C 12.03.2018 комментарии принимаются только на эл. почту редакции:
kompromat-ural@pm.me
Банк всегда прав! Утаивать излишки, ошибочно выданные кассиром, бесполезно – все равно придется вернуть
15.01.2015
В столице южного Урала обсуждается необычный случай, произошедший в одном из местных офисов Сбербанка. Как передает обозреватель проекта «Компромат-Урал», кассир банка по ошибке выдала клиенту «Сбера» сумму, вдвое больше положенной: 400 тысяч рублей вместо 200. Гражданин оказался честным и героически вернул банку случайную «надбавку», - примерно так оценили поступок челябинца городские СМИ. Вместе с тем, поведение посетителя банка проще объяснить вовсе не джентльменским благородством, а элементарным благоразумием. Как утверждают эксперты, современное оборудование, которым напичканы банковские отделения, при проверке позволяет идентифицировать клиента, который получил лишние деньги. И если у кого-то возникнет понятное желание их прикарманить, то «счастливый» куш в любом случае придется вернуть, но уже принудительно, по статье «Неосновательное обогащение».
ЧЕЛЯБИНЕЦ СПАС КАССИРА ОТ САНКЦИЙ
Челябинцу Артему Михееву в отделении Сбербанка по ошибке выдали вместо 200 тысяч рублей в два раза большую сумму. Перед клиентом встал выбор – вернуть деньги или списать ошибку на кассира. Молодой человек поступил по совести и возвратил лишние деньги. Имел ли он право оставить «излишек» себе, чем грозила случайная ошибка кассиру и как в такой ситуации действует банк…
Как рассказал в разговоре с нашим сайтом Артем Михеев, в отделение банка на улице Братьев Кашириных, 34 он пришел из-за того, что снять необходимую сумму в банкомате не получилось. Кассир выдал деньги и вручил квитанцию на 200 тысяч рублей. Пересчитывать купюры молодой человек не стал – раньше его никогда не обсчитывали. В гостях у друга выяснилось, что произошла ошибка. На руках у Артема оказалось 400 тысяч рублей. Не раздумывая, мужчина отправился обратно и буквально через полчаса подошел к тому же кассиру Сбербанка, который выдал деньги.
«Сомнений даже не было – эти деньги получены по ошибке, – объясняет Артем Михеев. – Не хотелось наживаться на чужом горе, ведь понятно, что недостачу будет возвращать сам кассир. С их зарплатой много не заработаешь, а 200 тысяч – крупная сумма. Когда подошел к кассиру-девушке, она сначала даже не поняла, что происходит. Засмущалась от вопроса «Вы много зарабатываете?» Потом я все объяснил и вернул деньги. Девушка была очень обрадована и поблагодарила за честность».
Похожий эпизод произошел в сентябре 2013 года. Тогда челябинец при получении денежного перевода на 50 тыс. руб. получил на 5 тыс. больше. Однако в той истории клиент отказался возвращать деньги, потратив лишнюю сумму на собственные нужды.
Пресс-служба Уральского банка ОАО «Сбербанк России» выразила признательность добропорядочному клиенту за честность и сознательность. «Сотрудница банка, действительно, допустила ошибку и выдала клиенту денежные средства больше той суммы, которую он должен был получить, – признались в банке. – К сожалению, такие ситуации, причиной которых становится человеческий фактор, могут произойти в деятельности любой организации. Этот случай для Сбербанка крайне редкий. Если бы клиент не вернул деньги сам, банк в тот же день обнаружил бы недостачу, установил время совершения ошибочной операции и таким образом выяснил личность клиента».
Как отметил пресс-секретарь ВТБ24 в УрФО Андрей Бочаров, обязывать и понуждать человека к каким-либо действиям в ВТБ24 не станут – банк работает по принципу «клиент всегда прав». Претензии могут быть предъявлены только при наличии весомых доказательств. В кассах этого банка имеется видеооборудование высокого класса, которое позволяет фиксировать случаи недостачи или выдачи большей суммы денег путем сличения реально выданной суммы с чеком или расходным ордером клиента. Поэтому при выявлении излишков или недостатка в кассе по итогам дня специалисты банка довольно просто определяют операцию, клиента и кассира, допустившего ошибку в расчетах.
«После этого специалисты банка перезванивают клиенту и решают вопрос возмещения средств, – пояснил Андрей Бочаров. – В доказательство излишне выданной суммы банк может предъявить клиенту видеоматериалы с камеры наблюдения. В свою очередь, если клиент раньше выявит недостачу или излишне полученную сумму, он может самостоятельно обратиться в банк с заявлением».
На основании ст. 1102 Гражданского кодекса РФ («Обязанность возвратить неосновательное обогащение») клиент, безосновательно получивший средства, должен их вернуть.
По словам ведущего юриста юридической фирмы «Гольцева, Данилевский и партнеры» Ольги Гольцевой, клиент в подобных ситуациях обязан возвратить лишнюю сумму. Такая ошибка кассиров весьма распространена, и для банков не составляет труда взыскать упущенные средства, поскольку за финансовыми операциями ведется тщательное видеонаблюдение.
«Если клиент получает не причитающиеся ему деньги, этот случай рассматривается как необоснованное обогащение, – подчеркнула Ольга Гольцева. – Аналогичная ситуация возникает при получении без должного основания имущества, не принадлежащего гражданину. Банк может не только вернуть причитающиеся себе деньги, но и получить компенсацию по 395 статье Гражданского кодекса. Более того, если клиент отказывается возвращать деньги, в дело могут вступить сотрудники правоохранительных органов. Когда спор дойдет до суда, гражданин рискует расстаться с деньгами банка, заплатить госпошлины и судебные издержки, а также уплатить процент приставам».
Егор Кулаков
«ChelFin.ru»
Другие публикации
26.11.2024
Гильварг подчищает хвосты. «Русский хром» продавали фейковыми сделками, тайком от ФНС и ФАС?
Предприятия группы MidUral и близкие им юрлица столкнулись с исками на крупные суммы после сделок, направленных на избавление от кредитной нагрузки «Русского хрома 1915» перед продажей его акций группе «Полипласт». Выкупавшие долги юрлица субъекты неожиданно заявили претензии к «Ключевскому заводу ферросплавов», «Ключевской обогатительной фабрике» и «Уралинвестпромстрою». Представители последнего с необходимостью возврата средств не соглашаются, указывая на «притворность собственных сделок», использованных для дальнейших манипуляций по очищению от долгов «Русского хрома 1915» перед «Россельхозбанком».
Представители адвокатского сообщества указывают как на налоговые последствия, в результате которых «Уралинвестпромстрой» мог сэкономить на НДС, так и вероятный сценарий по обходу согласований с ФАС продажи акций первоуральского завода. В группе MidUral при этом, судя по всему, ведут ревизию сделок, связанных с выкупом займов предприятий от иных банков с участием покупателей активов ИП Евлоева и «ЭМА Инвест», за которыми в результате оказались закреплены права требования на десятки миллионов долларов.
Близкие к скандально известному коммерсанту Сергею Гильваргу юрлица обратились в Арбитражный суд Свердловской области с требованием изменить итоги ряда сделок, заключённых в связи с продажей акций АО «Русский хром 1915» (ныне переименовано в АО «Хромпик») компаниям группы «Полипласт».
25.11.2024
Мельников и Попелюх подсели на проблемные активы. «Юридический» распил в госкорпорации АСВ
В период, когда госкорпорацией «Агентство по страхованию вкладов», АСВ, руководил Юрий Исаев, в 2019-2020 годах в официальном медиаполе указывалось, что эта структура полностью откажется от услуг привлечённых юридических фирм, и единственный вариант взаимодействия с АСВ будет возможен на условия судебного финансирования.
В реальности АСВ первоначально практически отказалось от услуг привлечённых организаций практически по всем ликвидируемым банкам, кроме тех, за продолжение работы с которыми проголосовал комитет кредиторов.
Суть оптимизации задумывалась так: АСВ отказывается от взаимодействия со сторонними юркомпаниями, так как им приходится выплачивать постоянную абонентскую плату плюс вознаграждение от взысканных сумм, вместо этого нанимает юристов в штат по трудовому договору и существенно экономит деньги.
Однако источники, оказавшиеся в поле зрения редакции «Компромат-Урал», сообщают, что замглавы АСВ Александр Попелюх (в октябре 2024 года задержан сотрудниками ФСБ и арестован по обвинению в особо крупном мошенничестве) вместе с гендиректором АСВ Андреем Мельниковым нашли выход из ситуации, когда формально Агентство действительно отказалось от номинации "Привлеченные фирмы", придумав номинацию "Услуги по возврату проблемных активов".
В данную категорию вошли всего шесть фирм, у которых, по информации с их сайтов, единственный крупный контрагент - АСВ: Вектор Права, Юрэнергоконсалт, Джи Ар Лигал, Асгард, МЮЗКА.
15.11.2024
У Куйвашева свербит Ирбит? Государственный молокозавод уводят из казны «по явно заниженной цене»
Находящийся в региональной госсобственности Ирбитский молочный завод продолжают приватизировать «по кусочкам» на фоне серьёзного кризиса в отрасли. Свердловская область откажется ещё от 25% акций госпредприятия.
В последние недели в России активно обсуждается феноменальный рост цен на сливочное масло. Чтобы как-то снизить градус напряжения, этот продукт стали завозить уже из Объединённых Арабских Эмиратов. На фоне очевидного кризиса в молочной отрасли особо неожиданным выглядит решение руководства Свердловской области продать 25% акций АО «Ирбитский молочный завод». В результате государство накануне столетия предприятия утратит статус мажоритарного акционера, а оставшиеся акции с большой долей вероятности могут быть проданы в ближайшем будущем. О том, что происходит с Ирбитским молочным заводом и отраслью в целом, журналистам рассказал бывший руководитель молокозавода Сергей Суетин.