C 12.03.2018 комментарии принимаются только на эл. почту редакции:
kompromat-ural@pm.me
Богохульство наживы ради. Екатеринбургские рестораторы и ритейлеры пошли по пути Pussy Riot

5.09.2014
В центре Уральского федерального округа разгорается скандал на религиозной почве. Как передает обозреватель портала «Компромат-Урал», в нескольких гламурных магазинах и ресторанах Екатеринбурга появились «карикатуры на иконы»: богомольные образы использованы для юмористических коллажей, которые размещены даже в помещениях туалетов «продвинутых» заведений. Владельцы других бизнес-центров оказались осмотрительнее и не стали заигрывать с православной тематикой. Но смельчаки, напротив, считают провокационную рекламную акцию особым выражением эстетического вкуса, в котором нет ничего предосудительного. Между тем, оскорбленные верующие уже обратились к прокурору Свердловской области Сергею Охлопкову и генпрокурору Юрию Чайке с требованием оценить вопиющий «креатив» в уголовно-правовой плоскости…
ИКОНЫ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ КУХОННОЙ УТВАРИ В РЕСТОРАНАХ ЕКАТЕРИНБУРГА ГРОЗЯТ ИХ СОЗДАТЕЛЯМ УГОЛОВКОЙ
Иконы с изображением штопора, соковыжималки и других предметов появились в барах и ресторанах Екатеринбурга - не только в залах, но и в туалетах над умывальниками. Явились они как рекламная акция дизайн-бутика DesignBoom, а создателями их оказалось креативное агентство StreetArt. Слух о кощунственном рекламном акте дошел уже до Москвы, и теперь православные верующие всей страны готовят заявления в прокуратуру...
«Во избавление от мучения в поисках подарка» - гласит надпись на рекламных иконах, выполненная, по церковной традиции, по бокам изображения. Под ним на продукте деятельности екатеринбургских креативщиков расположена надпись «Купи и подари», отсылающая к знаменитой подписи «Спаси и сохрани». По признанию креативного директора агентства StreetArt Александра Пархоменко, «Купи и подари» можно назвать рекламным слоганом, и вместе с остальными подписями и изображениями это является лишь обыгрыванием формы.
«Мы в этой работе не затронули образ ни одного святого, а просто поработали с формой. Многие вещи, которые продают в магазине, для которого мы выполнили рекламу, создавали очень известные дизайнеры, и их можно назвать «иконами дизайна». Не скажу, что поклоняются им, но вышла идея именно из этого речевого оборота», - поделился Александр Пархоменко.
Развешены эти картинки в залах и туалетах пока лишь в четырех ресторанных заведениях города - дорогих, «современных и модных», по словам директора рекламируемого магазина Александра Рашковского.
«Разместили там, где у собственников нет проблем с ханжеством. Еще планировалось поместить нашу рекламу в различных офисных центрах бизнес-класса, типа «Высоцкого», но в некоторых из них собственники все-таки побоялись. Причем побоялись именно реакции, их лично самих это никак не смущало», - заявил Рашковский.
Директор екатеринбургского магазина, по собственному признанию, является человеком верующим и крещеным, однако никакой связи между рекламными иконами и православной церковью не наблюдает. По мнению Александра Рашковского, дизайнеры всего лишь изобразили кухонные предметы в старославянском стиле.
«У нас была цель донести до людей, что в мире потребительства существуют не просто вещи, а легенды, иконы, в которые было вложено все мастерство и знание дизайнера. Точно так же, как можно использовать слово икона, мы и нарисовали икону - в другом контексте. То есть именно так словосочетание «икона дизайна» увидели дизайнеры агентства Streetart», - пояснил Рашковский.
Между тем для верующих людей икона является не просто словом или изображением святого. По словам руководителя отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии отца Алексея Кульберта, икона дает возможность «земными красками и средствами отобразить неземные реалии» и является одним из «окон», через которое «мы открываем Творца».
«Торгуя дешевыми поделками, стиль которых «вырезан» из иконописной традиции, можно заработать немного денег. Можно повеселить некоторое время публику. Можно на скандале прорекламироваться. Какова цена этого бизнес-богохульства? Будет ли счастье тому, кто вырезал из иконы таинственное божественное и, надругавшись, вставил штопор с зубочисткой? Будет ли счастье тому, кто это купил и выставил на всеобщее обозрение? Нет! Трагедии тех, кто насмеявшись над святыней, не сможет это святое найти в своей жизни, будут на этих горе-бизнесменах... В конце этого пути, увы, смерть и встреча с Творцом, любовь которого так задешево обсмеяли и продали», - разъяснил отец Алексей Кульберт.
Провокационная реклама не могла не обратить на себя внимания многих православных россиян. Благодаря соцсетям и активным гражданам фотографии размещенной рекламы уже облетели страну и вызвали возмущения общественности.
«Иконопочитание - это не какой-то там фетиш христианина, а способ общения с Богом. Когда его так издевательски высмеивают и используют в корыстных целях - это возмущает. Традиция иконопочитания сложилась на Руси с давних времен и ее необходимо соблюдать, нельзя позволять опускать. Она влияет на всех, потому что если человек, к примеру, придет в кафе и увидит это изображение, какое у него будет мнение о духовном?», - прокомментировала участница православного общественного движения «Божья воля» и российского клуба православных меценатов Анна Поклонская.
Даже среди дизайнерского сообщества оценка подобных творческих изощрений оказалась однозначно порицающей. По словам заведующего кафедрой индустриального дизайна УрГАХА, профессора, кандидата искусств, члена правления Свердловского отделения союза дизайнеров России Валерия Курочкина, обращаться к религиозной тематике в творчестве можно, но очень аккуратно, так как эта сфера является социально значимой.
«У нас, дизайнеров, конечно, существует и профессиональная этика, и профессиональный кодекс. Я считаю, что такая реклама, а тем более ее размещение в барах и туалетах, совершенно некорректна. Нельзя святые, духовные вещи употреблять всуе и заталкивать куда-то подобным образом», - поделился мнением Валерий Курочкин.
Пояснения рекламщиков об использовании лишь формы иконы без затрагивания ее сути общественность принять не готова.
«Мне кажется, люди, создавшие эту рекламу, просто не понимают, что стиль иконописи, который мы переняли у Византии, является не просто одним из направлений живописи. Это нечто более глубокое, метафизически более осмысленное, и его нельзя использовать в рекламных целях», - считает Анна Поклонская.
По ее словам, уже более десятка человек подали заявления на имя генерального прокурора РФ Юрия Чайки и прокурора Свердловской области Сергея Охлопкова. В них указано, что выпуск икон с изображением кухонных принадлежностей (штопор, мясорубка, вилка) является грубым святотатством и кощунством, «так как оскверняет образ святых икон, является язвительной насмешкой и издевательством, показывающими явное неуважение к православной церкви». Действия агентства StreetArt и магазина DesignBoom в заявлениях предлагается квалифицировать по ч. 1 ст. 148 УК РФ («Нарушение права на свободу совести и вероисповедания»).
Отметим, что, по этой статье, публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих, наказываются штрафом до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы, а также иного дохода осужденного за период до двух лет. Кроме того, существует вариант замены штрафа на обязательные работы сроком до 240 часов либо принудительными работами сроком до одного года, а также лишение свободы на тот же срок.


Другие публикации
2.07.2025
Обструкция от ФСБ для олигарха Струкова. Долларового миллиардера готовят к национализации?
Сотрудники региональных управлений ФСБ и СК в Челябинской области пришли с обысками в офисы золотодобывающей компании «Южуралзолото», сообщили источники, изученные редакцией «Компромат-Урал», со ссылкой на пресс-службу ФСБ в регионе 2 июля.
Обыски связаны с ранее выявленными нарушениями правил охраны окружающей среды, промышленной безопасности и эксплуатации промышленных объектов на земельных участках «ЮГК», расположенных в Пластовском и Еткульском районах региона.
Источник в правоохранительных органах сообщает, что за последние годы на предприятиях погибли шесть сотрудников, что косвенно подтверждает факт халатного отношения должностных лиц «Южуралзолота» к требованиям промышленной безопасности.
23.06.2025
Арбитражный суд Курганской области арестовал имущество челябинской дорожной компании ООО «ПКФ “Глобус”» в пределах 143 млн руб. Как стало известно редакции «Компромат-Урал», такие обеспечительные меры приняты по иску ГКУ «Курганавтодор». Госучреждение требует от подрядчика возместить убытки за некачественный ремонт дороги в Шадринском округе. В прошлом году заказчик досрочно расторг госконтракт и инициировал включение подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков. ПКФ «Глобус» оказалось замешано в нескольких коррупционных уголовных делах в Челябинской и Курганской областях, его учредитель Мясник Закоян арестован по обвинению в даче взятки.
Государственное казённое учреждение «Курганавтодор» требует 142,8 млн руб. с ООО «Производственно-коммерческая фирма “Глобус”» (Челябинск). Арбитражный суд Курганской области принял исковое заявление к рассмотрению на прошлой неделе. Одновременно удовлетворено ходатайство истца об аресте имущества ответчика в пределах суммы требований. Определения суда опубликованы в картотеке арбитражных дел.
18.06.2025
Редакция «Компромат-Урал» обратила внимание, что телеграм-канал «Blackmirror», занимающийся продажей хакерской информации, установил рекорд, всего за три часа продав представителям путинского долларового миллиардера Алишера Усманова связанный с Усмановым контент. Оперативно выкупленные файлы представляют собой документы и переписку, полученные в результате взлома электронной почты доктора юридических наук, заведующего сектором Института государства и права РАН Николая Крылова, считающегося не просто доверенным лицом Усманова, но автором финансовых схем, направленных на обход Усмановым западных экономических санкций.
Сам олигарх вскоре после начала СВО, изображая дистанцирование от России, обосновался в родном для него Узбекистане, где финансирует строительство Центра исламской цивилизации. Он развёлся со своей супругой Ириной Винер-Усмановой – президентом Всероссийской федерации художественной гимнастики и безуспешно попытался оспорить введенные в отношении него санкции Евросоюза. Тем не менее, ЕС и Швейцария сняли экономические ограничения с сестры миллиардера Гульбахор Исмаиловой, которую германские СМИ называли владельцем арестованной в порту Гамбурга супер-яхты «Dilbar». В итоге выяснилось, что «Dilbar» де-юре принадлежит трасту, учрежденному Усмановым «в целях планирования наследства», причём распоряжаться активами якобы не имеют права ни сам олигарх, ни его сестра.