C 12.03.2018 комментарии принимаются только на эл. почту редакции:
kompromat-ural@pm.me
«Узнав, что сужусь с «Газпромом», юристы от меня шарахаются». Отработавший десятки лет водитель из Надыма упёрся в стену корпоративного и судейского равнодушия
15.11.2017
Внимание редакции «Компромат-Урал» привлекла тяжёлая ситуация с соблюдением трудовых прав и гарантий в дочернем предприятии «Газпрома», относящемуся к добывающему дивизиону в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО). Речь идёт об ООО «Газпром добыча Надым» (ГДН, прежнее наименование – «Надымгазпром»). Это градообразующая компания для Надыма – четвёртого по численности населения города ЯНАО, со сравнительно тяжёлой транспортной доступностью.
По официальным данным, коллектив «ГДН» составляет свыше девяти тысяч человек. С 2008 года предприятием руководит Сергей Меньшиков, выходец из ООО «Кавказтрансгаз». Спустя некоторое время за ним в Надым из «Кавказтрансгаза» перебрался и кадровик Юрий Краплин, который ныне является заместителем Меньшикова по управлению персоналом. По всем корпоративным канонам, именно с Меньшикова и Краплина в первую очередь надо спрашивать за социальные гарантии трудящихся в добывающей «дочке» «Газпрома» в Надыме. Во всяком случае, такой постановки вопроса придерживаются нижестоящие руководители в системе «ГДН», ежедневно выслушивающие претензии ущемлённых работников. «Все вопросы – наверх… хоть к Миллеру».
«Газпром добыча Надым» - разветвлённая структура, с множеством крупных подразделений. Одно из них – Управление технологического транспорта и спецтехники (УТТиС) во главе с 60-летним начальником Юрием Андреевым (начинал ещё в 1970-х годах шофёром тюменского треста «Скотопром»). Именно из транспортного управления «ГДН» поступило обращение в редакцию «Компромат-Урал». Автор – 52-летний Василий Бурделя, который уже 21 год подряд работает водителем в «ГДН» (в «Надымгазпром» принят 17 июня 1996 года, общий северный стаж – 26 лет).
Процитируем начало его письма: «Прошу Вас помочь мне добиться справедливости. Я живу и работаю в городе Надыме Ямало-Ненецкого округа, уже 20 лет работаю водителем автомобиля третьего класса в автотранспортном предприятии. Это управление технологического транспорта и спецтехники ООО «Газпром добыча Надым». В последние годы положение работников значительно ухудшилось. С принятием нового коллективного договора с заработной платы стали исчезать премии, доплаты и надбавки, учет рабочего времени не ведется, что значительно снижает мою зарплату. Постоянно вводятся новые, а потом изменяются правила работы, за нарушения снижают премии или вовсе лишают их, по факту ни за что. На все вопросы, почему допускается такая несправедливость, руководство не даёт конкретного ответа. Виноваты кто угодно: третьи силы, кризис, вышестоящее начальство… Только руководство предприятия ни при чем».
Губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин,
предправления Газпрома Алексей Миллер
и директор ГДН Сергей Меньшиков
Бурделя один из немногих, кто отважился судиться с всесильным работодателем. В октябре 2016 года водитель подал иск к УТТиС ООО «Газпром добыча Надым» и уже через полтора месяца получил отказное решение, сообщает обозреватель проекта «Компромат-Урал». Дело за номером 2-2244/2016 по иску Бурдели в Надымском городском суде рассматривала судья Елена Миниханова. Её вердикт в пользу «Газпрома» в городе практически никого не удивил. На Ямале смелость отстаивать свои права перед главным господином и хозяином считается опасным чудачеством. Однако Василий Бурделя оказался не из робкого десятка и пошёл дальше, в окружной суд ЯНАО. Апелляционное дело 33-511/2017 по его жалобе рассмотрено в Салехарде 13 марта этого года по докладу судьи Елены Зотиной.
Виталий Патлатюк
Региональная инстанция тоже не стала перечить «Газпрому» и лояльно «проштамповала» решение своей нижестоящей коллеги. Неизвестно, был ли в курсе знакового разбирательства председатель окружного суда Виталий Патлатюк и его правая рука по гражданским делам Татьяна Киселевская. Но определённо, настойчивость отчаянного газпромовского водителя на этом не иссякнет, и процесс будет сопровождаться нарастающим общественным резонансом.
Сегодня редакция «Компромат-Урал» посвящает отдельный материал опыту правовой самозащиты, который проявил надымчанин Василий Бурделя. Как говорится, побольше бы таких – и порядка в стране заметно бы прибавилось.
«Юристы разбегались в панике – боялись Газпрома»
Начало интересному и полезному кейсу положило обращение пострадавшего работника к общедоступным юридическим источникам. «Я обратился к юристам в «Правовой портал» и «Консультант плюс», - говорит Василий Бурделя. - Мне предоставили документы, подтверждающие нарушение моих трудовых прав, нормативные документы, которые обязательны для всех работодателей». Далее он вынужден был самостоятельно обращаться в Надымский городской суд. Привлечь профессиональную помощь не позволила специфика газового города: «Когда узнавали, кому я предъявляю иск, то сразу отказывались защищать мои интересы. Так произошло с адвокатами. Услышав, что я работаю в «Газпроме», сразу начинали ссылаться на занятость».
Надымский водитель бросил вызов
всевластию «Газпрома» в судах ЯНАО
Как сказано выше, и процесс в городском суде, и попытка пересмотреть его исход в апелляционной инстанции ЯНАО оказались безнадёжными (скорее, заранее обречёнными?). Но принципиальный работник ООО «Газпром добыча Надым», получив отказ из ямальской столицы, взялся за ревизию судейских актов. «Я обратился в суд первой инстанции с заявлением предоставить мне возможность ознакомиться с моим делом, - продолжает Бурделя. - Заявление пришлось подавать дважды: совсем не торопились удовлетворить мою законную просьбу. Меня возмутило, когда я обнаружил, что в деле отсутствуют путевые листы, которые работодатель обязан был предоставить. По путевым листам организация, в которой я работаю, начисляет заработную плату, обязана вести учет рабочего времени. Эти недостающие документы и являются прямым доказательством нарушения моих трудовых прав. Также при ознакомлении с делом, не обнаружился протокол за 13 и 14 декабря 2016 года о допросе свидетелей. Это начальник отдела труда и заработной платы Сиротина Л.Л., начальник колонны Матвийчук П.П. и инженер по охране труда Биба Н.И.»
Языком документов
«На судебном заседании я утверждал, что работодатель не ведет учет рабочего времени, что видно из путевых листов, что время оплаченное по расчетным листам (в них отражается фактически выплаченная З/П, все начисления, премии, доплаты и надбавки, а также тарифная ставка и все вычеты из заработной платы. По расчетным с легкостью можно определить, как изменилась заработная плата и тарифная ставка, но суд проигнорировал мои доводы и в протокол не внёс) не совпадает с фактически отработанным временем. Кроме того, работодатель не предоставил в суд журнал учета рабочего времени, а предоставил только табель посещаемости, в котором ведется учет посещаемости сотрудников и формально ставится 8 часов, фактически отработанное время не учитывается. При этом я ссылался на действующий документ.
Приказ Минтранса России от 20.08.2004 № 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей»:
(Основанием для начисления заработной платы водителю является путевой лист, который действителен только один день (смену). Исключение составляют случаи, когда рабочая поездка водителя может занять более чем одни сутки.
В путевом листе должны отражаться дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда и заезда автомобиля на место его постоянной стоянки. Таким образом, на основании путевого листа можно определить, соблюдается ли режим рабочего времени и времени отдыха водителя, а также установить продолжительность фактически отработанного работником времени.
Непроставление в путевых листах обязательных отметок о рабочем времени водителя может служить основанием для привлечения работодателя к административной ответственности.) 15. Рабочее время водителя состоит из следующих периодов:
а) время управления автомобилем; б) время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах; в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены; г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения с линии (послерейсового), а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно; (пп. "г" в ред. Приказа Минтранса России от 24.12.2013 N 484) д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей; е) время простоев не по вине водителя; ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи; з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем; и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей; (в ред. Приказа Минтранса России от 24.12.2013 N 484) к) время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Манипуляции с тарифной ставкой, или почему «Газпром» выше закона?
«Также я возражаю по поводу снижения мне тарифной ставки, - продолжает Василий Бурделя. - В марте 2014 года мне снизили тарифную ставку со 116 руб. 85 коп. до 104 руб. 11 коп., на целых 12 руб. 74 коп., при том, что инфляция за 2013г. составила 6.45%, и моя тарифная ставка должна увеличиться.
В судебном заседании я ссылался на требования законодательства, тарифные соглашения, коллективные договоры, тарифно-квалификационный справочник профессий, в котором моя специальность квалифицируется как «водитель автомобиля». И какой минимальный тарифный коэффициент, установленный правительством, является обязательным для всех работодателей, тогда как мне был установлен коэффициент 1.69, что значительно ниже минимально допустимого. Водитель автомобиля 3 класса приравнивается к 4 разряду. На мой вопрос представителю от организации, начальнику отдела труда и зарплаты Сиротиной Л.Л., почему такая разница в коэффициентах, она ответила, что это нормативные документы «Газпрома». Они что, выше федерального законодательства?
Когда я спросил, на каких основаниях «Газпром» нарушает нормативно-правовые акты правительства, ответа не последовало. В протоколе судебного заседания этих записей я не нашел, как и других, неудобных для ответчика».
Вредность и растущая зарплата – только у начальников?
«Вместе с тем, из начисляемой мне заработной платы исчезла доплата за вредные условия труда! Ранее все, кто пересаживался на новые автомобили, лишился этой доплаты. На вопросы работников УТТиС ООО «Газпром добыча Надым», почему убрали доплату за вредные условия труда, ответ был однозначным: в связи с новым законом который конца 2013 года увеличены допустимые параметры шума и вибрации до 80 Дб, и теперь у нас нет вредности.
Простые работники чувствуют себя бесправными и послушно промолчали. Когда я ознакомился с Трудовым кодексом РФ, стало очевидно, как нас дурит работодатель! На суде я задал вопрос инженеру по охране труда Биба Н.И., почему доплата за вредные условия исчезла до (!) проведения Специальной оценки условий труда (СОУТ)? Слышу невнятный ответ: мол, спецоценка проводилась, может, я был в отпуске или еще где. На этот «лепет» я снова уточнил, что доплата снята до (!) проведения оценки, что эта доплата была установлена раннее, так как проводилась аттестация рабочих мест, на аналогичных автомобилях и доплата была установлена, поэтому до проведения новых исследований работодатель не вправе убирать доплату. Но мои доводы были проигнорированы. Я настаиваю, что Специальная оценка проводилась с нарушением закона СОУТ. Я задавал конкретные вопросы: как, кем и когда фиксировалась фотография рабочего дня? Тяжесть трудового процесса? Напряженность рабочего дня? Биба Н.И. откровенно призналась, что все это замеры не проводились. Суд задал вопрос, почему не проводились эти замеры, на что Биба Н.И. сказала, что тогда они бы не успели подготовить и сдать документы и не получили бы премию в конце года, а то что они людей без доплаты оставили, их это не волнует.
Далее. С января 2016года с наших зарплат исчезла доплата за ненормированный рабочий день 25% и премия за газ в качестве моторного топлива. Мой вопрос начальнику ОТиЗ Сиротиной: почему у нас убирают доплаты и надбавки, например, за ненормированный рабочий день 25%. Её ответ: эта надбавка устанавливается водителям легковых автомобилей или водителям работающим на экспедиционно-исследовательских службах. Но как так? Ведь все эти доплаты установлены еще до моего поступления на работу на данное предприятие. И опять странные объяснения в ответ: в «Газпроме» сложная ситуация, в стране кризис и все такое…. Почему же не понижаются зарплаты руководителей и начальников, почему заработная плата падает только у простых работников? Как правильно понимаете, вопрос остался без ответа.
Кроме того, за работу с разъездным характером работ полагается доплата в зависимости от количества рабочих дней на трассе, до 12 дней - 30% к тарифной ставке и 40%, если более 12 дней. А нам платит работодатель 267 рублей в день, что даже на обед в столовой не хватает! Суд не принял во внимание и то, что я ссылался на коллективный договор, который даже «кризисный» «Газпром» декларирует как обязательный для исполнения…».
«Отработав 26 лет на Севере, не заработал даже на квартиру «на земле»
«Теперь - что касается отпусков. Все отпуска установлены законодательством. Так, за вредные условия труда нам положен дополнительный отпуск в количестве 7 дней, 3 дня - за стаж работы в газовой промышленности. За ненормированный рабочий день, согласно колдоговору, - 14 дней. Но нам всё урезали и уравнительно дали просто 10 дней. Одно время была доплата 25%, но потом и доплату сняли. Работа на Крайнем Севере отличается суровым климатом, длинными полярными ночами и повышенной радиацией, что пагубно влияет на здоровье. Люди умирают, не доработав до пенсионного возраста, да ещё доплату за вредность забрали. Социальная ответственность «Газпрома»? Суд и в этом нарушений не узрел.
Василий Бурделя
Также суд не принял во внимание мои расчеты, объяснив это тем, что я не обратился к квалифицированному специалисту. Суд считает, что заработную плату не под силу посчитать простому человеку. Я объяснил, что обращался к специалистам, но когда узнавали, кому я предъявляю иск, то сразу отказывались защищать мои интересы, так же произошло с адвокатами, как только узнавали, что я работаю в «Газпроме», сразу начинали ссылаться на занятость. Работодатель убедительно не опроверг мои расчёты, потому что мне помогли те же бухгалтеры, которые официально отказались защищать мои интересы, опасаясь мести со стороны «Газпрома».
Все эти и другие нарушения продолжаются и в настоящее время, отработав на Севере сложных климатических условиях 26 лет, я не заработал даже на квартиру на земле. Сбережения откладывать нереально, заработанных денег хватает от зарплаты до зарплаты. Судья любезно предложила мне устроиться на дополнительную работу. А «Газпрому» не стыдно, что его рабочие получают такую низкую зарплату на Севере, когда руководство ни в чём себе не отказывает. Работяги живут в долг: у каждого то кредит, то ипотека. Кто может, помогите восстановить справедливость, тем самым вы поможете мне и многим другим людям. Пусть они перестанут бояться, что уволят, не дадут до пенсии доработать. Пусть убедятся, что право на справедливое судебное разбирательство – это не пустой звук», - подытожил Василий Бурделя в открытом письме в редакцию «Компромат-Урал».
P.S.
Мы призываем неравнодушных юристов, подкованных в трудовом праве, разобраться в сложившейся ситуации. На Вашу помощь рассчитывают тысячи работников «Газпрома» и других компаний. По ссылкам можно ознакомиться с вердиктами судов ПЕРВОЙ и АПЕЛЛЯЦИОННОЙ инстанций по искам водителя УТТиС ООО «Газпром добыча Надым».
Граждане, пострадавшие от беспредела работодателей, жалуйтесь в нашу редакцию по адресам: kompromat-ural@protonmail.com, ural.kompromat@gmail.com
Вводную статью и обзор письма подготовил Анатолий Амиров
«Компромат-Урал»
Другие публикации
6.10.2024
«Здравствуйте, уважаемая редакция «Компромат-Урал»! Хотим поделиться с вами информацией об Артёме Фазлетдинове, драчливом адвокате и экс-сотруднике Следственного комитета РФ, которого вы прославили одними из первых.
Информируем вам о том, что происходит в Башкортостане в связи с его делом. На этот раз мы не просим ни о чем и не обращаемся к органам власти. Просто хотим поделиться ситуацией, чтобы вы и ваши читатели могли оценить и, возможно, поиронизировать над происходящим.
В нашем регионе разыгрывается настоящая комедия и издевательство над правоохранительной системой и системой правосудия. Мы обескуражены тем, как органы предварительного следствия, прокуратура и суд не могут справиться с одним жуликоватым адвокатом, который открыто демонстрирует своё пренебрежение к ним.
3.10.2024
Прятки генерала Прядко. Почему одиозный подполковник Шакиров не по зубам министру внутренних дел
«МВД по Республике Башкортостан вновь потерпело поражение в Шестом кассационном суде общей юрисдикции (расположен в Самаре), - говорится в новом письме читателей в редакцию «Компромат-Урал». - ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения МВД по Республике Башкортостан» (ЦХиСО МВД по РБ) безуспешно попыталось в гражданско-правовом порядке взыскать со скандально известного подполковника полиции Ильгиза Загировича Шакирова, экс-сотрудника УЭБиПК МВД по РБ, материальный ущерб, причинённый МВД России в результате ДТП с участием служебного автомобиля ToyotaCamry на территории горнолыжного курорта «Абзаково» в апреле 2021 года.
Шестой кассационный суд общей юрисдикции, рассмотрев кассационную жалобу ФКУ «ЦХиСО МВД по РБ», оставил её без удовлетворения, а решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 21 февраля 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 мая 2024 года - без изменения.
22.09.2024
Если почитать/послушать постановочные выступления губернатора Оренбургской области Дениса Паслера (считается креатурой олигарха Виктора Вексельберга), то перед нами предстанет почти театральный образ пламенного патриота России. На деле господин Паслер, обильно выделяющий патриотические бла-бла-бла, и его семейство живут привычным преклонением перед «тлетворным Западом», как и многие другие российские «слуги народа».
На днях борзоватому Паслеру сквозь зубы пришлось-таки комментировать американские новости о том, что он отправил своего 16-летнего отпрыска Дениса Паслера-младшего в США делать спортивную карьеру. Вместо непобедимой России-матушки, с её непревзойдёнными скрепоносными ценностями, паслерёныш будет защищать спортивный престиж Штатов - страны, которую Кремль считает самой «недружественной». Как же так, господин чиновник Паслер? Если даже это не предательство (как минимум, идеологическое), тогда что такое – предательство?
Данные о трансфере молодого игрока в хоккейную команду Нью-Джерси опубликовал сервис EliteProspects, отслеживающий хоккейную статистику со всего мира. Как отмечают СМИ, Денис Паслер-младший оказался в составе целой группы хоккеистов из екатеринбургской команды «D13-Юность» (2008), которые перешли играть в зарубежные клубы. При этом, в своей новой команде молодой человек оказался единственным иностранцем.