C 12.03.2018 комментарии принимаются только на эл. почту редакции:
kompromat-ural@pm.me
Грефовцы не донесли чемезовцам. Структура «Ростеха» требует со Сбербанка выплаты гарантий по уже выполненным контрактам
7.09.2020
«Одна из основных машиностроительных корпораций Свердловской области пошла на открытый конфликт со Сбербанком. НПК «Уралвагонзавод» потребовал выплатить ему банковскую гарантию, выданную на поставку оборудования в рамках Федеральной программы по модернизации предприятий оборонно-промышленного комплекса страны. Подчинённые главы УВЗ Александра Потапова настаивают на взыскании, несмотря на то, что гарантия уже перестала действовать, а исполнитель госконтракта из Воронежа полностью поставил оборудование и ввел его в эксплуатацию. В суде заявили о, вероятно, недобросовестных действиях заявителя, который пытался получить неосновательное обогащение. Даже такие выводы не остановили управленцев УВЗ – они требуют деньги через апелляционный суд.
При этом наблюдатели из юриспруденции, знакомые со спецификой судебных разбирательств танкостроительной корпорации, говорят о сложившейся негативной практике, которая дискредитирует работу менеджмента госактива. В судах были вскрыты как возможные факты подделки документов, так и целенаправленное затягивание процессов, которое обернулось невозможностью взыскания денег, выделенных УВЗ из федерального бюджета.
АО «НПК «Уралвагонзавод» (УВЗ, входит в ГК «Ростех») в апелляционном суде пытается добиться взыскания 182 млн рублей с Центрально-Черноземного филиала ПАО «Сбербанк». Госбанк выступал гарантом возврата аванса, который УВЗ заплатил ООО «Инженерно-консалтинговая фирма «Солвер» за поставку обрабатывающих центров в рамках госпрограммы по модернизации предприятий ОПК.
Уточним, токарно-фрезерные обрабатывающие центры стоимостью 910 млн рублей должны были прийти на завод в 2018 году, но отгрузку завершили лишь в мае 2019, и за срыв срока поставки оборудования «дочка» «Ростеха» уже взыскала с ИКФ более 38 млн рублей. Оборудование все же было принято по акту приема-передачи, который подписали обе стороны. Уже после этого 24 декабря 2019 года УВЗ направил к структуре Сбербанка требование о выплате гарантий. Кредитно-финансовая организация отказалась перечислять деньги за отгруженное оборудование.
В качестве обоснования для выплаты машиностроители использовали свою претензию от 2018 года, подчеркнув, что подрядчик еще не завершил пуско-наладку. На тот момент в эксплуатацию было введено два из трех центров. «Солвер» пообещал закончить работы в январе 2020 года, в качестве гарантии с него потребовали продлить договор с банком.
В середине декабря ИКФ в соответствии с условиями договора решила заменить услуги банка на альтернативный вариант гарантии выполнения работы. Компания направила «Уралвагонзаводу» уведомления об уменьшении размера обеспечения пропорционально стоимости исполненных обязательств до 20 млн рублей, а также перечислила на счета госкорпорации заявленную сумму. Несмотря на прекращение действия банковских гарантий, юристы УВЗ продолжают требовать выплат за выполненный контракт.
«Сложившаяся судебная практика рассматривает ситуацию, когда недобросовестный бенефициар, уже получивший надлежащее исполнение по основному обязательству, в целях собственного неосновательного обогащения, действуя умышленно во вред гаранту и принципалу, требует платежа от гаранта. (…) Судом установлено, что на момент предъявления банковской гарантии обязательства по контракту ООО «ИКФ «Солвер» были исполнены частично, а 19.02.2020 «Уралвагонзавод» получил надлежащее исполнение основного обязательства в полном объеме», – говорится в материалах арбитража. На этом основании заводу было отказано.
Исходя из имеющейся судебной практики, госкорпорация с завидной регулярностью пытается взыскивать средства в рамках банковских гарантий, которые уже прекратили свое действие, и «есть очень наглядные ситуации, например, по компании «Строй групп».
В обеспечение возврата аванса в случае неисполнения госконтракта подрядчика предоставил гарантии ООО КБ «Центрально-европейский банк», но деньги они потребовали с КБ «Индустриальный сберегательный банк», чью гарантию ранее отвергли. Пока УВЗ судился с ИСБ, прекратила действовать и гарантия «Центрально-европейского банка», а завод не смог вернуть 125 млн рублей, которые предприятие получило из госбюджета и авансировало в рамках контракта по 44-ФЗ.
«Они создали определенную схему для работы, возможно, с близкими подрядчиками. Заказчик вроде бы чист, пытается добиться возвращения неотработанных авансов, но по факту это не так. У банка есть определенный срок реакции на обращение для выплаты гарантии. В течение нескольких дней кредитно-финансовая организация уведомит, что у компании нет права требования. Несмотря на это, УВЗ с завидным упорством долбится в эту дверь, но не обращается к реальному гаранту. Он судится с первым банком, показывает вид бурной деятельности. За это время прекращает действие надлежащая гарантия – вернуть деньги уже не представляется возможным», – высказал собственное мнение источник, знакомый с судебной практикой «Уралвагонзавода».
Существуют и другие судебные разбирательства, в рамках которых УВЗ принимал от подрядчиков, по всей видимости, поддельные документы о предоставлении банковских гарантий. В настоящее время факт фальсификации подписей и печатей в допсоглашении к банковской гарантии пытается доказать коммерческий банк «Современные стандарты бизнеса».
Структура «Ростеха» подала в суд иск к банку с требованием выплаты 195 млн рублей в рамках банковской гарантии, которая в 2017 году была выдана НПО «Мир». В рамках Федеральной программы по модернизации предприятий ОПК подрядчик должен был поставить на танкостроительный завод новые станки с ЧПУ, но в срок заказ на сотни миллионов рублей не выполнил.
Из-за срыва госконтракта действие банковской гарантии неоднократно пролонгировали. УВЗ располагал пятью версиями обновленного соглашения с банком. Однако в ходе судебного разбирательства юристы КБ «Современные стандарты бизнеса» заявили, что договор прекратил действовать еще в декабре 2019 года (третья редакция соглашения).
После этого подрядчик УВЗ еще дважды предоставлял новые бумаги со сроком действия до конца февраля 2020 года. Предправления финансовой организации Павел Кулешов заявил, что в последних двух документах его подписи фальсифицированы. В настоящее время проводится судебная экспертиза, которая должна установить, имел ли место подлог.
Между тем в настоящее время сам «Уралвагонзавод», дословно, «испытывает определенные проблемы с финансами». НПК пока не раскрыла данные ежеквартальной отчетности за первое полугодие 2020 года, однако уже сегодня профсоюзные организации говорят об ухудшении положения дел на танкостроительном предприятии.
По данным источника в Федерации профсоюзов Свердловской области, «с октября по декабрь текущего года руководство предприятия планирует перевести своих сотрудников в Нижнем Тагиле и Волчанске на режим неполной занятости». Издание направило официальный запрос информации на имя председателя совета директоров УВЗ Александра Потапова, но на момент публикации материала ответа на вопрос о сокращенной рабочей неделе не последовало», - пишет издание СМИ «Правда УрФО» в публикации под заголовком «Уралвагонзавод» пытается взыскать со Сбербанка 180 миллионов. Банкиры заявляют о подлоге с фальсификацией подписей».
Редакция «Компромат-Урал» следит за развитием конфликта и принимает дополнительную информацию от читателей: kompromat-ural@protonmail.com, shartash@tutanota.com
Обзор ведёт Ольга Смолина
«Компромат-Урал»
Другие публикации
3.09.2024
Шторм прошёлся по «Роскосмосу». Сиделец за мошенничество пилит бюджеты стратегической отрасли
По информации, поступающей в редакцию «Компромат-Урал», в ближайшее время территориальным подразделением СК России по Москве может быть возбуждено уголовное дело, связанное с хищением порядка 100 млн. рублей, принадлежащих головному научно-исследовательскому институту машиностроения (АО «ЦНИИмаш»), входящего в структуру Госкорпорации «Роскосмос». Одновременно может разгореться скандал, связанный с деятельностью ряда должностных лиц как самой корпорации, так и руководящего состава на местах.
В 2021 году, еще в бытность скандалезного Дмитрия Рогозина во главе «Роскосмоса» были созданы так называемые отраслевые операторы - организации, оказывающие различные услуги подведомственным предприятиям. Казалось бы, хорошая идея: деньги остаются в отрасли, а не уходят на сторону, поставщики услуг проверены, можно сказать «свои». Бюрократические проволочки, связанные с проведением конкурсов на закупку услуг, остаются в стороне. С такими фирмами предприятия космической отрасли заключают контракты напрямую, без всяких конкурсов.
Но как часто бывает, внешне благая идея в действительности оказалась очередной схемой по зарабатыванию денег отдельными чиновниками. По факту это были фирмы с уставным капиталом в 10 тысяч рублей и штатом в полтора человека без опыта работы и соответствующей репутации, которых «Роскосмос» наделил всеми видами деятельности, заключая договоры без конкурса практически на всё, начиная от продажи оргтехники, заканчивая ведением бухгалтерского учёта для предприятий отрасли и стройки.
14.08.2024
Уважаемая редакция «Компромат-Урал». Просим придать огласке и обратить внимание Генерального прокурора РФ Краснова И.В. и Председателя СК РФ Бастрыкина А.И. на необходимость принятия мер реагирования в отношении сотрудников правоохранительных органов города Белорецка, Республика Башкортостан.
Во-первых, необходимо довести дело до конца и разобраться с историей экс-начальника МРО УЭБиПК МВД по РБ, подполковника полиции Шакирова И.З. (неоднократного героя ваших публикаций).
После совершенного им ДТП и других проступков Шакиров, благодаря покровительству начальника полиции ОМВД России по Белорецкому району Гизатуллина В.В., продолжает служить в органах. Гизатуллин и Шакиров не только коллеги по службе, но и близкие друзья, поэтому Шакиров в настоящее время переведен с должности участкового на более «комфортное» место в ИВС, где не утруждается, но срок службы идёт год за полтора.
23.07.2024
Неравнодушные и бдительные читатели продолжают сообщать в редакцию «Компромат-Урал» новые подробности деятельности ОПС «Уралмаш» по «окучиванию» монополизированного рынка сбора денег с бизнеса и населения по так называемой мусорной реформе. Напомним, клан основателя ОПС «Уралмаш» Сергея Терентьева (кличка: Тереха) несколько лет подряд уже контролирует крупнейшего регоператора ТБО – ЕМУП «Спецавтобаза», обслуживающего Екатеринбург и некоторые прилегающие территории. Политическим прикрытием планов Терентьева занимается его зять (через приёмную дочь Яну) Алексей Вихарев, в пиар которого группировка ежегодно вкладывает десятки миллионов. Сначала «Уралмаш» сделал Вихарева депутатом Екатеринбургской гордумы, а в прошлом году удалось выбить под него пост главы фракции «Единой России» в городском парламенте.
«Спецавтобазу» возглавляет Наталья Зубова – проверенный кадр Терентьева и Вихарева. До того, как занять должность директора «мусорного» ЕМУП, Зубова была никому не известной бухгалтершей в нескольких ООО и торговкой собачьим кормом. Очевидно, взять под себя и удерживать одно из ключевых муниципальных унитарных предприятий столицы УрФО «уралмашевцы» не смогли бы без отмашки губернатора Евгения Куйвашева и лояльной позиции его креатуры – мэра Екатеринбурга Алексея Орлова.