C 12.03.2018 комментарии принимаются только на эл. почту редакции:
kompromat-ural@pm.me
Грефовцы не донесли чемезовцам. Структура «Ростеха» требует со Сбербанка выплаты гарантий по уже выполненным контрактам

7.09.2020
«Одна из основных машиностроительных корпораций Свердловской области пошла на открытый конфликт со Сбербанком. НПК «Уралвагонзавод» потребовал выплатить ему банковскую гарантию, выданную на поставку оборудования в рамках Федеральной программы по модернизации предприятий оборонно-промышленного комплекса страны. Подчинённые главы УВЗ Александра Потапова настаивают на взыскании, несмотря на то, что гарантия уже перестала действовать, а исполнитель госконтракта из Воронежа полностью поставил оборудование и ввел его в эксплуатацию. В суде заявили о, вероятно, недобросовестных действиях заявителя, который пытался получить неосновательное обогащение. Даже такие выводы не остановили управленцев УВЗ – они требуют деньги через апелляционный суд.
При этом наблюдатели из юриспруденции, знакомые со спецификой судебных разбирательств танкостроительной корпорации, говорят о сложившейся негативной практике, которая дискредитирует работу менеджмента госактива. В судах были вскрыты как возможные факты подделки документов, так и целенаправленное затягивание процессов, которое обернулось невозможностью взыскания денег, выделенных УВЗ из федерального бюджета.
АО «НПК «Уралвагонзавод» (УВЗ, входит в ГК «Ростех») в апелляционном суде пытается добиться взыскания 182 млн рублей с Центрально-Черноземного филиала ПАО «Сбербанк». Госбанк выступал гарантом возврата аванса, который УВЗ заплатил ООО «Инженерно-консалтинговая фирма «Солвер» за поставку обрабатывающих центров в рамках госпрограммы по модернизации предприятий ОПК.
Уточним, токарно-фрезерные обрабатывающие центры стоимостью 910 млн рублей должны были прийти на завод в 2018 году, но отгрузку завершили лишь в мае 2019, и за срыв срока поставки оборудования «дочка» «Ростеха» уже взыскала с ИКФ более 38 млн рублей. Оборудование все же было принято по акту приема-передачи, который подписали обе стороны. Уже после этого 24 декабря 2019 года УВЗ направил к структуре Сбербанка требование о выплате гарантий. Кредитно-финансовая организация отказалась перечислять деньги за отгруженное оборудование.
В качестве обоснования для выплаты машиностроители использовали свою претензию от 2018 года, подчеркнув, что подрядчик еще не завершил пуско-наладку. На тот момент в эксплуатацию было введено два из трех центров. «Солвер» пообещал закончить работы в январе 2020 года, в качестве гарантии с него потребовали продлить договор с банком.
В середине декабря ИКФ в соответствии с условиями договора решила заменить услуги банка на альтернативный вариант гарантии выполнения работы. Компания направила «Уралвагонзаводу» уведомления об уменьшении размера обеспечения пропорционально стоимости исполненных обязательств до 20 млн рублей, а также перечислила на счета госкорпорации заявленную сумму. Несмотря на прекращение действия банковских гарантий, юристы УВЗ продолжают требовать выплат за выполненный контракт.
«Сложившаяся судебная практика рассматривает ситуацию, когда недобросовестный бенефициар, уже получивший надлежащее исполнение по основному обязательству, в целях собственного неосновательного обогащения, действуя умышленно во вред гаранту и принципалу, требует платежа от гаранта. (…) Судом установлено, что на момент предъявления банковской гарантии обязательства по контракту ООО «ИКФ «Солвер» были исполнены частично, а 19.02.2020 «Уралвагонзавод» получил надлежащее исполнение основного обязательства в полном объеме», – говорится в материалах арбитража. На этом основании заводу было отказано.
Исходя из имеющейся судебной практики, госкорпорация с завидной регулярностью пытается взыскивать средства в рамках банковских гарантий, которые уже прекратили свое действие, и «есть очень наглядные ситуации, например, по компании «Строй групп».
В обеспечение возврата аванса в случае неисполнения госконтракта подрядчика предоставил гарантии ООО КБ «Центрально-европейский банк», но деньги они потребовали с КБ «Индустриальный сберегательный банк», чью гарантию ранее отвергли. Пока УВЗ судился с ИСБ, прекратила действовать и гарантия «Центрально-европейского банка», а завод не смог вернуть 125 млн рублей, которые предприятие получило из госбюджета и авансировало в рамках контракта по 44-ФЗ.
«Они создали определенную схему для работы, возможно, с близкими подрядчиками. Заказчик вроде бы чист, пытается добиться возвращения неотработанных авансов, но по факту это не так. У банка есть определенный срок реакции на обращение для выплаты гарантии. В течение нескольких дней кредитно-финансовая организация уведомит, что у компании нет права требования. Несмотря на это, УВЗ с завидным упорством долбится в эту дверь, но не обращается к реальному гаранту. Он судится с первым банком, показывает вид бурной деятельности. За это время прекращает действие надлежащая гарантия – вернуть деньги уже не представляется возможным», – высказал собственное мнение источник, знакомый с судебной практикой «Уралвагонзавода».
Существуют и другие судебные разбирательства, в рамках которых УВЗ принимал от подрядчиков, по всей видимости, поддельные документы о предоставлении банковских гарантий. В настоящее время факт фальсификации подписей и печатей в допсоглашении к банковской гарантии пытается доказать коммерческий банк «Современные стандарты бизнеса».
Структура «Ростеха» подала в суд иск к банку с требованием выплаты 195 млн рублей в рамках банковской гарантии, которая в 2017 году была выдана НПО «Мир». В рамках Федеральной программы по модернизации предприятий ОПК подрядчик должен был поставить на танкостроительный завод новые станки с ЧПУ, но в срок заказ на сотни миллионов рублей не выполнил.
Из-за срыва госконтракта действие банковской гарантии неоднократно пролонгировали. УВЗ располагал пятью версиями обновленного соглашения с банком. Однако в ходе судебного разбирательства юристы КБ «Современные стандарты бизнеса» заявили, что договор прекратил действовать еще в декабре 2019 года (третья редакция соглашения).
После этого подрядчик УВЗ еще дважды предоставлял новые бумаги со сроком действия до конца февраля 2020 года. Предправления финансовой организации Павел Кулешов заявил, что в последних двух документах его подписи фальсифицированы. В настоящее время проводится судебная экспертиза, которая должна установить, имел ли место подлог.
Между тем в настоящее время сам «Уралвагонзавод», дословно, «испытывает определенные проблемы с финансами». НПК пока не раскрыла данные ежеквартальной отчетности за первое полугодие 2020 года, однако уже сегодня профсоюзные организации говорят об ухудшении положения дел на танкостроительном предприятии.
По данным источника в Федерации профсоюзов Свердловской области, «с октября по декабрь текущего года руководство предприятия планирует перевести своих сотрудников в Нижнем Тагиле и Волчанске на режим неполной занятости». Издание направило официальный запрос информации на имя председателя совета директоров УВЗ Александра Потапова, но на момент публикации материала ответа на вопрос о сокращенной рабочей неделе не последовало», - пишет издание СМИ «Правда УрФО» в публикации под заголовком «Уралвагонзавод» пытается взыскать со Сбербанка 180 миллионов. Банкиры заявляют о подлоге с фальсификацией подписей».
Редакция «Компромат-Урал» следит за развитием конфликта и принимает дополнительную информацию от читателей: kompromat-ural@protonmail.com, shartash@tutanota.com
Обзор ведёт Ольга Смолина
«Компромат-Урал»


Другие публикации
10.06.2025
Свердловский областной суд начал рассматривать по существу дело Марселя Гасанова, обвиняемого в занятии высшего положения в преступной иерархии и других преступлениях. Следствие считает, что «смотрящим» за областью его назначили криминальные авторитеты Захарий Калашов (Шакро Молодой) и Бадри Когуашвили (Бадри Кутаисский). По данным редакции «Компромат-Урал», подсудимый Гасанов уже заявил, что его подставил сотрудник ФСБ, приходившийся ему другом: «Мы сами угораем: два друга поругались, этим воспользовались наши хейтеры и вывалили всё».
10 июня 2025 гола суд приступил к рассмотрению уголовного дела Марселя Гасанова. Согласно обвинению, оглашенному прокурором, Марсель Гасанов приобщился к тюремной культуре до 2016 года, когда отбывал семилетний срок за разбой (ст. 162 УК). По утверждению прокурора, фигурант обладал решительностью, коммуникабельностью, настойчивостью и «создал себе безупречную криминальную репутацию и непререкаемый авторитет».
Как утверждает следствие, в сентябре 2024 года «воры в законе» Захарий Калашов (Шакро Молодой) и Бадри Когуашвили (Бадри Кутаисский) назначили Марселя Гасанова «смотрящим» за Свердловской областью.
23.05.2025
«Ростех» не для тех. Госкорпорация выводит активы бенефициарам, связанным с Сергеем Чемезовым
Сергей Чемезов продолжает "раздавать" активы "Ростеха" близким людям. Не так ли "Сибсельмаш" оказался под контролем семьи сенатора Сергея Муратова, аффилированного с силовым блоком, - задаются вопросом публичные источники, на которые обратила внимание редакция «Компромат-Урал». АО "НПО Курганприбор", производящее оружие и технику для ВС РФ, выкупило на торгах имущественный комплекс новосибирского завода ОАО "Сибсельмаш-Спецтехника", ранее находившийся на балансе "Ростеха". Стоимость сделки составила очень скромные для такого гиганта 307 млн рублей.
В недалеком прошлом "Сибсельмаш" был ключевым предприятием по созданию сельхозтехники в РФ. Это важный актив для российской экономики. Тем не менее, "Ростех" под руководством Сергея Чемезова решил не оздоравливать завод, чтобы поддержать отечественное производство, а банально "выйти в кэш".
Торги могли носить фиктивный характер - ни о какой реальной конкуренции на них не могло идти и речи. До торгов допустили лишь двух участников - НПО "Курганприбор" и ООО "Третейское право". Примечательно, что оба интересанта - из Кургана.
16.05.2025
Чёрные дыры белозёровщины. Печальные итоги 10-летия ставленника Ротенбергов во главе РЖД
ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) – государственный транспортный монополист и один из крупнейших получателей бюджетных средств. Однако за последние годы (2022–2025) компания оказалась в центре множества коррупционных скандалов.
Выявлены схемы хищения десятков миллиардов рублей, злоупотребления при закупках, завышение стоимости проектов и использование служебного положения в личных интересах. Эти факты подкреплены официальными расследованиями, судебными материалами и журналистскими разоблачениями – и представляют такую степень детализации и достоверности, что их невозможно игнорировать ни правоохранительным органам, ни общественности.
Ниже приводится аналитический доклад журналистского расследования, обобщающий самые громкие случаи и системные проблемы. В центре внимания - политика гендиректора РЖД Олега Белозёрова и её влияние на грузоперевозки и инвестиции; сомнительные проекты в сфере инфраструктуры (особенно связанные с группой компаний «1520»); деятельность заместителя гендиректора Сергея Чаркина и его роль в закупках; многочисленные нарушения Федерального закона №223-ФЗ о закупках и пассивность надзорных органов; а также прямые и косвенные доказательства вовлечённости руководства РЖД и аффилированных лиц в коррупционные схемы.