C 12.03.2018 комментарии принимаются только на эл. почту редакции:
kompromat-ural@pm.me
Банк всегда прав! Утаивать излишки, ошибочно выданные кассиром, бесполезно – все равно придется вернуть

15.01.2015
В столице южного Урала обсуждается необычный случай, произошедший в одном из местных офисов Сбербанка. Как передает обозреватель проекта «Компромат-Урал», кассир банка по ошибке выдала клиенту «Сбера» сумму, вдвое больше положенной: 400 тысяч рублей вместо 200. Гражданин оказался честным и героически вернул банку случайную «надбавку», - примерно так оценили поступок челябинца городские СМИ. Вместе с тем, поведение посетителя банка проще объяснить вовсе не джентльменским благородством, а элементарным благоразумием. Как утверждают эксперты, современное оборудование, которым напичканы банковские отделения, при проверке позволяет идентифицировать клиента, который получил лишние деньги. И если у кого-то возникнет понятное желание их прикарманить, то «счастливый» куш в любом случае придется вернуть, но уже принудительно, по статье «Неосновательное обогащение».
ЧЕЛЯБИНЕЦ СПАС КАССИРА ОТ САНКЦИЙ
Челябинцу Артему Михееву в отделении Сбербанка по ошибке выдали вместо 200 тысяч рублей в два раза большую сумму. Перед клиентом встал выбор – вернуть деньги или списать ошибку на кассира. Молодой человек поступил по совести и возвратил лишние деньги. Имел ли он право оставить «излишек» себе, чем грозила случайная ошибка кассиру и как в такой ситуации действует банк…
Как рассказал в разговоре с нашим сайтом Артем Михеев, в отделение банка на улице Братьев Кашириных, 34 он пришел из-за того, что снять необходимую сумму в банкомате не получилось. Кассир выдал деньги и вручил квитанцию на 200 тысяч рублей. Пересчитывать купюры молодой человек не стал – раньше его никогда не обсчитывали. В гостях у друга выяснилось, что произошла ошибка. На руках у Артема оказалось 400 тысяч рублей. Не раздумывая, мужчина отправился обратно и буквально через полчаса подошел к тому же кассиру Сбербанка, который выдал деньги.
«Сомнений даже не было – эти деньги получены по ошибке, – объясняет Артем Михеев. – Не хотелось наживаться на чужом горе, ведь понятно, что недостачу будет возвращать сам кассир. С их зарплатой много не заработаешь, а 200 тысяч – крупная сумма. Когда подошел к кассиру-девушке, она сначала даже не поняла, что происходит. Засмущалась от вопроса «Вы много зарабатываете?» Потом я все объяснил и вернул деньги. Девушка была очень обрадована и поблагодарила за честность».
Похожий эпизод произошел в сентябре 2013 года. Тогда челябинец при получении денежного перевода на 50 тыс. руб. получил на 5 тыс. больше. Однако в той истории клиент отказался возвращать деньги, потратив лишнюю сумму на собственные нужды.
Пресс-служба Уральского банка ОАО «Сбербанк России» выразила признательность добропорядочному клиенту за честность и сознательность. «Сотрудница банка, действительно, допустила ошибку и выдала клиенту денежные средства больше той суммы, которую он должен был получить, – признались в банке. – К сожалению, такие ситуации, причиной которых становится человеческий фактор, могут произойти в деятельности любой организации. Этот случай для Сбербанка крайне редкий. Если бы клиент не вернул деньги сам, банк в тот же день обнаружил бы недостачу, установил время совершения ошибочной операции и таким образом выяснил личность клиента».
Как отметил пресс-секретарь ВТБ24 в УрФО Андрей Бочаров, обязывать и понуждать человека к каким-либо действиям в ВТБ24 не станут – банк работает по принципу «клиент всегда прав». Претензии могут быть предъявлены только при наличии весомых доказательств. В кассах этого банка имеется видеооборудование высокого класса, которое позволяет фиксировать случаи недостачи или выдачи большей суммы денег путем сличения реально выданной суммы с чеком или расходным ордером клиента. Поэтому при выявлении излишков или недостатка в кассе по итогам дня специалисты банка довольно просто определяют операцию, клиента и кассира, допустившего ошибку в расчетах.
«После этого специалисты банка перезванивают клиенту и решают вопрос возмещения средств, – пояснил Андрей Бочаров. – В доказательство излишне выданной суммы банк может предъявить клиенту видеоматериалы с камеры наблюдения. В свою очередь, если клиент раньше выявит недостачу или излишне полученную сумму, он может самостоятельно обратиться в банк с заявлением».
На основании ст. 1102 Гражданского кодекса РФ («Обязанность возвратить неосновательное обогащение») клиент, безосновательно получивший средства, должен их вернуть.
По словам ведущего юриста юридической фирмы «Гольцева, Данилевский и партнеры» Ольги Гольцевой, клиент в подобных ситуациях обязан возвратить лишнюю сумму. Такая ошибка кассиров весьма распространена, и для банков не составляет труда взыскать упущенные средства, поскольку за финансовыми операциями ведется тщательное видеонаблюдение.
«Если клиент получает не причитающиеся ему деньги, этот случай рассматривается как необоснованное обогащение, – подчеркнула Ольга Гольцева. – Аналогичная ситуация возникает при получении без должного основания имущества, не принадлежащего гражданину. Банк может не только вернуть причитающиеся себе деньги, но и получить компенсацию по 395 статье Гражданского кодекса. Более того, если клиент отказывается возвращать деньги, в дело могут вступить сотрудники правоохранительных органов. Когда спор дойдет до суда, гражданин рискует расстаться с деньгами банка, заплатить госпошлины и судебные издержки, а также уплатить процент приставам».
Егор Кулаков
«ChelFin.ru»


Другие публикации
15.08.2025
Кампания по раскулачиванию долларового миллиардера Константина Струкова остаётся в сфере внимания редакции «Компромат-Урал». События уже обернулись несколькими коррупционными скандалами с участием должностных лиц, имевших, мягко говоря, тесные связи с опальным олигархом. Особенное внимание проверяющие из Москвы обратили на взаимоотношения Струкова с руководителями регионального управления Следственного комитета. Как выяснилось, он знаком и с экс-главой регионального СУ СКР Денисом Чернятьевым, которого ранее Александр Бастрыкин уволил по дискредитирующим основаниям, и с нынешним – Алексеем Колбасиным. Колбасин имеет от Бастрыкина почётную грамоту, а также награжден медалями «За безупречную службу» III и II степени и именным оружием.
12.08.2025
Последние несколько дней СМИ пестрят сообщениями о том, что экс-губернатор Челябинской области Борис Дубровский объявлен в розыск российским МВД. У посвящённых инсайдеров, контактирующих с редакцией «Компромат-Урал», эта новость вызывает лишь иронию. Уголовка против Дубровского по коррупционным составам начала раскручиваться вскоре после его отставки ещё шесть лет назад, в 2019-м, но быстро сдулась. Экс-губернатор благополучно осел в Швейцарии и, по всей видимости, нашёл «взаимопонимание» с нужными российскими правоохранителями, в чьей компетенции находится принятие соответствующих решений. Неужели теперь кто-то из них был снят с многолетнего «абонемента», поэтому шестерёнки силовой машины опять закрутились против Дубровского?
8.08.2025
На днях в редакцию «Компромат-Урал» поступила информация, побудившая вернуться к интересным событиям новейшей истории Екатеринбурга. В почти далёком 2016 году резонансная корпоративная разборка привела к посадке Николая Кретова. Господин Кретов - некогда очень влиятельный застройщик и важная фигура в окружении Эдуарда Росселя времён губернаторства последнего в Свердловской области (ныне Росселю идёт 88-й год: оказывается, некоторые могут жить долго). К екатеринбургским проектам Николая Кретова можно отнести аквапарк «Лимпопо», ТЦ «Кит» и «Екатерининский». Кретов был совладельцем ЗАО «Урало-Сибирская инвестиционная компания» и компании «Линкор». Отправка Кретова на нары считалась результатом того, что в конфликте ему оппонировал Альфа-банк (структура долларового миллиардера Михаила Фридмана).