C 12.03.2018 комментарии принимаются только на эл. почту редакции:
kompromat-ural@pm.me
Мельников и Попелюх подсели на проблемные активы. «Юридический» распил в госкорпорации АСВ

25.11.2024
В период, когда госкорпорацией «Агентство по страхованию вкладов», АСВ, руководил Юрий Исаев, в 2019-2020 годах в официальном медиаполе указывалось, что эта структура полностью откажется от услуг привлечённых юридических фирм, и единственный вариант взаимодействия с АСВ будет возможен на условия судебного финансирования.
В реальности АСВ первоначально практически отказалось от услуг привлечённых организаций практически по всем ликвидируемым банкам, кроме тех, за продолжение работы с которыми проголосовал комитет кредиторов.
Суть оптимизации задумывалась так: АСВ отказывается от взаимодействия со сторонними юркомпаниями, так как им приходится выплачивать постоянную абонентскую плату плюс вознаграждение от взысканных сумм, вместо этого нанимает юристов в штат по трудовому договору и существенно экономит деньги.
Однако источники, оказавшиеся в поле зрения редакции «Компромат-Урал», сообщают, что замглавы АСВ Александр Попелюх (в октябре 2024 года задержан сотрудниками ФСБ и арестован по обвинению в особо крупном мошенничестве) вместе с гендиректором АСВ Андреем Мельниковым нашли выход из ситуации, когда формально Агентство действительно отказалось от номинации "Привлеченные фирмы", придумав номинацию "Услуги по возврату проблемных активов".
В данную категорию вошли всего шесть фирм, у которых, по информации с их сайтов, единственный крупный контрагент - АСВ: Вектор Права, Юрэнергоконсалт, Джи Ар Лигал, Асгард, МЮЗКА.
Условия договоров с данными фирмами предусматривают как абонентскую плату (ежемесячно), так и процент от взысканных сумм.
То есть фактически Агентство в лице своих руководителей под другой обёрткой сохранило для "избранных" организаций условия выплаты вознаграждения из конкурсной массы (в частности, размер сумм абонентской платы по банку «Югра» в пользу «Юрэнергоконсалт» составляет около 7 млн руб. ежемесячно).
Далее следующим пунктом «схемы прикрытия» было обосновать, что актив действительно проблемный. В теории это должно означать, что государственное Агентство своими силами не может справиться с работой, так как там имеется, допустим, иностранный элемент, или прочие факторы, исходя из которых по результатам типичных мероприятий, проводимых АСВ, от работы с активом ничего не получишь, поэтому обоснованным будет проведение работы сторонней компанией.
В реальности, Попелюх и Мельников передавали в рамках проблемных активов самые "лакомые" кусочки, для которых не нужно было проводить какую-либо выдающуюся юридическую работу и которыми в действительности могло заниматься АСВ самостоятельно (например, взыскивать дебиторскую задолженность, оспаривать сделки и пр.). При этом «свои» юрфирмы получали деньги из конкурсной массы банков-банкротов плюс «гонорар успеха», что само по себе не свидетельствует об эффективном управлении (есть информация и о связанности этих фирм с руководством АСВ).
И даже в рамках этой «работы» начинают вылезать проблемы, связанные с контролем работы АСВ за качеством услуг данных организаций.
Так, в арбитражном суде рассматривалось дело о том, как АСВ пыталось взыскать 11 млрд рублей с «Юрэнергоконсалт» за пропуск срока предъявления требований к поручителю АО «Каюм Нефть», а также непринятие мер по государственной регистрации ипотеки ООО «Меридиан», однако Агентству было отказано в удовлетворении иска со ссылкой на то, что "акты сдачи-приемки услуг подписаны Агентством без замечаний"!
Аналогичные выводы содержатся в другом судебном акте об отказе во взыскании убытков с «Юрэнергоконсалт» на сумму 1 млрд руб.
Таким образом, эти и другие документы фиксируют полное отсутствие должного контроля со стороны АСВ за внешними консультантами.
При этом Агентство продолжает работать с указанной юрфирмой, несмотря на наличие восьми исков к ЮЭК (данные взяты из картотеки арбитражных дел).
Далее. В рамках банкротства ПАО "Банк Премьер Кредит" юркомпанией «Джи Ар Лигал» передан спор о привлечении к субсидиарной ответственности 18 бывших руководителей кредитной организации на сумму 1,5 млрд руб. Судами отказано в удовлетворении требований в полном объеме со ссылкой на отсутствие со стороны АСВ надлежащих доказательств, подтверждающих виновность банкиров. Это вопиющий случай в практике АСВ, так как такие иски, как правило, удовлетворяются арбитражными судами.
Как итог: мало того, что АСВ передает проблемные активы, которые в реальности являются обычными активами банков-банкротов, направляя часть средств из конкурсной массы в пользу внешних консультантов, так ещё и несёт убытки из-за некачественной работы данных организаций.
Обратной стороны медали работы АСВ с организациями в рамках "Услуги по возврату проблемных активов" является поддержка замдиректора Агентства Попелюхом (под арестом) и директором Мельниковым менеджеров АСВ, которые не мешают работе нужных организаций.
Так, в АСВ по-прежнему осуществляют «кипучую» деятельность директор Экспертно-аналитического департамента Андрей Кадушкин и его заместитель Александр Хапсаев. Оба в течение долгого времени курируют вопросы выявления и оспаривания сомнительных сделок, а также привлечение бывших банкиров к ответственности.
Специфика управления ликвидируемыми кредитными организациями заключается в том, что в преддверии отзыва у банка лицензии совершаются сделки, направленные на вывод его ликвидных активов в виде денежных средств, прав требований к реальным заемщикам, добросовестно исполняющим свои долговые обязательства перед кредитной организацией, а также котируемых на рынке ценных бумаг. Указанные активы заменяются на активы-«пустышки» (в заявлениях о привлечении контролирующих банки лиц к субсидиарной ответственности АСВ именует данные активы техническими, не имеющими реальной ценности).
Вместе с тем, в ряде ликвидируемых кредитных организаций такие сделки оспорены не были (параллельно данные сделки заявляются как ущербные для кредитной организации в рамках спора о привлечении к субсидиарной ответственности), что послужило предъявлением к Агентству требований со стороны кредиторов и контролирующих должника лиц.
Так, в рамках дела «Байкалбанка» (дело №А10-5051/2016) АС Республики Бурятия привлёк к субсидиарной ответственности двух контролировавших должника лиц за совершение ряда сделок по выводу активов. Основанием для привлечения данных лиц к ответственности послужили, в том числе, их действия по замещению рыночных активов в виде паев трех закрытых паевых инвестиционных фондов, а также других ценных бумаг на неликвидные акции. Вместе с тем, данные сделки не оспаривались конкурсным управляющим, в связи с чем кредиторы банка направили заявление о признании бездействия конкурсного управляющего незаконным.
Постановлением АС Восточно-Сибирского округа от 11 октября 2023 г. бездействие конкурсного управляющего, выразившееся в непредъявлении в суд заявлений о признании недействительными сделок по отчуждению ценных бумаг третьим лицам, признано незаконным. Верховный Суд РФ решением от 7 февраля отказал в передаче кассационной жалобы АСВ на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам.
В настоящий момент в первой инстанции рассматривается заявление о взыскании убытков с АСВ на сумму свыше 597 млн рублей.
В рамках банкротного дела ООО КБ «Развитие» Определением АС Карачаево-Черкесской Республики от 15 марта 2023 г. бывшие руководители кредитной организации привлечены к субсидиарной ответственности. Основной сделкой, причинившей ущерб банку, являлась схема по фиктивному погашению реальных кредитов и предоставлению невозвратных кредитов на сумму около 3 млрд рублей.
Данный пример из правоприменительной практики примечателен тем, что арбитражный суд отказал кредитору в признании незаконным бездействия Агентства, выразившегося в неоспаривании указанных сделок, только по причине пропуска срока исковой давности, при этом указав, что «в данном случае, конкурсный управляющий не представил приемлемых объяснений причин, по которым он не воспользовался механизмом оспаривания сделок, предусмотренным Законом о банкротстве».
После вступления решения суда в законную силу один из привлечённых к субсидиарной ответственности лиц (руководитель банка) направил в суд требование о признании незаконным бездействия АСВ, выразившегося в неоспаривании сделок, со ссылкой на вступивший в силу судебный акт по жалобе кредитора. В настоящее время жалоба рассматривается судом первой инстанции.
АС Уральского округа решением от 31 мая 2024г. в рамках дела № А50-17399/2014 по жалобе кредитора «Экопромбанка» признал незаконным бездействие АСВ по неоспариванию сделок по снятию денежных средств бенефициаром банка в период плохого финансового положения кредитной организации.
Таким образом, как резюмирует в своих публикациях издание «Рукриминал», госкорпорация АСВ терпит огромные убытки на всех фронтах: в результате действия внешних консультантов и в результате действий и бездействия лояльных этим консультантам менеджеров самого Агентства.
Редакция «Компромат-Урал» благодарит читателей, обративших внимание на интересную тему. Пишите: kompromat-ural@protonmail.com
Обзор Николая Зенкова
«Компромат-Урал»
Контекст:
Поздышев Василий Анатольевич: биография для спецслужб Франции и ФСБ РФ


Другие публикации
1.05.2025
Эксперты назвали реальных бенефициаров масштабного проекта по строительству полигона для промышленных отходов в Белоярском муниципальном округе Свердловской области. Источники, чью информацию использует редакция «Компромат-Урал», усматривают здесь интересы известного в Екатеринбурге бизнесмена, владельца сотового оператора «Мотив», и других крупных активов Виталия Кочеткова. Примечательно, что до этого мусорный бизнес не входил в поле интересов авторитетного бизнесмена, а следовательно, «появление большого игрока приведет к переделу уже устоявшегося рынка». Помимо публичных активов Кочеткову приписывается негласное административное управление «Водоканалом» Екатеринбурга. Пока главным «мусорным принцем» Екатеринбурга остаётся скандально известный Алексей Вихарев, член семьи основателя ОПС «Уралмаш» Сергея Терентьева. Благодаря «общаку» сообщества Вихарева неоднократно вводили в состав Екатеринбургской гордумы, а затем сделали главой фракции «Единой России» в муниципальном парламенте.
Поскольку Кочетков негласно контролирует «Водоканал», в качестве своеобразных провайдеров в нишу промотходов были выбраны действующие и бывшие менеджеры муниципального предприятия, в число которых входит и нынешний глава Белоярского Григорий Вихарев (брат вышеназванного Алексея Вихарева). Его личное участие, ссылаясь на собеседников, может объяснять «максимально быстрое выделение участка и изменение его назначения для строительства полигона» – вопрос был решен почти полностью в течение всего полугода. При этом непосредственной реализацией инвестпроекта «на земле» займется другой член команды и бывший сотрудник Росприроднадзора, ранее засветившийся в громком коррупционном скандале.
7.04.2025
Куй, уходи и сиди! Что стоит за вбросами об уголовном деле экс-главы Свердловской области
Вскоре после недавней отставки губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева появились данные, что этот «птенец гнезда Собянина» стал фигурантом уголовного дела о преступлении коррупционной направленности. За главой региона начали уходить и его ближайшие соратники. Эксперты, с позицией которых ознакомилась редакция «Компромат-Урал», сходятся на том, что в одном из важнейших для обеспечения фронта регионе могут быть серьёзные проблемы с ВПК, которые вскрылись совсем недавно благодаря случаю. Выяснилось, что подобная ситуацию - не первая. Что на самом деле происходит в Свердловской области. Дело Куйвашева - политическое или уголовное?
Слухи о грядущей отставке губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева начали расходиться по медиа ещё в феврале. Инсайдеры утверждали, что связано это с проведённым аудитом на военно-промышленных предприятиях, где выявлены якобы некие проблемы. А инициатором проверки выступил назначенный 2 октября 2024 года путинским полпредом в УрФО Артём Жога.
27.03.2025
Не Генсом единым. Кто кормится с государственной информационной системы (ГИС) ЖКХ
В 2023-2024 годах в регионах Уральского федерального округа организовано регулярное рапортование в аппарат Правительства РФ о состоянии данных в ГИС ЖКХ, размещаемых участниками отрасли. Источники, изученные редакцией «Компромат-Урал», сообщают, что регулярная отчётность выглядит красиво, но к реальности, как любое очковтирательство, не имеет почти никакого отношения: проценты "заполнения" данных в ГИС ЖКХ не отражают ни достоверность этих данных, ни полезность их для граждан или организаций, задействованных в управлении комплексом ЖКХ.
За последние два года не появилось ни регулярного поступления информации о начислениях и оплатах за ЖКУ, ни интеграции с региональными расчётно-кассовыми центрами или ставшей обязательной для всех системы метрологической поверки ФГИС АРШИН, ни стабильных и достоверных данных ресурсоснабжающих организаций, ни даже информации из полностью оцифрованной программы капитального ремонта.