C 12.03.2018 комментарии принимаются только на эл. почту редакции:
kompromat-ural@pm.me
Банк всегда прав! Утаивать излишки, ошибочно выданные кассиром, бесполезно – все равно придется вернуть

15.01.2015
В столице южного Урала обсуждается необычный случай, произошедший в одном из местных офисов Сбербанка. Как передает обозреватель проекта «Компромат-Урал», кассир банка по ошибке выдала клиенту «Сбера» сумму, вдвое больше положенной: 400 тысяч рублей вместо 200. Гражданин оказался честным и героически вернул банку случайную «надбавку», - примерно так оценили поступок челябинца городские СМИ. Вместе с тем, поведение посетителя банка проще объяснить вовсе не джентльменским благородством, а элементарным благоразумием. Как утверждают эксперты, современное оборудование, которым напичканы банковские отделения, при проверке позволяет идентифицировать клиента, который получил лишние деньги. И если у кого-то возникнет понятное желание их прикарманить, то «счастливый» куш в любом случае придется вернуть, но уже принудительно, по статье «Неосновательное обогащение».
ЧЕЛЯБИНЕЦ СПАС КАССИРА ОТ САНКЦИЙ
Челябинцу Артему Михееву в отделении Сбербанка по ошибке выдали вместо 200 тысяч рублей в два раза большую сумму. Перед клиентом встал выбор – вернуть деньги или списать ошибку на кассира. Молодой человек поступил по совести и возвратил лишние деньги. Имел ли он право оставить «излишек» себе, чем грозила случайная ошибка кассиру и как в такой ситуации действует банк…
Как рассказал в разговоре с нашим сайтом Артем Михеев, в отделение банка на улице Братьев Кашириных, 34 он пришел из-за того, что снять необходимую сумму в банкомате не получилось. Кассир выдал деньги и вручил квитанцию на 200 тысяч рублей. Пересчитывать купюры молодой человек не стал – раньше его никогда не обсчитывали. В гостях у друга выяснилось, что произошла ошибка. На руках у Артема оказалось 400 тысяч рублей. Не раздумывая, мужчина отправился обратно и буквально через полчаса подошел к тому же кассиру Сбербанка, который выдал деньги.
«Сомнений даже не было – эти деньги получены по ошибке, – объясняет Артем Михеев. – Не хотелось наживаться на чужом горе, ведь понятно, что недостачу будет возвращать сам кассир. С их зарплатой много не заработаешь, а 200 тысяч – крупная сумма. Когда подошел к кассиру-девушке, она сначала даже не поняла, что происходит. Засмущалась от вопроса «Вы много зарабатываете?» Потом я все объяснил и вернул деньги. Девушка была очень обрадована и поблагодарила за честность».
Похожий эпизод произошел в сентябре 2013 года. Тогда челябинец при получении денежного перевода на 50 тыс. руб. получил на 5 тыс. больше. Однако в той истории клиент отказался возвращать деньги, потратив лишнюю сумму на собственные нужды.
Пресс-служба Уральского банка ОАО «Сбербанк России» выразила признательность добропорядочному клиенту за честность и сознательность. «Сотрудница банка, действительно, допустила ошибку и выдала клиенту денежные средства больше той суммы, которую он должен был получить, – признались в банке. – К сожалению, такие ситуации, причиной которых становится человеческий фактор, могут произойти в деятельности любой организации. Этот случай для Сбербанка крайне редкий. Если бы клиент не вернул деньги сам, банк в тот же день обнаружил бы недостачу, установил время совершения ошибочной операции и таким образом выяснил личность клиента».
Как отметил пресс-секретарь ВТБ24 в УрФО Андрей Бочаров, обязывать и понуждать человека к каким-либо действиям в ВТБ24 не станут – банк работает по принципу «клиент всегда прав». Претензии могут быть предъявлены только при наличии весомых доказательств. В кассах этого банка имеется видеооборудование высокого класса, которое позволяет фиксировать случаи недостачи или выдачи большей суммы денег путем сличения реально выданной суммы с чеком или расходным ордером клиента. Поэтому при выявлении излишков или недостатка в кассе по итогам дня специалисты банка довольно просто определяют операцию, клиента и кассира, допустившего ошибку в расчетах.
«После этого специалисты банка перезванивают клиенту и решают вопрос возмещения средств, – пояснил Андрей Бочаров. – В доказательство излишне выданной суммы банк может предъявить клиенту видеоматериалы с камеры наблюдения. В свою очередь, если клиент раньше выявит недостачу или излишне полученную сумму, он может самостоятельно обратиться в банк с заявлением».
На основании ст. 1102 Гражданского кодекса РФ («Обязанность возвратить неосновательное обогащение») клиент, безосновательно получивший средства, должен их вернуть.
По словам ведущего юриста юридической фирмы «Гольцева, Данилевский и партнеры» Ольги Гольцевой, клиент в подобных ситуациях обязан возвратить лишнюю сумму. Такая ошибка кассиров весьма распространена, и для банков не составляет труда взыскать упущенные средства, поскольку за финансовыми операциями ведется тщательное видеонаблюдение.
«Если клиент получает не причитающиеся ему деньги, этот случай рассматривается как необоснованное обогащение, – подчеркнула Ольга Гольцева. – Аналогичная ситуация возникает при получении без должного основания имущества, не принадлежащего гражданину. Банк может не только вернуть причитающиеся себе деньги, но и получить компенсацию по 395 статье Гражданского кодекса. Более того, если клиент отказывается возвращать деньги, в дело могут вступить сотрудники правоохранительных органов. Когда спор дойдет до суда, гражданин рискует расстаться с деньгами банка, заплатить госпошлины и судебные издержки, а также уплатить процент приставам».
Егор Кулаков
«ChelFin.ru»


Другие публикации
10.06.2025
Свердловский областной суд начал рассматривать по существу дело Марселя Гасанова, обвиняемого в занятии высшего положения в преступной иерархии и других преступлениях. Следствие считает, что «смотрящим» за областью его назначили криминальные авторитеты Захарий Калашов (Шакро Молодой) и Бадри Когуашвили (Бадри Кутаисский). По данным редакции «Компромат-Урал», подсудимый Гасанов уже заявил, что его подставил сотрудник ФСБ, приходившийся ему другом: «Мы сами угораем: два друга поругались, этим воспользовались наши хейтеры и вывалили всё».
10 июня 2025 гола суд приступил к рассмотрению уголовного дела Марселя Гасанова. Согласно обвинению, оглашенному прокурором, Марсель Гасанов приобщился к тюремной культуре до 2016 года, когда отбывал семилетний срок за разбой (ст. 162 УК). По утверждению прокурора, фигурант обладал решительностью, коммуникабельностью, настойчивостью и «создал себе безупречную криминальную репутацию и непререкаемый авторитет».
Как утверждает следствие, в сентябре 2024 года «воры в законе» Захарий Калашов (Шакро Молодой) и Бадри Когуашвили (Бадри Кутаисский) назначили Марселя Гасанова «смотрящим» за Свердловской областью.
23.05.2025
«Ростех» не для тех. Госкорпорация выводит активы бенефициарам, связанным с Сергеем Чемезовым
Сергей Чемезов продолжает "раздавать" активы "Ростеха" близким людям. Не так ли "Сибсельмаш" оказался под контролем семьи сенатора Сергея Муратова, аффилированного с силовым блоком, - задаются вопросом публичные источники, на которые обратила внимание редакция «Компромат-Урал». АО "НПО Курганприбор", производящее оружие и технику для ВС РФ, выкупило на торгах имущественный комплекс новосибирского завода ОАО "Сибсельмаш-Спецтехника", ранее находившийся на балансе "Ростеха". Стоимость сделки составила очень скромные для такого гиганта 307 млн рублей.
В недалеком прошлом "Сибсельмаш" был ключевым предприятием по созданию сельхозтехники в РФ. Это важный актив для российской экономики. Тем не менее, "Ростех" под руководством Сергея Чемезова решил не оздоравливать завод, чтобы поддержать отечественное производство, а банально "выйти в кэш".
Торги могли носить фиктивный характер - ни о какой реальной конкуренции на них не могло идти и речи. До торгов допустили лишь двух участников - НПО "Курганприбор" и ООО "Третейское право". Примечательно, что оба интересанта - из Кургана.
16.05.2025
Чёрные дыры белозёровщины. Печальные итоги 10-летия ставленника Ротенбергов во главе РЖД
ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) – государственный транспортный монополист и один из крупнейших получателей бюджетных средств. Однако за последние годы (2022–2025) компания оказалась в центре множества коррупционных скандалов.
Выявлены схемы хищения десятков миллиардов рублей, злоупотребления при закупках, завышение стоимости проектов и использование служебного положения в личных интересах. Эти факты подкреплены официальными расследованиями, судебными материалами и журналистскими разоблачениями – и представляют такую степень детализации и достоверности, что их невозможно игнорировать ни правоохранительным органам, ни общественности.
Ниже приводится аналитический доклад журналистского расследования, обобщающий самые громкие случаи и системные проблемы. В центре внимания - политика гендиректора РЖД Олега Белозёрова и её влияние на грузоперевозки и инвестиции; сомнительные проекты в сфере инфраструктуры (особенно связанные с группой компаний «1520»); деятельность заместителя гендиректора Сергея Чаркина и его роль в закупках; многочисленные нарушения Федерального закона №223-ФЗ о закупках и пассивность надзорных органов; а также прямые и косвенные доказательства вовлечённости руководства РЖД и аффилированных лиц в коррупционные схемы.