C 12.03.2018 комментарии принимаются только на эл. почту редакции:
kompromat-ural@pm.me
Два Димона – это сила. Кобылкин передал своему сменщику Артюхову коррупционный аттракцион «Ямалкан»

27.10.2020
Когда в мае 2018 года тогдашний губернатор Ямало-Ненецкого округа Дмитрий Кобылкин вдруг получил в Кремле портфель министра природных ресурсов и экологии РФ, эта новость многих шокировала, напоминает редакция «Компромат-Урал». В губернаторском кресле Кобылкин генерировал многочисленные скандалы, да и назвать его успехи на природоохранной ниве вряд ли бы кто-то смог. В целом его повышение из Салехарда в Москву стало очередным олицетворением того, как странно выглядит кадровая политика в нынешнем российском государстве.
Повышенного Кобылкина в ЯНАО поменяли на «киндер-сюрприза» Дмитрия Артюхова. До этого в крутом северном регионе этот юноша успел походить в помощничках вице-губернатора да губернатора (читай – того самого Кобылкина). То есть на сугубо протокольных и кабинетных должностях, без большой ответственности и управленческого опыта. И потом, как это ни смешно, - сразу уселся в губернаторское кресло.
Символом отвратительного качества госуправления в регионе стал так называемый туристический комплекс «Ямалкан», на сооружение которого ещё при Кобылкине из бюджета утекло почти $12 млн (по курсу 2013 года). Господин Кобылкин, который всегда был из серии «не быть, но казаться», презентовал «Ямалкан» как фешенебельную туристическую жемчужину, однако на выходе получилась туфта, абсолютно не стоящая таких вложений. И теперь гиблое, но дико дорогое дело, начатое при Кобылкине, довершает его сменщик Артюхов…
Туристический комплекс «Ямалкан» был построен в 2013 году компанией «Партнер Групп» Дениса Андилевко на средства, выделенные из бюджета округа в виде субсидии. Стоимость грандиозного объекта была оценена в 357 млн рублей, причем субсидия осваивалась не напрямую застройщиком, а специально созданной конторой АНО «КАН».
«Ямалкан» должен был стать туристической «жемчужиной» ЯНАО. Именно так его позиционировали окружные власти во главе с губернатором Дмитрием Кобылкиным, впоследствии занявшим пост министра природных ресурсов РФ. Все начиналось красиво: Кобылкин ездил в Финляндию перенимать опыт, а финны, в свою очередь, приезжали на Ямал. Результатом совместной работы стал красивый, добротный проект – с виртуальными аквапарком, искусственными островам, водопадами, джакузи под открытым небом, ледяным рестораном, парком ледяных скульптур…
Но красивым он остался только на бумаге. По факту же было построено нечто среднее между постоялым двором и загородной базой невысокого уровня, и, кроме как корпоративов с караоке, комплекс оказался мало для чего пригоден. В таком виде «Ямалкан» проработал недолго и уже в 2016 году закрылся.
С начала строительства туркомплекс был втянут в коррупционные скандалы — часть денег оказалась разворована. После закрытия «Ямалкана» власти округа обвинили АНО «КАН» в нецелевом использовании бюджетных средств. В арбитражное дело вступил департамент экономики ЯНАО, который потребовал от «КАН» вернуть субсидию.
Ямальские бюрократы не раз заявляли, что намерены сохранить комплекс – в том числе, ради создания базы для патриотического воспитания детей. Тем не менее, по сведениям редакции «Компромат-Урал», в 2018 году были предприняты попытки распродать оставшееся ликвидное имущество «Ямалкана» по частям. На торги выставили дома-вагоны, стоимость каждого варьировалась от 350 до 700 тысяч рублей. Покупать их не спешили, и торги были признаны несостоявшимися.
«История с «Ямалканом» вскрыла новые подробности взаимоотношений ямальской элиты – семейства Игоря Нака и губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрия Артюхова…
Семейный подряд Игоря Нака, являющего депутатом Тюменской области и владельцем «Ямалтрансстрой, а еще известного своей фразой «воровать у государства надо красиво», кажется, красочно проиллюстрировал данные слова.
За бесценок он приобрел скандальный спорткомплекс «Ямалкан», в который вливались сотнями миллионов бюджетные деньги еще при экс-губернаторе ЯНАО, а ныне министре природных ресурсов Дмитрии Кобылкине.
Продолжатель его линии – действующий молодой глава Дмитрий Артюхов, похоже, и далее лоббирует интересы семейного подряда Нака, выдавая ему крупные дорожные проекты. И это даже несмотря на то, что в своё время имя семейства было замешано в уголовном деле по хищениям денег у «Газпрома». Впрочем, с последней корпорацией Нак по-прежнему на короткой ноге.
Объявленная распродажа
Спортивный комплекс «Ямалкан» разбазаривают за бесценок. По заниженной в 13 раз стоимости на торгах было отдано здание турбазы и право арендовать прилегающую землю. За это победитель тендера ООО «Проектстройсервис» отдало 11,5 млн рублей. Как шутили злопыхатели, отдали по цене двух бамовских квартир.
Примечательно, что ООО «Проектстройсервис» – компания, с которой очень дружны власти. По крайней мере, ей они отдают госконтракты, коих отработала организация уже почти на 200 млн рублей. Причём выручка подпрыгнула в 2019 году, и составляет 157 млн рублей, а прибыль – 21 млн рублей. Уж не с подачи ли губернатора ЯНАО Дмитрия Артюхова, который к этому времени уже освоился с местным бизнесом?
Учредители ООО «Проектстройсервис» – Дмитрий Король и Максим Лясин. Оба бизнесмена тесно связаны с семьёй Нак: вместе они владеют и управляют активами.
Так, например, Король вместе с Владимиром Игоревичем Наком владеет ООО «Терраскай». Вот только бизнес идёт как-то не очень – фирма в убытке на 147 тыс. рублей.
Дмитрия Короля и Максима Лясина окружают сплошь убыточные компании, будто из них выводят средства. Например, ООО «Ямалтранстрой», которой руководит Дмитрий Король, а учредителем является Елена Нак, с убытком 202 тыс. рублей. Или ООО «Паланга Трэвел Клаб» с убытком 116 тыс. рублей.
Максим Лясин является гендиректором АО «Ямалтрансстрой», тоже в убытке – 172 тыс. рублей. А учредитель – ещё одна крупная компания ООО «Ямалфинанс» Наков, где финансовые показатели по сравнению с остальными просто шикарные: выручка – 58 млн рублей, а прибыль – 8,6 млн рублей.
Стоит отметить, что распродажа имущества «Ямалкана» началась ещё ранее. За спорткомплексом числился дорогостоящий транспорт: автобусы, снегоходы и прочее. Его выставили на продажу, и одним из покупателей оказался Ислам Абдулаев, косвенно связанный с Виталием Дорошенко, одним из учредителей АНО «КАН» (владелец комплекса). Как позже выяснилось в суде, Абдулаев не заплатил ни копейки. А сам из себя он представляет одиозную личность: был судим за разбой, участвовал в перестрелке с экс-омоновцем Денисом Чернышевым, писало РИА «Новый день». Как же так ему подфартило?
Наследство Кобылкина перешло к Артюхову
Спорткомплекс «Ямалкан» был построен в 2013 году. Проект реализовывался в том числе по личной инициативе бывшего губернатора ЯНАО Дмитрия Кобылкина: комплекс планировали использовать как центр для проведения гонок на снегоходах, которые власти ЯНАО хотели сделать брендом региона.
«Ямалкан» в народе назвали памятником коррупции
На строительство была выделена госсубсидия в 350 млн рублей, однако спустя три года её уже пришлось взыскивать через суд. По сути, спорткомплекс не использовался по назначению и фактически работал как развлекательный центр, писало «Ура.ру».
АНО «КАН» ещё и проиграло суд строительной компании «Партнер Групп», не получившей деньги за выполненные работы. В 2017 году арбитражный суд ЯНАО признал АНО «КАН» банкротом.
Видимо, сейчас остатки разворованного наследства от Кобылкина продолжает реализовывать нынешний глава Дмитрий Артюхов?
Империя Нака, Артюхова и связь с «Газпромом»
Бизнес Игоря Нака ощущает себя вольготно на Ямале. В конце августа этого года по низкой цене в 30 млн рублей «Проектстройсервис» выкупил производственную базу несостоятельного АО «Арктикнефтегазстрой». В перечень приобретенных объектов вошли два отапливаемых склада, котельная, наружные сети тепло- и водоснабжения, производственно-диспетчерский пункт и арочный склад, писала «Правда УрФО». Впрочем, удачную сделку ещё связывают с тем, что «Арктикнефтегазстрой» могло быть аффилировано с бывшим членом правления «Газпрома» Ярославом Голко.
В целом, Игоря Нака называют миллиардером, который сделал свое состояние на подрядах у «Газпрома», строя для монополии железные дороги и мосты на Ямале. Он потомственный мостостроитель, начинавший работать под началом своего отца Владимира Нака.
Игорь Нак «водит» дружбу с нужными людьми
Тесная спайка Нака и Артюхова видна невооружённым глазом. Игорь Нак — депутат Тюменской областной думы, первым заместителем председателя которой является Андрей Артюхов – папа нынешнего ямальского губернатора, а его сын – Григорий Нак — заместитель председателя молодежного правительства ЯНАО, возглавляемого губернатором Дмитрием Артюховым. Так что потенциал удачливой династии ямальских строителей не исчерпан.
Лояльность властей подтверждается размахом на многомиллионные контракты, получаемые акционерным обществом «Ямалтрансстрой». При Артюхове «Ямалтрансстрой» получил муниципальный контракт стоимостью 645,5 млн рублей на реконструкцию Объездной дороги в Салехарде, а точнее небольшого её отрезка, протяженностью чуть более пятисот метров. При этом компания Нака стала единственным участником торгов.
Особенно удачно с получением муниципальных подрядов складывается для Наков ситуация в родных Лабытнангах. Только в прошлом году на городских дорогах «Ямалтрансстрой» заработал порядка 1 млрд 300 млн рублей, писало ИА «ЯмалПро».
«Воровать надо красиво»
Игорь Нак «прославился» разными поступками. Чего стоит одна только фраза «воровать у государства надо красиво». А произнесена она была в бытность уголовного дела по факту о хищении и отмывании 800 млн рублей у «Газпрома».
Тогда Лабытнангский горсуд со второй попытки вынес приговор топ-менеджерам ОАО «Мостострой-13»: Владимиру Горшкову, Игорю Босого и Александру Юдину. Все они получили условные сроки, несмотря на то, что до отмены приговора в суде ЯНАО горсуд приговаривал их к реальному лишению свободы, писал «Коммерсант».
Громкие разоблачения начались в 2010 году, когда один из акционеров МС-13 (входил в состав холдинга «Ямалтрансстрой») Павел Небов открыто обвинил в интервью «Ура.ру» собственника «Ямалтрансстроя» Игоря Нака в создании крупной и устойчивой ОПГ для системного хищения крупных денежных средств «Газпрома», которые выделялись на строительство новой железной дороги.
По версии Небова, «Ямалтрансстрой» включал в себя порядка полусотни фирм, а реально в строительстве ЖД-ветки участвовало не более десятка компаний. Остальные же занимались хищением денег «Газпрома» по фиктивным договорам.
Видимо сейчас для династии Нака пришло второе рождение благодаря «грамотной» политики Артюхова? Оптимизма, кончено, это не внушает», - мрачно подытоживает издание СМИ «УтроНьюс» в материале под заголовком «Ямалкан» с любовью Наку от Артюхова».
Редакция «Компромат-Урал» следит за развитием ситуации и остаётся на связи с читателями: kompromat-ural@protonmail.com
Обзор темы – Николай Зенков
«Компромат-Урал»


Другие публикации
10.06.2025
Свердловский областной суд начал рассматривать по существу дело Марселя Гасанова, обвиняемого в занятии высшего положения в преступной иерархии и других преступлениях. Следствие считает, что «смотрящим» за областью его назначили криминальные авторитеты Захарий Калашов (Шакро Молодой) и Бадри Когуашвили (Бадри Кутаисский). По данным редакции «Компромат-Урал», подсудимый Гасанов уже заявил, что его подставил сотрудник ФСБ, приходившийся ему другом: «Мы сами угораем: два друга поругались, этим воспользовались наши хейтеры и вывалили всё».
10 июня 2025 гола суд приступил к рассмотрению уголовного дела Марселя Гасанова. Согласно обвинению, оглашенному прокурором, Марсель Гасанов приобщился к тюремной культуре до 2016 года, когда отбывал семилетний срок за разбой (ст. 162 УК). По утверждению прокурора, фигурант обладал решительностью, коммуникабельностью, настойчивостью и «создал себе безупречную криминальную репутацию и непререкаемый авторитет».
Как утверждает следствие, в сентябре 2024 года «воры в законе» Захарий Калашов (Шакро Молодой) и Бадри Когуашвили (Бадри Кутаисский) назначили Марселя Гасанова «смотрящим» за Свердловской областью.
23.05.2025
«Ростех» не для тех. Госкорпорация выводит активы бенефициарам, связанным с Сергеем Чемезовым
Сергей Чемезов продолжает "раздавать" активы "Ростеха" близким людям. Не так ли "Сибсельмаш" оказался под контролем семьи сенатора Сергея Муратова, аффилированного с силовым блоком, - задаются вопросом публичные источники, на которые обратила внимание редакция «Компромат-Урал». АО "НПО Курганприбор", производящее оружие и технику для ВС РФ, выкупило на торгах имущественный комплекс новосибирского завода ОАО "Сибсельмаш-Спецтехника", ранее находившийся на балансе "Ростеха". Стоимость сделки составила очень скромные для такого гиганта 307 млн рублей.
В недалеком прошлом "Сибсельмаш" был ключевым предприятием по созданию сельхозтехники в РФ. Это важный актив для российской экономики. Тем не менее, "Ростех" под руководством Сергея Чемезова решил не оздоравливать завод, чтобы поддержать отечественное производство, а банально "выйти в кэш".
Торги могли носить фиктивный характер - ни о какой реальной конкуренции на них не могло идти и речи. До торгов допустили лишь двух участников - НПО "Курганприбор" и ООО "Третейское право". Примечательно, что оба интересанта - из Кургана.
16.05.2025
Чёрные дыры белозёровщины. Печальные итоги 10-летия ставленника Ротенбергов во главе РЖД
ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) – государственный транспортный монополист и один из крупнейших получателей бюджетных средств. Однако за последние годы (2022–2025) компания оказалась в центре множества коррупционных скандалов.
Выявлены схемы хищения десятков миллиардов рублей, злоупотребления при закупках, завышение стоимости проектов и использование служебного положения в личных интересах. Эти факты подкреплены официальными расследованиями, судебными материалами и журналистскими разоблачениями – и представляют такую степень детализации и достоверности, что их невозможно игнорировать ни правоохранительным органам, ни общественности.
Ниже приводится аналитический доклад журналистского расследования, обобщающий самые громкие случаи и системные проблемы. В центре внимания - политика гендиректора РЖД Олега Белозёрова и её влияние на грузоперевозки и инвестиции; сомнительные проекты в сфере инфраструктуры (особенно связанные с группой компаний «1520»); деятельность заместителя гендиректора Сергея Чаркина и его роль в закупках; многочисленные нарушения Федерального закона №223-ФЗ о закупках и пассивность надзорных органов; а также прямые и косвенные доказательства вовлечённости руководства РЖД и аффилированных лиц в коррупционные схемы.