C 12.03.2018 комментарии принимаются только на эл. почту редакции:
kompromat-ural@pm.me
УралВагонСхематоз. Журналисты и контрагенты изобличают руководство УВЗ в финансовых манипуляциях
2.03.2021
Гигант отечественного машиностроения всё больше напоминает чёрную дыру для шальных денег. Дошло до того, что оборонные заводы начали раздавать «коммерческие кредиты» под бешеный процент. СМИ узнали об этом, когда попытались разобраться в претензиях оборонного холдинга к небольшому учреждению из третьей сотни российских банков. «Административный ресурс управленцев с УВЗ, точнее – их покровителей на верхних этажах «Ростеха», по всей видимости, обеспечивает уральскому холдингу любые судебные решения.
В понедельник, 1 марта, в Арбитражном суде Московского округа продолжился спор между АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» (УВЗ, дочерняя структура «Ростеха», директор Александр Потапов) и АО «Народный банк». В мае прошлого года УВЗ отсудил у банка 131 млн рублей – сумму обеспечения по гарантии АО «НПО «Мир» и неустойку. Решение, обстоятельства принятия которого порождают целый ряд вопросов, устояло в апелляции. На очереди – рассмотрение кассационной жалобы.
Представители банка считают, что суды грубо нарушили нормы Арбитражного процессуального кодекса РФ. И если принять во внимание их позицию, трудно удержаться от предположения, что крупный оборонный концерн мог оказывать давление на людей в мантиях.
«Без лишних формальностей»
Как иначе объяснить тот факт, что при рассмотрении дела в первой инстанции ответчик, по сути был лишён права на защиту? 25 мая 2020 года в Арбитражном суде Москвы было назначено предварительное судебное заседание по иску «Уралвагонзавода» к банку. «Мы даже не знали, на чём основаны их требования, копия иска в банк не поступила. Банк не мог сказать, его эта гарантия или нет», – высказывает мнение о происходящем бывший председатель правления АО «Народный банк». По его словам, ответчик ходатайствовал о предоставлении времени для ознакомления с иском. Однако суд посчитал это требование необоснованным и открыл предварительное заседание.
Более того, сразу после этого, в отсутствие представителей банка, суд решил перейти к рассмотрению дела по существу. Результат – решение взыскать с АО «Народный банк» в пользу УВЗ 131 млн рублей. При этом, насколько можно судить, в деле попросту отсутствует определение суда о назначении основного судебного заседания.
Достоверность подписей на документах, которыми «Уралвагонзавод» обосновал свои требования, по словам очевидцев, исследована не была. Не прозвучали и вопросы о том, каким образом государственное предприятие сумело превратить аванс по госконтракту в коммерческий кредит под 70% годовых. Как такое может быть?
«УралВагонПроцент»
Вполне вероятно, что участие представителей АО «Народный банк» в суде первой инстанции могло сделать публичными нюансы той схемы, которую юристы УВЗ разработали для взаимодействия с подрядчиками и поставщиками завода. Начало комбинации выглядит вполне обычно: «Уралвагонзавод» получает прямое госфинансирование на закупку нового оборудования, проводит тендер и выбирает поставщика станков. Дальше начинается самое интересное. Условия госконтракта предполагают авансовые платежи со стороны заказчика. Юристы УВЗ вносят в условия договора хитрую формулировку о том, что в случае неисполнения контракта в срок, аванс считается коммерческим займом по ставке более 70% годовых!
Когда договор подписан, остальное – дело техники. Судя по всему, «Уралвагонзавод» перечисляет аванс со значительным опозданием, фактически лишая поставщика возможности вовремя исполнить свои обязательства. На письма поставщика в сторону УВЗ никто не отвечает или отвечает с большой задержкой; согласования поставок длятся бесконечно; на место одних ответственных работников УВЗ приходят другие; все процессы затягиваются, что ещё сильнее усложняет своевременную поставку оборудования. В итоге заказчик, даже в случае незначительной просрочки, начинает начислять пени и штрафы по ставке 70% годовых, причём начиная со дня выдачи аванса. Легко догадаться, что проценты по такому «коммерческому займу» значительно превышают саму стоимость контракта на поставку оборудования. Поскольку поставщик не просто не в состоянии выдержать такие поборы, представители «Уралвагонзавода» предъявляют гарантию в банк поставщика.
Говорят, по этой причине большинство российских банков уже внесли УВЗ в «чёрный список» заказчиков, получить гарантию для работы с которыми компаниям весьма непросто. Но в самом оборонном холдинге такие комбинации, по-видимому, воспринимают, как способ поднять финансовые показатели и увеличить премии топ-менеджеров. Зачем повышать эффективность производства, оптимизировать расходы предприятия, когда есть такая простая и незатейливая схема?
«Куй железо, не отходя от кассы»
В этой истории есть и ещё одно важное обстоятельство. В июле прошлого года у «Народного банка» была отозвана лицензия. Сейчас он находится в процедуре банкротства под управлением временной администрации и «Агентства по страхованию вкладов». Соответственно, взыскание 131 млн рублей в пользу УВЗ возможно только из конкурсной массы. И вряд ли эта процедура не затронет интересы других кредиторов АО «Народный банк», но руководство оборонного гиганта, скорее всего, не думает о таких «мелочах».
События, о которых мы рассказали выше – всего один из эпизодов большого судебного противостояния между «Уралвагонзаводом» и кредитными учреждениями, в том числе государственными. Мы помним прошлогодний скандал, когда «дочка» «Ростеха» решила судиться со Сбербанком и КБ «Индустриальный сберегательный банк», пытаясь получить деньги по банковским гарантиям за уже выполненные работы. В прессе вокруг этих процессов звучали слова о, по всей видимости, поддельных документах. А в самих судебных заседаниях – предположения о недобросовестных действиях УВЗ, который пытался получить необоснованное вознаграждение.
Мотив в этих действиях, безусловно, есть. В августе 2016 года «Версия» подробно писала о том, как при предыдущем руководителе оборонного холдинга (речь идёт об Олеге Сиенко – прим. «Компромат-Урал») он скатился в долговую яму. С тех пор вряд ли что-то принципиально изменилось. В ноябре «Уралвагонзавод» едва ли не возглавил список государственных предприятий, которые скрывают значительную часть информации в своих ежеквартальных отчётах. За пару месяцев до этого финансовые трудности вынудили УВЗ перевести персонал на неполную рабочую неделю, а также сократить расходы на спортклуб «Спутник» и другие спонсорские проекты.
Судебная активность оборонного холдинга в отношении банков усилилась задолго до этих событий. Кто-то скажет, что государственное предприятие следует спасать любой ценой. Но неужели сомнительные схемы менеджмента УВЗ оправдывают манипулирование правосудием?
Сможет ли кассационная инстанция восстановить законность или решения принимаются только в пользу УВЗ, вопреки вопиющим процессуальным нарушениям, допущенным судами первых двух инстанций?» - пишет издание «Наша версия» в материале под заголовком «Право сильного – самое большое бесправие».
На момент подготовки этой публикации редакции «Компромат-Урал» стало известно, что 1 марта 2021 года кассационная инстанция не смогла определиться с окончательным вердиктом. Председательствующая на заседании Арбитражного суда Московского округа Ольга Каменская постановила отложить резонансное разбирательство на 1 апреля. Кого рассмешат, а кого огорчат новости из зала суда в День дурака?
Редакция «Компромат-Урал» следит за развитием скандала и остаётся на связи с читателями: kompromat-ural@protonmail.com
Тему курирует Анатолий Амиров
«Компромат-Урал»
Другие публикации
3.09.2024
Шторм прошёлся по «Роскосмосу». Сиделец за мошенничество пилит бюджеты стратегической отрасли
По информации, поступающей в редакцию «Компромат-Урал», в ближайшее время территориальным подразделением СК России по Москве может быть возбуждено уголовное дело, связанное с хищением порядка 100 млн. рублей, принадлежащих головному научно-исследовательскому институту машиностроения (АО «ЦНИИмаш»), входящего в структуру Госкорпорации «Роскосмос». Одновременно может разгореться скандал, связанный с деятельностью ряда должностных лиц как самой корпорации, так и руководящего состава на местах.
В 2021 году, еще в бытность скандалезного Дмитрия Рогозина во главе «Роскосмоса» были созданы так называемые отраслевые операторы - организации, оказывающие различные услуги подведомственным предприятиям. Казалось бы, хорошая идея: деньги остаются в отрасли, а не уходят на сторону, поставщики услуг проверены, можно сказать «свои». Бюрократические проволочки, связанные с проведением конкурсов на закупку услуг, остаются в стороне. С такими фирмами предприятия космической отрасли заключают контракты напрямую, без всяких конкурсов.
Но как часто бывает, внешне благая идея в действительности оказалась очередной схемой по зарабатыванию денег отдельными чиновниками. По факту это были фирмы с уставным капиталом в 10 тысяч рублей и штатом в полтора человека без опыта работы и соответствующей репутации, которых «Роскосмос» наделил всеми видами деятельности, заключая договоры без конкурса практически на всё, начиная от продажи оргтехники, заканчивая ведением бухгалтерского учёта для предприятий отрасли и стройки.
14.08.2024
Уважаемая редакция «Компромат-Урал». Просим придать огласке и обратить внимание Генерального прокурора РФ Краснова И.В. и Председателя СК РФ Бастрыкина А.И. на необходимость принятия мер реагирования в отношении сотрудников правоохранительных органов города Белорецка, Республика Башкортостан.
Во-первых, необходимо довести дело до конца и разобраться с историей экс-начальника МРО УЭБиПК МВД по РБ, подполковника полиции Шакирова И.З. (неоднократного героя ваших публикаций).
После совершенного им ДТП и других проступков Шакиров, благодаря покровительству начальника полиции ОМВД России по Белорецкому району Гизатуллина В.В., продолжает служить в органах. Гизатуллин и Шакиров не только коллеги по службе, но и близкие друзья, поэтому Шакиров в настоящее время переведен с должности участкового на более «комфортное» место в ИВС, где не утруждается, но срок службы идёт год за полтора.
23.07.2024
Неравнодушные и бдительные читатели продолжают сообщать в редакцию «Компромат-Урал» новые подробности деятельности ОПС «Уралмаш» по «окучиванию» монополизированного рынка сбора денег с бизнеса и населения по так называемой мусорной реформе. Напомним, клан основателя ОПС «Уралмаш» Сергея Терентьева (кличка: Тереха) несколько лет подряд уже контролирует крупнейшего регоператора ТБО – ЕМУП «Спецавтобаза», обслуживающего Екатеринбург и некоторые прилегающие территории. Политическим прикрытием планов Терентьева занимается его зять (через приёмную дочь Яну) Алексей Вихарев, в пиар которого группировка ежегодно вкладывает десятки миллионов. Сначала «Уралмаш» сделал Вихарева депутатом Екатеринбургской гордумы, а в прошлом году удалось выбить под него пост главы фракции «Единой России» в городском парламенте.
«Спецавтобазу» возглавляет Наталья Зубова – проверенный кадр Терентьева и Вихарева. До того, как занять должность директора «мусорного» ЕМУП, Зубова была никому не известной бухгалтершей в нескольких ООО и торговкой собачьим кормом. Очевидно, взять под себя и удерживать одно из ключевых муниципальных унитарных предприятий столицы УрФО «уралмашевцы» не смогли бы без отмашки губернатора Евгения Куйвашева и лояльной позиции его креатуры – мэра Екатеринбурга Алексея Орлова.