C 12.03.2018 комментарии принимаются только на эл. почту редакции:
kompromat-ural@pm.me
Богохульство наживы ради. Екатеринбургские рестораторы и ритейлеры пошли по пути Pussy Riot

5.09.2014
В центре Уральского федерального округа разгорается скандал на религиозной почве. Как передает обозреватель портала «Компромат-Урал», в нескольких гламурных магазинах и ресторанах Екатеринбурга появились «карикатуры на иконы»: богомольные образы использованы для юмористических коллажей, которые размещены даже в помещениях туалетов «продвинутых» заведений. Владельцы других бизнес-центров оказались осмотрительнее и не стали заигрывать с православной тематикой. Но смельчаки, напротив, считают провокационную рекламную акцию особым выражением эстетического вкуса, в котором нет ничего предосудительного. Между тем, оскорбленные верующие уже обратились к прокурору Свердловской области Сергею Охлопкову и генпрокурору Юрию Чайке с требованием оценить вопиющий «креатив» в уголовно-правовой плоскости…
ИКОНЫ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ КУХОННОЙ УТВАРИ В РЕСТОРАНАХ ЕКАТЕРИНБУРГА ГРОЗЯТ ИХ СОЗДАТЕЛЯМ УГОЛОВКОЙ
Иконы с изображением штопора, соковыжималки и других предметов появились в барах и ресторанах Екатеринбурга - не только в залах, но и в туалетах над умывальниками. Явились они как рекламная акция дизайн-бутика DesignBoom, а создателями их оказалось креативное агентство StreetArt. Слух о кощунственном рекламном акте дошел уже до Москвы, и теперь православные верующие всей страны готовят заявления в прокуратуру...
«Во избавление от мучения в поисках подарка» - гласит надпись на рекламных иконах, выполненная, по церковной традиции, по бокам изображения. Под ним на продукте деятельности екатеринбургских креативщиков расположена надпись «Купи и подари», отсылающая к знаменитой подписи «Спаси и сохрани». По признанию креативного директора агентства StreetArt Александра Пархоменко, «Купи и подари» можно назвать рекламным слоганом, и вместе с остальными подписями и изображениями это является лишь обыгрыванием формы.
«Мы в этой работе не затронули образ ни одного святого, а просто поработали с формой. Многие вещи, которые продают в магазине, для которого мы выполнили рекламу, создавали очень известные дизайнеры, и их можно назвать «иконами дизайна». Не скажу, что поклоняются им, но вышла идея именно из этого речевого оборота», - поделился Александр Пархоменко.
Развешены эти картинки в залах и туалетах пока лишь в четырех ресторанных заведениях города - дорогих, «современных и модных», по словам директора рекламируемого магазина Александра Рашковского.
«Разместили там, где у собственников нет проблем с ханжеством. Еще планировалось поместить нашу рекламу в различных офисных центрах бизнес-класса, типа «Высоцкого», но в некоторых из них собственники все-таки побоялись. Причем побоялись именно реакции, их лично самих это никак не смущало», - заявил Рашковский.
Директор екатеринбургского магазина, по собственному признанию, является человеком верующим и крещеным, однако никакой связи между рекламными иконами и православной церковью не наблюдает. По мнению Александра Рашковского, дизайнеры всего лишь изобразили кухонные предметы в старославянском стиле.
«У нас была цель донести до людей, что в мире потребительства существуют не просто вещи, а легенды, иконы, в которые было вложено все мастерство и знание дизайнера. Точно так же, как можно использовать слово икона, мы и нарисовали икону - в другом контексте. То есть именно так словосочетание «икона дизайна» увидели дизайнеры агентства Streetart», - пояснил Рашковский.
Между тем для верующих людей икона является не просто словом или изображением святого. По словам руководителя отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии отца Алексея Кульберта, икона дает возможность «земными красками и средствами отобразить неземные реалии» и является одним из «окон», через которое «мы открываем Творца».
«Торгуя дешевыми поделками, стиль которых «вырезан» из иконописной традиции, можно заработать немного денег. Можно повеселить некоторое время публику. Можно на скандале прорекламироваться. Какова цена этого бизнес-богохульства? Будет ли счастье тому, кто вырезал из иконы таинственное божественное и, надругавшись, вставил штопор с зубочисткой? Будет ли счастье тому, кто это купил и выставил на всеобщее обозрение? Нет! Трагедии тех, кто насмеявшись над святыней, не сможет это святое найти в своей жизни, будут на этих горе-бизнесменах... В конце этого пути, увы, смерть и встреча с Творцом, любовь которого так задешево обсмеяли и продали», - разъяснил отец Алексей Кульберт.
Провокационная реклама не могла не обратить на себя внимания многих православных россиян. Благодаря соцсетям и активным гражданам фотографии размещенной рекламы уже облетели страну и вызвали возмущения общественности.
«Иконопочитание - это не какой-то там фетиш христианина, а способ общения с Богом. Когда его так издевательски высмеивают и используют в корыстных целях - это возмущает. Традиция иконопочитания сложилась на Руси с давних времен и ее необходимо соблюдать, нельзя позволять опускать. Она влияет на всех, потому что если человек, к примеру, придет в кафе и увидит это изображение, какое у него будет мнение о духовном?», - прокомментировала участница православного общественного движения «Божья воля» и российского клуба православных меценатов Анна Поклонская.
Даже среди дизайнерского сообщества оценка подобных творческих изощрений оказалась однозначно порицающей. По словам заведующего кафедрой индустриального дизайна УрГАХА, профессора, кандидата искусств, члена правления Свердловского отделения союза дизайнеров России Валерия Курочкина, обращаться к религиозной тематике в творчестве можно, но очень аккуратно, так как эта сфера является социально значимой.
«У нас, дизайнеров, конечно, существует и профессиональная этика, и профессиональный кодекс. Я считаю, что такая реклама, а тем более ее размещение в барах и туалетах, совершенно некорректна. Нельзя святые, духовные вещи употреблять всуе и заталкивать куда-то подобным образом», - поделился мнением Валерий Курочкин.
Пояснения рекламщиков об использовании лишь формы иконы без затрагивания ее сути общественность принять не готова.
«Мне кажется, люди, создавшие эту рекламу, просто не понимают, что стиль иконописи, который мы переняли у Византии, является не просто одним из направлений живописи. Это нечто более глубокое, метафизически более осмысленное, и его нельзя использовать в рекламных целях», - считает Анна Поклонская.
По ее словам, уже более десятка человек подали заявления на имя генерального прокурора РФ Юрия Чайки и прокурора Свердловской области Сергея Охлопкова. В них указано, что выпуск икон с изображением кухонных принадлежностей (штопор, мясорубка, вилка) является грубым святотатством и кощунством, «так как оскверняет образ святых икон, является язвительной насмешкой и издевательством, показывающими явное неуважение к православной церкви». Действия агентства StreetArt и магазина DesignBoom в заявлениях предлагается квалифицировать по ч. 1 ст. 148 УК РФ («Нарушение права на свободу совести и вероисповедания»).
Отметим, что, по этой статье, публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих, наказываются штрафом до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы, а также иного дохода осужденного за период до двух лет. Кроме того, существует вариант замены штрафа на обязательные работы сроком до 240 часов либо принудительными работами сроком до одного года, а также лишение свободы на тот же срок.


Другие публикации
10.06.2025
Свердловский областной суд начал рассматривать по существу дело Марселя Гасанова, обвиняемого в занятии высшего положения в преступной иерархии и других преступлениях. Следствие считает, что «смотрящим» за областью его назначили криминальные авторитеты Захарий Калашов (Шакро Молодой) и Бадри Когуашвили (Бадри Кутаисский). По данным редакции «Компромат-Урал», подсудимый Гасанов уже заявил, что его подставил сотрудник ФСБ, приходившийся ему другом: «Мы сами угораем: два друга поругались, этим воспользовались наши хейтеры и вывалили всё».
10 июня 2025 гола суд приступил к рассмотрению уголовного дела Марселя Гасанова. Согласно обвинению, оглашенному прокурором, Марсель Гасанов приобщился к тюремной культуре до 2016 года, когда отбывал семилетний срок за разбой (ст. 162 УК). По утверждению прокурора, фигурант обладал решительностью, коммуникабельностью, настойчивостью и «создал себе безупречную криминальную репутацию и непререкаемый авторитет».
Как утверждает следствие, в сентябре 2024 года «воры в законе» Захарий Калашов (Шакро Молодой) и Бадри Когуашвили (Бадри Кутаисский) назначили Марселя Гасанова «смотрящим» за Свердловской областью.
23.05.2025
«Ростех» не для тех. Госкорпорация выводит активы бенефициарам, связанным с Сергеем Чемезовым
Сергей Чемезов продолжает "раздавать" активы "Ростеха" близким людям. Не так ли "Сибсельмаш" оказался под контролем семьи сенатора Сергея Муратова, аффилированного с силовым блоком, - задаются вопросом публичные источники, на которые обратила внимание редакция «Компромат-Урал». АО "НПО Курганприбор", производящее оружие и технику для ВС РФ, выкупило на торгах имущественный комплекс новосибирского завода ОАО "Сибсельмаш-Спецтехника", ранее находившийся на балансе "Ростеха". Стоимость сделки составила очень скромные для такого гиганта 307 млн рублей.
В недалеком прошлом "Сибсельмаш" был ключевым предприятием по созданию сельхозтехники в РФ. Это важный актив для российской экономики. Тем не менее, "Ростех" под руководством Сергея Чемезова решил не оздоравливать завод, чтобы поддержать отечественное производство, а банально "выйти в кэш".
Торги могли носить фиктивный характер - ни о какой реальной конкуренции на них не могло идти и речи. До торгов допустили лишь двух участников - НПО "Курганприбор" и ООО "Третейское право". Примечательно, что оба интересанта - из Кургана.
16.05.2025
Чёрные дыры белозёровщины. Печальные итоги 10-летия ставленника Ротенбергов во главе РЖД
ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) – государственный транспортный монополист и один из крупнейших получателей бюджетных средств. Однако за последние годы (2022–2025) компания оказалась в центре множества коррупционных скандалов.
Выявлены схемы хищения десятков миллиардов рублей, злоупотребления при закупках, завышение стоимости проектов и использование служебного положения в личных интересах. Эти факты подкреплены официальными расследованиями, судебными материалами и журналистскими разоблачениями – и представляют такую степень детализации и достоверности, что их невозможно игнорировать ни правоохранительным органам, ни общественности.
Ниже приводится аналитический доклад журналистского расследования, обобщающий самые громкие случаи и системные проблемы. В центре внимания - политика гендиректора РЖД Олега Белозёрова и её влияние на грузоперевозки и инвестиции; сомнительные проекты в сфере инфраструктуры (особенно связанные с группой компаний «1520»); деятельность заместителя гендиректора Сергея Чаркина и его роль в закупках; многочисленные нарушения Федерального закона №223-ФЗ о закупках и пассивность надзорных органов; а также прямые и косвенные доказательства вовлечённости руководства РЖД и аффилированных лиц в коррупционные схемы.