C 12.03.2018 комментарии принимаются только на эл. почту редакции:
kompromat-ural@pm.me
Путешествие из Бованенково в Сабетту. В чьих карманах осядут миллиарды, выделенные на заполярную железнодорожную магистраль?

12.01.2016
Заметным событием последних дней стало подведение итогов конкурса на право заключения соглашения о государственно-частном партнерстве по созданию и эксплуатации новой 170-километровой железнодорожной ветки «Бованенково-Сабетта» на полуострове Ямал. Как напоминают аналитики проекта «Компромат-Урал», государство вбухивает в освоение арктических запасов углеводородов гигантские средства – вот и на сооружение новой железнодорожной линии, по нынешней смете, запланировано 113 млрд рублей. Зная отечественные коррупционные издержки (тем более, в нефтегазовой отрасли), страшно даже подумать, какой будет фактическая сумма к финалу проекта! При том, что прогрессивный мир давно смотрит в сторону возобновляемых источников энергии... Но какая Россия без мегапроектов? А еще – мегараспилов и мегаоткатов… Наши коллеги из Ямало-Ненецкого автономного округа уже начали расследование на тему, кто и как будет осваивать миллиарды на пути из Бованенково в Сабетту, и выяснили много интересного…
С НАСТУПАЮЩИМ, ЯМАЛ! СЕГОДНЯ ДАН СТАРТ КРУПНЕЙШЕМУ РАСПИЛУ В ЯНАО
30 декабря в правительстве Ямало-Ненецкого автономного округа подвели итоги конкурса на право заключения соглашения о государственно-частном партнерстве (ГЧП) по созданию и эксплуатации новой железнодорожной линии необщего пользования «Бованенково — Сабетта». Победителем конкурса стало ООО «ВИС ТрансСтрой», входящее в группу строительных компаний «ВИС».
Официальные условия распила
В соглашении отмечено, что в течение 36 месяцев — до конца 2019 года ООО «ВИС ТрансСтрой» обязуется за счет собственных и заемных средств осуществить работы по проектированию, разработке проектной документации и строительству железнодорожной линии. Объем инвестиций превышает 113 млрд рублей. После завершения строительства частный партнер обязуется осуществлять техническую и коммерческую эксплуатацию созданной транспортной инфраструктуры. Действие соглашения рассчитано на 21 год. По истечении этого срока, в конце 2036 года, железнодорожная линия будет безвозмездно передана в собственность Ямало-Ненецкого автономного округа.
Как отмечают в правительстве ЯНАО, железнодорожная линия необщего пользования «Бованенково – Сабетта» будет являться заключительным звеном выхода Северного широтного хода «Энергия Арктики» (Обская-2 – Салехард – Надым – Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево) на Северный морской путь. Ее протяженность превысит 170 км. Пропускная способность новой железнодорожной линии на пятый год эксплуатации составит 7 млн тонн; на 10 год – 14 млн тонн. Предусмотрено также перспективное развитие, при котором пропускная способность может быть увеличена до 35 млн тонн перевозимых грузов в год. Железнодорожная линия будет построена в однопутном исполнении, однако ямальские власти, как всегда, предусмотрели дополнительные траты и запланировали отсыпку земляного полотна под перспективный второй путь. Ширина колеи стандартная – 1520 мм, движение будет осуществляться на тепловозной тяге. Предполагаемая максимальная скорость движения грузовых и пассажирских поездов составит 50 км/ч.
По официальной версии – все отлично: крупный проверенный крупными ТЭКовскими компаниями подрядчик, да только в биографии его не все так чисто, как хотелось бы…
Все мы делим пополам
Отрадно, что в очередной раз крупный ямальский проект отдается в руки одного из друзей главы «Газпрома» Алексея Миллера. Общество с ограниченной ответственностью «ВИС ТрансСтрой», что выиграло конкурс на строительство железной дороги, входит в Группу строительных компаний «ВИС» и является 100%-ным дочерним предприятием ООО «ПФ «ВИС». Генеральным директором ООО является Игорь Адольфович Снегуров, что скреплен с Алексеем Миллером старыми, добрыми и не совсем честными связями. И связано это с тем самым «делом Навального», вследствие которого последний попал в опалу не только российских олигархов, но и правительственных мужей.
Напомним, в 2009 году у компании «Газпром» было похищено более 60 млн. рублей. Речь шла о вскрытых в декабре 2009 года фактах мошенничества при поставках силового оборудования газовому монополисту силами компании «Газавтоматика» (ГА) и ее дочерних обществ: «Сервисгазавтоматика» и «Инвестгазавтоматика». Суть схемы хищения была в том, что в сделку по приобретению оборудования для «Газпрома» привлекались посредники, которым по прошествии сделки выплачивалась некая, отнюдь не маленькая компенсация. В коррупционных схемах, в частности, участвовал и Северо-Западный инвестиционно-промышленный банк, одним из совладельцев которого был и Игорь Снегуров.
СЕВЗАПИНВЕСТПРОМБАНК попал под пристальное внимание органов в 2005 году. Тогда же он удостоился звания «самой крупной нелегальной прачечной РФ», а следователи завели множество дел по статьям, касающимся отмывания денежных средств в особо крупных размерах. Между тем, всему руководству скандального банка уголовного преследования избежать удалось, и уже через несколько лет Снегуров со товарищи оказались привязаны к деятельности холдинга «Газпром центрремонт» (был образован на базе «дочки» «Газпрома» под названием «Центрэнергогаз» (ЦЭГ)). И здесь схема работы оказалась проста – бывшие банкиры образовали вокруг «Газпрома» плотное кольцо: трое стали генеральными директорами головных предприятий, а Снегурову досталась группа строительных компаний «ВИС», основным направлением деятельности которой является строительство. Сегодня «ВИС» потихоньку становится одним из основных генподрядчиков «Газпрома».
Странные связи
Довольно интересным фактом является то, что крупнейшим кредитором «ВИС» является тот самый СЕВЗАПИНВЕСТПРОМБАНК. Кроме того, большинство его акционеров — загадочные заокеанские офшорные организации. А в биографии уже есть немалые черные пятна – компания успела стать участником уголовного дела.
В 2008 году ООО «ПФ «ВИС» выиграла конкурс ОАО «ОГК-6» на модернизацию четверного энергоблока Череповецкой ГРЭС. Затем компания Снегурова заключила договор с ЗАО «Славимпэкс» на поставку нужной турбины для ГРЭС в срок до 2011 года. А 11 июля 2008 года «Славимпэкс», в свою очередь, заключило договор с ведущим российским производителем турбин ОАО «Силовые машины». Через пару месяцев «Славимпэкс» вышло из схемы, совершив 12 сентября 2008 года уступку права требования на 279 млн рублей. «ОГК-6» перевели компании необходимую сумму незамедлительно и прямиком попали в руки следствия, что усмотрело в сей схеме преступную.
Но все это не помешало «Газпрому» стать для ООО «ПФ «ВИС» крупнейшим партнером. И даже выступить поручителем по кредиту, что «ВИС» взяла у ВТБ для строительства горнолыжного комплекса в Сочи.
Ну что ж, думается, примерные схемы ввода-вывода-кражи средств задуманы и при строительстве нашей бедовой ямальской дороги. Да, собственно, для этого власти ЯНАО создали все условия… К примеру, в сегодняшнем правительственном пресс-релизе сказано, что железная дорога необщего пользования предполагает строительство множества сопутствующих объектов — приемо-отправочных и сортировочных парков, узловой станции, локомотивного депо, вахтовых комплексов, пассажирских платформ и железнодорожного вокзала на станции Сабетта. И даже отсыпку земляного полотна под перспективный второй путь, строительство которого, скорее всего, будет также отложено как и строительство железнодорожной части моста через реку Надым.


Другие публикации
10.06.2025
Свердловский областной суд начал рассматривать по существу дело Марселя Гасанова, обвиняемого в занятии высшего положения в преступной иерархии и других преступлениях. Следствие считает, что «смотрящим» за областью его назначили криминальные авторитеты Захарий Калашов (Шакро Молодой) и Бадри Когуашвили (Бадри Кутаисский). По данным редакции «Компромат-Урал», подсудимый Гасанов уже заявил, что его подставил сотрудник ФСБ, приходившийся ему другом: «Мы сами угораем: два друга поругались, этим воспользовались наши хейтеры и вывалили всё».
10 июня 2025 гола суд приступил к рассмотрению уголовного дела Марселя Гасанова. Согласно обвинению, оглашенному прокурором, Марсель Гасанов приобщился к тюремной культуре до 2016 года, когда отбывал семилетний срок за разбой (ст. 162 УК). По утверждению прокурора, фигурант обладал решительностью, коммуникабельностью, настойчивостью и «создал себе безупречную криминальную репутацию и непререкаемый авторитет».
Как утверждает следствие, в сентябре 2024 года «воры в законе» Захарий Калашов (Шакро Молодой) и Бадри Когуашвили (Бадри Кутаисский) назначили Марселя Гасанова «смотрящим» за Свердловской областью.
23.05.2025
«Ростех» не для тех. Госкорпорация выводит активы бенефициарам, связанным с Сергеем Чемезовым
Сергей Чемезов продолжает "раздавать" активы "Ростеха" близким людям. Не так ли "Сибсельмаш" оказался под контролем семьи сенатора Сергея Муратова, аффилированного с силовым блоком, - задаются вопросом публичные источники, на которые обратила внимание редакция «Компромат-Урал». АО "НПО Курганприбор", производящее оружие и технику для ВС РФ, выкупило на торгах имущественный комплекс новосибирского завода ОАО "Сибсельмаш-Спецтехника", ранее находившийся на балансе "Ростеха". Стоимость сделки составила очень скромные для такого гиганта 307 млн рублей.
В недалеком прошлом "Сибсельмаш" был ключевым предприятием по созданию сельхозтехники в РФ. Это важный актив для российской экономики. Тем не менее, "Ростех" под руководством Сергея Чемезова решил не оздоравливать завод, чтобы поддержать отечественное производство, а банально "выйти в кэш".
Торги могли носить фиктивный характер - ни о какой реальной конкуренции на них не могло идти и речи. До торгов допустили лишь двух участников - НПО "Курганприбор" и ООО "Третейское право". Примечательно, что оба интересанта - из Кургана.
16.05.2025
Чёрные дыры белозёровщины. Печальные итоги 10-летия ставленника Ротенбергов во главе РЖД
ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) – государственный транспортный монополист и один из крупнейших получателей бюджетных средств. Однако за последние годы (2022–2025) компания оказалась в центре множества коррупционных скандалов.
Выявлены схемы хищения десятков миллиардов рублей, злоупотребления при закупках, завышение стоимости проектов и использование служебного положения в личных интересах. Эти факты подкреплены официальными расследованиями, судебными материалами и журналистскими разоблачениями – и представляют такую степень детализации и достоверности, что их невозможно игнорировать ни правоохранительным органам, ни общественности.
Ниже приводится аналитический доклад журналистского расследования, обобщающий самые громкие случаи и системные проблемы. В центре внимания - политика гендиректора РЖД Олега Белозёрова и её влияние на грузоперевозки и инвестиции; сомнительные проекты в сфере инфраструктуры (особенно связанные с группой компаний «1520»); деятельность заместителя гендиректора Сергея Чаркина и его роль в закупках; многочисленные нарушения Федерального закона №223-ФЗ о закупках и пассивность надзорных органов; а также прямые и косвенные доказательства вовлечённости руководства РЖД и аффилированных лиц в коррупционные схемы.