C 12.03.2018 комментарии принимаются только на эл. почту редакции:
kompromat-ural@pm.me
Новый тренд, или Больше похвастать нечем? Губернатор Дмитрий Кобылкин увлекся PR-продвижением сталинских лагерей ГУЛАГа

15.03.2013
«Значительная часть строений находится в хорошей сохранности: сторожевые вышки, часть зоны (высокое ограждение колючей проволокой) и предзонника (низкое ограждение колючей проволокой), вахта, ворота, штрафной изолятор на 20 мест, доска показателей». Зачем губернатор Ямала Дмитрий Кобылкин (на фото) хочет демонстрировать это наследство иностранным туристам, задается вопросом обозреватель сайта «Компромат-Урал».
Губернатор [Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) – прим. «Компромат-Урал»] Дмитрий Кобылкин подписал постановление Правительства ЯНАО, которым утверждаются границы территории регионального объекта культурного наследия - ансамбль «Лагпункт 501-й стройки №76 у разъезда «Глухариный». Документом, в соответствии с Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» и другими нормативно-правовыми актами страны и региона, также утвержден особый правовой режим использования земельных участков в границе данной территории.
Постановлением определено, что держателем оригиналов научно-проектной документации на данный объект является департамент культуры ЯНАО. Контроль за исполнением постановления возложен на заместителя Главы региона Татьяну Бучкову.
Ямал является тем уникальным местом, где в подлиннике сохранились сооружения – свидетели сталинского времени. Период строительства трансарктической железнодорожной магистрали №501-503 Чум – Салехард – Игарка (с 1947 по 1953 г.г.) заключёнными ГУЛАГа сегодня вызывает в России и мире большой интерес. И в Правительстве ЯНАО разработан план создания мемориального комплекса, куда будут включены основные объекты строений лагерей и участков железнодорожного полотна.
Напомним, строительство железной дороги Салехард – Игарка в 1947-1953 годах, называемой также «Мертвая дорога», является одним из самых масштабных проектов в мире. Трасса должна была пролегать вдоль Полярного круга в условиях вечной мерзлоты. Дорога имела стратегическое значение. Подобно Транссибу, она должна была связать отдаленные районы Крайнего Севера, богатые полезными ископаемыми, с центром страны. Стройка была засекреченной и имела номера: №501 – Обское направление, №503 – Игарское направление.
Общая длина дороги «Салехард – Игарка» должна была составить 1263 километра. Три четверти ее проходило по территории ЯНАО. Планировалось, что на дороге будут построены 28 станций через каждые 40-60 км. Для переправы через Обь и Енисей Северным путем были доставлены 2 железнодорожных парома. Основные депо было намечено соорудить на станциях Салехард, Надым, Пур, Таз, Ермаково, Игарка. Пропускная способность ожидалась в количестве 10-30 пар поездов в сутки, при скорости движения в 40 км/ч. Открыть сквозное движение поездов по трассе планировалось в 1952 году, а сроком сдачи дороги в постоянную эксплуатацию был определен 1955 год.
Но начиная с 1951 года, отношение к строительству стало меняться. Все чаще стали говорить о дороговизне возводимого объекта. В мае 1953 года, вскоре после смерти Иосифа Сталина, было принято решение стройку закрыть и ликвидировать. Постановлением Совета Министров от 10 ноября 1953 года строительство железной дороги «Салехард - Игарка» было поставлено на консервацию. В 1954 года МПС добилось решения о ликвидации всех подразделений строительства, кроме участка «Чум - Лабытнанги», принятого в 1955 году в постоянную эксплуатацию.
Всего на трассе «Салехард – Игарка» было проложено 652 км железнодорожного пути, если прибавить сюда 196 км трассы «Чум - Лабытнанги», то получается, что по линии «Чум – Игарка» было уложено 848 км пути. То есть, к моменту консервации было готово 58% дороги.
Из справки-характеристики лагпункта №76 Обского исправительно-трудового лагеря (гриф – «Совершенно секретно»), датированной 12 мая 1952 года: «Лагпункт 501-й стройки №76 у разъезда «Глухариный» имел категорию «усиленного режима», был основан по приказу от 3 марта 1950 года. Он относился к 9-му лагерному отделению (центр ст. Надым), в нем содержалось 352 заключенных-мужчин, использовавшихся на земляных работах. Строения лагпункта и прилегающие к ним остатки строений располагаются на участке 150 на 300 метров. Значительная часть строений находится в хорошей сохранности: сторожевые вышки, часть зоны (высокое ограждение колючей проволокой) и предзонника (низкое ограждение колючей проволокой), вахта, ворота, штрафной изолятор на 20 мест, доска показателей.
Объект «Лагпункт 501-й стройки №76 у разъезда «Глухариный» расположен на 217 км железнодорожной линии Салехард – Надым (134 км от г. Надыма), между разъездами «Орлиный» и «Глухариный».
Сейчас в округе строится новая автодорога Салехард - Надым. Она свяжет столицу Ямала с «большой землей». И главное - разработан проект железнодорожной ветки, которая пройдет практически по маршруту сталинской железной дороги.
«Уверен, лучшим памятником людям, которые возводили объекты 501-503 стройки, будет дорога. Всегда. Это будет дорога жизни, у меня нет сомнений, что она укрепит экономику нашего региона, нашей страны», - отмечает Губернатор Ямала.
Дмитрий Кобылкин, комментируя принятое постановление Правительства округа, отметил также, что ямальский регион является энергетической кладовой государства. «Это объективная реальность. Но инвестиционный потенциал округа не ограничивается только углеводородами. Наши проекты не менее привлекательны для бизнеса, ориентированного на другие сферы, и особое внимание мы уделяем развитию туризма в наш арктический край. Сохранить память о годах сталинской стройки - в наших силах. И мы это делаем».


Другие публикации
15.08.2025
Кампания по раскулачиванию долларового миллиардера Константина Струкова остаётся в сфере внимания редакции «Компромат-Урал». События уже обернулись несколькими коррупционными скандалами с участием должностных лиц, имевших, мягко говоря, тесные связи с опальным олигархом. Особенное внимание проверяющие из Москвы обратили на взаимоотношения Струкова с руководителями регионального управления Следственного комитета. Как выяснилось, он знаком и с экс-главой регионального СУ СКР Денисом Чернятьевым, которого ранее Александр Бастрыкин уволил по дискредитирующим основаниям, и с нынешним – Алексеем Колбасиным. Колбасин имеет от Бастрыкина почётную грамоту, а также награжден медалями «За безупречную службу» III и II степени и именным оружием.
12.08.2025
Последние несколько дней СМИ пестрят сообщениями о том, что экс-губернатор Челябинской области Борис Дубровский объявлен в розыск российским МВД. У посвящённых инсайдеров, контактирующих с редакцией «Компромат-Урал», эта новость вызывает лишь иронию. Уголовка против Дубровского по коррупционным составам начала раскручиваться вскоре после его отставки ещё шесть лет назад, в 2019-м, но быстро сдулась. Экс-губернатор благополучно осел в Швейцарии и, по всей видимости, нашёл «взаимопонимание» с нужными российскими правоохранителями, в чьей компетенции находится принятие соответствующих решений. Неужели теперь кто-то из них был снят с многолетнего «абонемента», поэтому шестерёнки силовой машины опять закрутились против Дубровского?
8.08.2025
На днях в редакцию «Компромат-Урал» поступила информация, побудившая вернуться к интересным событиям новейшей истории Екатеринбурга. В почти далёком 2016 году резонансная корпоративная разборка привела к посадке Николая Кретова. Господин Кретов - некогда очень влиятельный застройщик и важная фигура в окружении Эдуарда Росселя времён губернаторства последнего в Свердловской области (ныне Росселю идёт 88-й год: оказывается, некоторые могут жить долго). К екатеринбургским проектам Николая Кретова можно отнести аквапарк «Лимпопо», ТЦ «Кит» и «Екатерининский». Кретов был совладельцем ЗАО «Урало-Сибирская инвестиционная компания» и компании «Линкор». Отправка Кретова на нары считалась результатом того, что в конфликте ему оппонировал Альфа-банк (структура долларового миллиардера Михаила Фридмана).