C 12.03.2018 комментарии принимаются только на эл. почту редакции:
kompromat-ural@pm.me
Новый тренд, или Больше похвастать нечем? Губернатор Дмитрий Кобылкин увлекся PR-продвижением сталинских лагерей ГУЛАГа
15.03.2013
«Значительная часть строений находится в хорошей сохранности: сторожевые вышки, часть зоны (высокое ограждение колючей проволокой) и предзонника (низкое ограждение колючей проволокой), вахта, ворота, штрафной изолятор на 20 мест, доска показателей». Зачем губернатор Ямала Дмитрий Кобылкин (на фото) хочет демонстрировать это наследство иностранным туристам, задается вопросом обозреватель сайта «Компромат-Урал».
Губернатор [Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) – прим. «Компромат-Урал»] Дмитрий Кобылкин подписал постановление Правительства ЯНАО, которым утверждаются границы территории регионального объекта культурного наследия - ансамбль «Лагпункт 501-й стройки №76 у разъезда «Глухариный». Документом, в соответствии с Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» и другими нормативно-правовыми актами страны и региона, также утвержден особый правовой режим использования земельных участков в границе данной территории.
Постановлением определено, что держателем оригиналов научно-проектной документации на данный объект является департамент культуры ЯНАО. Контроль за исполнением постановления возложен на заместителя Главы региона Татьяну Бучкову.
Ямал является тем уникальным местом, где в подлиннике сохранились сооружения – свидетели сталинского времени. Период строительства трансарктической железнодорожной магистрали №501-503 Чум – Салехард – Игарка (с 1947 по 1953 г.г.) заключёнными ГУЛАГа сегодня вызывает в России и мире большой интерес. И в Правительстве ЯНАО разработан план создания мемориального комплекса, куда будут включены основные объекты строений лагерей и участков железнодорожного полотна.
Напомним, строительство железной дороги Салехард – Игарка в 1947-1953 годах, называемой также «Мертвая дорога», является одним из самых масштабных проектов в мире. Трасса должна была пролегать вдоль Полярного круга в условиях вечной мерзлоты. Дорога имела стратегическое значение. Подобно Транссибу, она должна была связать отдаленные районы Крайнего Севера, богатые полезными ископаемыми, с центром страны. Стройка была засекреченной и имела номера: №501 – Обское направление, №503 – Игарское направление.
Общая длина дороги «Салехард – Игарка» должна была составить 1263 километра. Три четверти ее проходило по территории ЯНАО. Планировалось, что на дороге будут построены 28 станций через каждые 40-60 км. Для переправы через Обь и Енисей Северным путем были доставлены 2 железнодорожных парома. Основные депо было намечено соорудить на станциях Салехард, Надым, Пур, Таз, Ермаково, Игарка. Пропускная способность ожидалась в количестве 10-30 пар поездов в сутки, при скорости движения в 40 км/ч. Открыть сквозное движение поездов по трассе планировалось в 1952 году, а сроком сдачи дороги в постоянную эксплуатацию был определен 1955 год.
Но начиная с 1951 года, отношение к строительству стало меняться. Все чаще стали говорить о дороговизне возводимого объекта. В мае 1953 года, вскоре после смерти Иосифа Сталина, было принято решение стройку закрыть и ликвидировать. Постановлением Совета Министров от 10 ноября 1953 года строительство железной дороги «Салехард - Игарка» было поставлено на консервацию. В 1954 года МПС добилось решения о ликвидации всех подразделений строительства, кроме участка «Чум - Лабытнанги», принятого в 1955 году в постоянную эксплуатацию.
Всего на трассе «Салехард – Игарка» было проложено 652 км железнодорожного пути, если прибавить сюда 196 км трассы «Чум - Лабытнанги», то получается, что по линии «Чум – Игарка» было уложено 848 км пути. То есть, к моменту консервации было готово 58% дороги.
Из справки-характеристики лагпункта №76 Обского исправительно-трудового лагеря (гриф – «Совершенно секретно»), датированной 12 мая 1952 года: «Лагпункт 501-й стройки №76 у разъезда «Глухариный» имел категорию «усиленного режима», был основан по приказу от 3 марта 1950 года. Он относился к 9-му лагерному отделению (центр ст. Надым), в нем содержалось 352 заключенных-мужчин, использовавшихся на земляных работах. Строения лагпункта и прилегающие к ним остатки строений располагаются на участке 150 на 300 метров. Значительная часть строений находится в хорошей сохранности: сторожевые вышки, часть зоны (высокое ограждение колючей проволокой) и предзонника (низкое ограждение колючей проволокой), вахта, ворота, штрафной изолятор на 20 мест, доска показателей.
Объект «Лагпункт 501-й стройки №76 у разъезда «Глухариный» расположен на 217 км железнодорожной линии Салехард – Надым (134 км от г. Надыма), между разъездами «Орлиный» и «Глухариный».
Сейчас в округе строится новая автодорога Салехард - Надым. Она свяжет столицу Ямала с «большой землей». И главное - разработан проект железнодорожной ветки, которая пройдет практически по маршруту сталинской железной дороги.
«Уверен, лучшим памятником людям, которые возводили объекты 501-503 стройки, будет дорога. Всегда. Это будет дорога жизни, у меня нет сомнений, что она укрепит экономику нашего региона, нашей страны», - отмечает Губернатор Ямала.
Дмитрий Кобылкин, комментируя принятое постановление Правительства округа, отметил также, что ямальский регион является энергетической кладовой государства. «Это объективная реальность. Но инвестиционный потенциал округа не ограничивается только углеводородами. Наши проекты не менее привлекательны для бизнеса, ориентированного на другие сферы, и особое внимание мы уделяем развитию туризма в наш арктический край. Сохранить память о годах сталинской стройки - в наших силах. И мы это делаем».
Другие публикации
3.09.2024
Шторм прошёлся по «Роскосмосу». Сиделец за мошенничество пилит бюджеты стратегической отрасли
По информации, поступающей в редакцию «Компромат-Урал», в ближайшее время территориальным подразделением СК России по Москве может быть возбуждено уголовное дело, связанное с хищением порядка 100 млн. рублей, принадлежащих головному научно-исследовательскому институту машиностроения (АО «ЦНИИмаш»), входящего в структуру Госкорпорации «Роскосмос». Одновременно может разгореться скандал, связанный с деятельностью ряда должностных лиц как самой корпорации, так и руководящего состава на местах.
В 2021 году, еще в бытность скандалезного Дмитрия Рогозина во главе «Роскосмоса» были созданы так называемые отраслевые операторы - организации, оказывающие различные услуги подведомственным предприятиям. Казалось бы, хорошая идея: деньги остаются в отрасли, а не уходят на сторону, поставщики услуг проверены, можно сказать «свои». Бюрократические проволочки, связанные с проведением конкурсов на закупку услуг, остаются в стороне. С такими фирмами предприятия космической отрасли заключают контракты напрямую, без всяких конкурсов.
Но как часто бывает, внешне благая идея в действительности оказалась очередной схемой по зарабатыванию денег отдельными чиновниками. По факту это были фирмы с уставным капиталом в 10 тысяч рублей и штатом в полтора человека без опыта работы и соответствующей репутации, которых «Роскосмос» наделил всеми видами деятельности, заключая договоры без конкурса практически на всё, начиная от продажи оргтехники, заканчивая ведением бухгалтерского учёта для предприятий отрасли и стройки.
14.08.2024
Уважаемая редакция «Компромат-Урал». Просим придать огласке и обратить внимание Генерального прокурора РФ Краснова И.В. и Председателя СК РФ Бастрыкина А.И. на необходимость принятия мер реагирования в отношении сотрудников правоохранительных органов города Белорецка, Республика Башкортостан.
Во-первых, необходимо довести дело до конца и разобраться с историей экс-начальника МРО УЭБиПК МВД по РБ, подполковника полиции Шакирова И.З. (неоднократного героя ваших публикаций).
После совершенного им ДТП и других проступков Шакиров, благодаря покровительству начальника полиции ОМВД России по Белорецкому району Гизатуллина В.В., продолжает служить в органах. Гизатуллин и Шакиров не только коллеги по службе, но и близкие друзья, поэтому Шакиров в настоящее время переведен с должности участкового на более «комфортное» место в ИВС, где не утруждается, но срок службы идёт год за полтора.
23.07.2024
Неравнодушные и бдительные читатели продолжают сообщать в редакцию «Компромат-Урал» новые подробности деятельности ОПС «Уралмаш» по «окучиванию» монополизированного рынка сбора денег с бизнеса и населения по так называемой мусорной реформе. Напомним, клан основателя ОПС «Уралмаш» Сергея Терентьева (кличка: Тереха) несколько лет подряд уже контролирует крупнейшего регоператора ТБО – ЕМУП «Спецавтобаза», обслуживающего Екатеринбург и некоторые прилегающие территории. Политическим прикрытием планов Терентьева занимается его зять (через приёмную дочь Яну) Алексей Вихарев, в пиар которого группировка ежегодно вкладывает десятки миллионов. Сначала «Уралмаш» сделал Вихарева депутатом Екатеринбургской гордумы, а в прошлом году удалось выбить под него пост главы фракции «Единой России» в городском парламенте.
«Спецавтобазу» возглавляет Наталья Зубова – проверенный кадр Терентьева и Вихарева. До того, как занять должность директора «мусорного» ЕМУП, Зубова была никому не известной бухгалтершей в нескольких ООО и торговкой собачьим кормом. Очевидно, взять под себя и удерживать одно из ключевых муниципальных унитарных предприятий столицы УрФО «уралмашевцы» не смогли бы без отмашки губернатора Евгения Куйвашева и лояльной позиции его креатуры – мэра Екатеринбурга Алексея Орлова.