, предварительно, для осуществления всего задуманного, единственному акционеру «Нордавиа» пришлось немного поусердствовать - сместить Владимира Горбунова (*в заслугах, именно, этого человека раскрутка авиакомпании) с поста генерального директора авиакомпании, естественно, из-за его несогласия и отказом реализовывать вышеописанные «гениальные операции» (*в распоряжении адвокатов представляющих интересы WBT, есть письмо от генерального директора «Нордавиа» в адрес акционера Кузнецова).
А вот, экс-технический директор «Ред Вингс» Анатолий Семенюк, оказавшись на месте Горбунова, видимо, оказался человеком куда более покладистым, и всё, что задумал Кузнецов, получилось удачно. Но и это, лишь половина хитроумного замысла…
По своему заранее продуманному плану Сергей Кузнецов тут же распоряжается выведенными из «Нордавиа» средствами — погашает выданный на приобретение «Нордавиа» заём от «Сервис Лайн», тем самым высвобождая свои акции «Ред Вингс» (*даты займа, сумма и оплата совпадают с суммой в Договоре займа, копией которого поделились в «Сервис Лайне», а копию Письма о выдаче займа прислал адвокат WBT).
– Каков пострел…
В финале, «пострел» остаётся со 100 % акций «Нордавиа», без обременений на них! Гениальный план сработал.
Дальше остаётся заявить, что долг — не долг, а так себе «должок технический», просто, ерунда никчёмная, да к тому же вызывающе оскорбительная!
По логике Кузнецова, несмотря на вводящий в заблуждение термин «Технический долг», любой гражданин, взявший кредит, может объявить его «техническим» и подать на банк в суд с претензией о необоснованном требовании погашения долга.
Что изумительно — это сработало! В нашей с вами действительности!
Совсем недавно суд соглашается в данном конкретном случае с тем, что сумма долга «Нордавиа» гораздо больше возможной суммы для его погашения, поэтому кредитную сделку можно объявить ничтожной и все стороны отпустить с миром по домам, без разъяснения, «каким образом предоставление займа, пусть, даже в сумме, существенно превышающей активы юридического лица, ведёт к установлению контроля заимодавца над юридическим лицом?»
В ходе одного из судебных слушаний всплыла новая зацепка Кузнецова — воображаемый повод не платить кредитору, заключающийся в том, чтобы объявить авиакомпанию «стратегически важной», т.е. незаменимым предприятием, оказывающим государству стратегические услуги по обороне страны, её экономическому и научному развитию.
Странно… Но тогда, доля собственности государства в «Нордавиа» должна быть не менее 50 процентов, и само предприятие не обременено кредитными долгами.
Уточнение по оказанию услуг в перевозке радиоактивных веществ - тоже сомнительное как аргумент, чтобы не платить из-за этого долги. Нет доказательств! А перевозка радиоактивных веществ, вообще, прерогатива ВВС РФ, пусть они и несут это бремя, а не гражданский авиаперевозчик.
— Ересь. Нет слов…
Какой из «Нордавиа» рулевой экономического развития страны, описано выше, а постоянный бубнёж в прессе о WBT как захватчике авиакомпании тоже уже изрядно всем наскучил. — Ну, не в кредиторе же проблема, что он стал правообладателем долгов «Нордавиа», а во владельце этой авиакомпании!!!
В настоящее время единственное неудобство нынешнего владельца «Нордавиа» состоит в сохранении собственной репутации путём затягивания судебных разбирательств и лжесвидетельствования для возбуждения уголовного дела, в рамках которого, он пытается шантажировать, чтобы повлиять на своего кредитора. И в российской действительности, с участием неразборчивой прессы и ушлой адвокатской поддержки, Кузнецову это всё сходит с рук!
По данному поводу адвокаты компаний «Сервис Лайн» и WBT уже подали жалобы на возбуждение уголовного дела и обратились в судебные органы за защитой прав своих клиентов. Солидарную жалобу подал и обратился за судебной защитой адвокат Дмитрия Черток, за личность которого цепляется погрязший во лжи Кузнецов, обвиняя его в заговоре с WBT по рейдерскому захвату авиакомпании «Нордавиа».
Если вернуться обратно в прошлое… «Весной 2016 г. Сергей Кузнецов обратился ко мне с просьбой помочь найти деньги на покупку «Нордавиа», помочь развить авиакомпанию и реструктурировать долг, – рассказывает Черток. – Через знакомых в авиабизнесе были найдены два кредитора: 1 — российская компания, предоставившая «Скай-инвест» Кузнецова заёмные средства на приобретение акций «Нордавиа»; 2 — сейшельская WBT, купившая права на долги авиакомпании».
Все публичные выпады со стороны должника закрывают собой одно обстоятельство, что с самого начала, предприниматель Кузнецов не отдаёт себе отчёта в собственных поступках и принятых решениях (обязательствах). И как ни крути ситуацию, сквозь инициированные судебные препоны, с лжесвидетельствованием на них и вводом в заблуждение, конфликтующие стороны всё равно придут к логическому окончанию истории по возвращению долгов «Нордавиа». Кредитор не откажется от своих законных прав по долгу! Рано или поздно долг придётся вернуть.
Когда подлинная сущность «нового Чичикова» перестала быть загадкой, общественность, наконец-то, выскажет своё мнение в адрес его принципиальной бизнес-позиции – как можно дольше сидеть на денежном потоке и, владея им, выводить для себя деньги.
Что будет дальше с авиакомпанией, одному богу известно, но, скорее всего, предприниматель её бросит, как только подвернётся подобная афера.
Вот какие у нас в стране встречаются «бизнес-герои», взявшиеся из ниоткуда в авиации… Кто-то корячится, зарабатывая с прибыли, а кто-то умудряется богатеть с убытков!
Удивляться авантюристической натуре нашего героя не приходится, достаточно взглянуть на его весьма крутую траекторию карьерного взлёта.
«Нельзя сказать, чтобы Кузнецов сильно интересовался воздушными делами: он заходит в любую дверь, если там можно заработать (см. «Гута-Банк», где он был вице-президентом у своего брата Артёма, совладельца группы «Гута»).»
Никогда всерьез не работавший в недвижимости, выпускник МАИ внезапно стал заместителем генерального директора Федерального фонда содействия жилищного строительства (РЖС). В итоге фонд «по инвентаризации» неэффективных земельных участков под жилое строительство, при покровительстве попечительского совета фонда, фактически, менял правила игры на строительном рынке, обеспечивая гарантиями по кредитам компании-застройщики (все знают, как это работает).
После ликвидации Фонда РЖС вышестоящим институтом правления, для оптимизации развития жилищного рынка страны, Кузнецов остался в той же должности, но уже в Агентстве по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК), плавно перетёк со своими неизменными принципами работы (по н.в.).
Никому не кажется странным факт совмещения предпринимателем владения авиационными активами с должностью в другой компании, принадлежащей на 100% государству?
И АО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» (АИЖК), и должность «заместитель генерального директора» — перечислены в Правительственном Постановлении о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Правительством РФ, и работниками, замещающими должности в этих организациях, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проверке достоверности и полноты представляемых сведений и соблюдения работниками требований к служебному поведению.
В окончании рассказа, согласно всему, что описано в рассказе, напрашивается вопрос: а не стоит ли за нашим добродетельным человеком скрытый protectionnisme, за государственный счёт?
Открой глаза, Фемида!
Это конец.
Михаил Пученькин».
Другие публикации
26.11.2024
Гильварг подчищает хвосты. «Русский хром» продавали фейковыми сделками, тайком от ФНС и ФАС?
Предприятия группы MidUral и близкие им юрлица столкнулись с исками на крупные суммы после сделок, направленных на избавление от кредитной нагрузки «Русского хрома 1915» перед продажей его акций группе «Полипласт». Выкупавшие долги юрлица субъекты неожиданно заявили претензии к «Ключевскому заводу ферросплавов», «Ключевской обогатительной фабрике» и «Уралинвестпромстрою». Представители последнего с необходимостью возврата средств не соглашаются, указывая на «притворность собственных сделок», использованных для дальнейших манипуляций по очищению от долгов «Русского хрома 1915» перед «Россельхозбанком».
Представители адвокатского сообщества указывают как на налоговые последствия, в результате которых «Уралинвестпромстрой» мог сэкономить на НДС, так и вероятный сценарий по обходу согласований с ФАС продажи акций первоуральского завода. В группе MidUral при этом, судя по всему, ведут ревизию сделок, связанных с выкупом займов предприятий от иных банков с участием покупателей активов ИП Евлоева и «ЭМА Инвест», за которыми в результате оказались закреплены права требования на десятки миллионов долларов.
Близкие к скандально известному коммерсанту Сергею Гильваргу юрлица обратились в Арбитражный суд Свердловской области с требованием изменить итоги ряда сделок, заключённых в связи с продажей акций АО «Русский хром 1915» (ныне переименовано в АО «Хромпик») компаниям группы «Полипласт».
25.11.2024
Мельников и Попелюх подсели на проблемные активы. «Юридический» распил в госкорпорации АСВ
В период, когда госкорпорацией «Агентство по страхованию вкладов», АСВ, руководил Юрий Исаев, в 2019-2020 годах в официальном медиаполе указывалось, что эта структура полностью откажется от услуг привлечённых юридических фирм, и единственный вариант взаимодействия с АСВ будет возможен на условия судебного финансирования.
В реальности АСВ первоначально практически отказалось от услуг привлечённых организаций практически по всем ликвидируемым банкам, кроме тех, за продолжение работы с которыми проголосовал комитет кредиторов.
Суть оптимизации задумывалась так: АСВ отказывается от взаимодействия со сторонними юркомпаниями, так как им приходится выплачивать постоянную абонентскую плату плюс вознаграждение от взысканных сумм, вместо этого нанимает юристов в штат по трудовому договору и существенно экономит деньги.
Однако источники, оказавшиеся в поле зрения редакции «Компромат-Урал», сообщают, что замглавы АСВ Александр Попелюх (в октябре 2024 года задержан сотрудниками ФСБ и арестован по обвинению в особо крупном мошенничестве) вместе с гендиректором АСВ Андреем Мельниковым нашли выход из ситуации, когда формально Агентство действительно отказалось от номинации "Привлеченные фирмы", придумав номинацию "Услуги по возврату проблемных активов".
В данную категорию вошли всего шесть фирм, у которых, по информации с их сайтов, единственный крупный контрагент - АСВ: Вектор Права, Юрэнергоконсалт, Джи Ар Лигал, Асгард, МЮЗКА.
15.11.2024
У Куйвашева свербит Ирбит? Государственный молокозавод уводят из казны «по явно заниженной цене»
Находящийся в региональной госсобственности Ирбитский молочный завод продолжают приватизировать «по кусочкам» на фоне серьёзного кризиса в отрасли. Свердловская область откажется ещё от 25% акций госпредприятия.
В последние недели в России активно обсуждается феноменальный рост цен на сливочное масло. Чтобы как-то снизить градус напряжения, этот продукт стали завозить уже из Объединённых Арабских Эмиратов. На фоне очевидного кризиса в молочной отрасли особо неожиданным выглядит решение руководства Свердловской области продать 25% акций АО «Ирбитский молочный завод». В результате государство накануне столетия предприятия утратит статус мажоритарного акционера, а оставшиеся акции с большой долей вероятности могут быть проданы в ближайшем будущем. О том, что происходит с Ирбитским молочным заводом и отраслью в целом, журналистам рассказал бывший руководитель молокозавода Сергей Суетин.