C 12.03.2018 комментарии принимаются только на эл. почту редакции:
kompromat-ural@pm.me
«Вагончик» тронулся. Неадекватный менеджмент УВЗ сорвал проект на несколько сотен миллионов

2.02.2023
История Урала связана с историей российской тяжёлой промышленности – от первых плавилен до советских индустриальных гигантов. Но топ-менеджеры далеко не всех предприятий разделяют концепцию гордости и ответственности за опорный край державы. Для многих освоение бюджета и имитация бурной деятельности – в приоритете.
В сегодняшнем материале редакции «Компромат-Урал» речь идёт о госкомпании «Уралвагонзавод», в последнее время увязшей в скандалах и судебных разбирательствах. Сомнительная финансовая политика УВЗ подставляет не только само оборонное предприятие, но и его поставщиков, которые из-за невыполнения госкомпанией своих обязательств рискуют обанкротиться.
Ещё в 2020 году «Уралвагонзавод» подписал с московской компанией ООО «Вирсо», принадлежащей Николаю Волошину, контракт на поставку, шефмонтаж и пуско-наладку азотно-кислородной станции за 258 млн рублей. Согласно данным системы «ЕИС Закупки», с подрядчиком был разорван договор на этапе, когда он успел поставить оборудование стоимостью 251 млн рублей, но не был выполнен монтаж, наладка и последующий инструктаж персонала, стоимость которого в контракте оценивали в 7 млн рублей. Единственная тому причина – проволочки со стороны УВЗ. Уже два года готовое оборудование простаивает на складах «дочки» ГК «Ростех», потому что станцию просто негде монтировать. Нанятые заводом строители не могут достроить цех, для которого закупали оборудование. При этом «Уралвагонзавод» перечислил «Вирсо» за оборудование только 206 миллионов.
Вина УВЗ очевидна всем, кроме самой госкомпании. После расторжения контракта с «Вирсо» умудрились потребовали выплатить неустойку в размере 2,5 млн и передать в собственность имущество, заложенное в качестве гарантии. Кроме того, структура «Ростеха» настаивала на выплате 54 млн процентов за пользование коммерческим кредитом и 4 млн в качестве процентов за пользованием коммерческим кредитом, не уплаченных банком-гарантом по требованию от 13 мая 2022 года. Нижнетагильский завод также настаивал на возврате неотработанного аванса 29 млн.
Однако, здравый смысл восторжествовал в Арбитражном суде Свердловской области. Арбитраж встал на сторону исполнителя госконтракта, удовлетворив большую часть требований. УВЗ обязали перечислить 45,9 млн рублей долга, штраф в 100 тыс., а также компенсировать расходы «Вирсо» по уплате госпошлины. В удовлетворении встречных требований ростеховской «дочки» было отказано полностью.
Трудовые победы
Несмотря на это, УВЗ успел урвать себе небольшой кусок в размере 9 млн рублей, воспользовавшись своей уже отработанной схемой с банковскими гарантиями. После расторжения договора юристы УВЗ незамедлительно направили претензию банку «Уралсиб», который выступал гарантом исполнения обязательств подрядчика, на 15 млн. Несмотря на то, что договор был разорван по инициативе «Вирсо», финорганизация, в соответствии с договором банковской гарантии, перечислила на счета нижнетагильского предприятия более 9 млн рублей и потребовала от поставщика оборудования выплатить регресс в аналогичную сумму и еще более 250 тыс. в качестве процентов.
«Вирсо» отказалась добровольно возвращать банку деньги за незаконно выплаченную гарантию, после чего «Уралсиб» направил исковое заявление в суд. Поставщик оборудования пытался остановить рассмотрение дело до завершения описанного выше разбирательства, но так как в описанной выше части «Уралсиб» не являлся прямым девствующим лицом, суд оперативно рассмотрел спор и вынес решение в пользу банка. «Уралсиб», в свою очередь, решил не отставать от УВЗ по уровню бизнес-культуры и сразу же подал иск о признании «Вирсо» банкротом.
Выглядит это так, как будто руководство УВЗ осознало, что «нагибать» независимые банки на банковские гарантии после срыва крупных контрактов получается слабо. Совсем недавно арбитражный суд Москвы обязал «Уралвагонзавод» вернуть 129 млн, полученные в качестве гарантий от АО «Народный банк». Так что теперь тестируется новая схема – через знакомый банк-гарант банкротить самого подрядчика и не платить за дорогостоящее оборудование.
Изобретательности уральским машиностроителям, конечно, не занимать. Юридический схематоз, «левые» подписи, операции в ликвидированных банковских офисах – всё это УВЗ под руководством единороса Александра Потапова и его команды освоил на высшем уровне. Вопрос в том, почему ключевое оборонное предприятие занимается вокзальной игрой в напёрстки, позоря себя и свою славную историю, а не работает на благо страны в кризисное время? Личная ли это инициатива господина Потапова или «разнарядка» сверху, от ГК «Ростех» и Сергея Чемезова, большого любителя провернуть прибыльное дельце?
Редакция «Компромат-Урал» следит за развитием ситуации. Адрес для сообщений читателей: kompromat-ural@protonmail.com
Обзор Николая Зенкова
«Компромат-Урал»


Другие публикации
16.05.2025
Чёрные дыры белозёровщины. Печальные итоги 10-летия ставленника Ротенбергов во главе РЖД
ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) – государственный транспортный монополист и один из крупнейших получателей бюджетных средств. Однако за последние годы (2022–2025) компания оказалась в центре множества коррупционных скандалов.
Выявлены схемы хищения десятков миллиардов рублей, злоупотребления при закупках, завышение стоимости проектов и использование служебного положения в личных интересах. Эти факты подкреплены официальными расследованиями, судебными материалами и журналистскими разоблачениями – и представляют такую степень детализации и достоверности, что их невозможно игнорировать ни правоохранительным органам, ни общественности.
Ниже приводится аналитический доклад журналистского расследования, обобщающий самые громкие случаи и системные проблемы. В центре внимания - политика гендиректора РЖД Олега Белозёрова и её влияние на грузоперевозки и инвестиции; сомнительные проекты в сфере инфраструктуры (особенно связанные с группой компаний «1520»); деятельность заместителя гендиректора Сергея Чаркина и его роль в закупках; многочисленные нарушения Федерального закона №223-ФЗ о закупках и пассивность надзорных органов; а также прямые и косвенные доказательства вовлечённости руководства РЖД и аффилированных лиц в коррупционные схемы.
1.05.2025
Эксперты назвали реальных бенефициаров масштабного проекта по строительству полигона для промышленных отходов в Белоярском муниципальном округе Свердловской области. Источники, чью информацию использует редакция «Компромат-Урал», усматривают здесь интересы известного в Екатеринбурге бизнесмена, владельца сотового оператора «Мотив», и других крупных активов Виталия Кочеткова. Примечательно, что до этого мусорный бизнес не входил в поле интересов авторитетного бизнесмена, а следовательно, «появление большого игрока приведет к переделу уже устоявшегося рынка». Помимо публичных активов Кочеткову приписывается негласное административное управление «Водоканалом» Екатеринбурга. Пока главным «мусорным принцем» Екатеринбурга остаётся скандально известный Алексей Вихарев, член семьи основателя ОПС «Уралмаш» Сергея Терентьева. Благодаря «общаку» сообщества Вихарева неоднократно вводили в состав Екатеринбургской гордумы, а затем сделали главой фракции «Единой России» в муниципальном парламенте.
Поскольку Кочетков негласно контролирует «Водоканал», в качестве своеобразных провайдеров в нишу промотходов были выбраны действующие и бывшие менеджеры муниципального предприятия, в число которых входит и нынешний глава Белоярского Григорий Вихарев (брат вышеназванного Алексея Вихарева). Его личное участие, ссылаясь на собеседников, может объяснять «максимально быстрое выделение участка и изменение его назначения для строительства полигона» – вопрос был решен почти полностью в течение всего полугода. При этом непосредственной реализацией инвестпроекта «на земле» займется другой член команды и бывший сотрудник Росприроднадзора, ранее засветившийся в громком коррупционном скандале.
7.04.2025
Куй, уходи и сиди! Что стоит за вбросами об уголовном деле экс-главы Свердловской области
Вскоре после недавней отставки губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева появились данные, что этот «птенец гнезда Собянина» стал фигурантом уголовного дела о преступлении коррупционной направленности. За главой региона начали уходить и его ближайшие соратники. Эксперты, с позицией которых ознакомилась редакция «Компромат-Урал», сходятся на том, что в одном из важнейших для обеспечения фронта регионе могут быть серьёзные проблемы с ВПК, которые вскрылись совсем недавно благодаря случаю. Выяснилось, что подобная ситуацию - не первая. Что на самом деле происходит в Свердловской области. Дело Куйвашева - политическое или уголовное?
Слухи о грядущей отставке губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева начали расходиться по медиа ещё в феврале. Инсайдеры утверждали, что связано это с проведённым аудитом на военно-промышленных предприятиях, где выявлены якобы некие проблемы. А инициатором проверки выступил назначенный 2 октября 2024 года путинским полпредом в УрФО Артём Жога.