Скуратов Сергей Николаевич

Сергей Скуратов – основатель и владелец «Уральских авиалиний». Несмотря на лидирующие позиции в рейтингах авиаперевозчиков, компания постоянно попадает под негодование общественности – начиная с отзывов пассажиров и заканчивая мнением специалистов.

  • ФИО: Скуратов Сергей Николаевич
  • Дата рождения: 31.03.1950
  • Образование: Бугурусланское лётное училище, Академия гражданской авиации (тогда еще г. Ленинград)
  • Дата начала предпринимательской деятельности /возраст: 43 года
  • Вид деятельности при старте: генеральный директор авиаперевозчика «Уральские авиалинии»
  • Текущий вид деятельности: предприниматель, владелец и генеральный директор «Уральских авиалиний»
  • Текущее состояние компании: нет данных

Основатель и генеральный директор «Уральских авиалиний» Сергей Скуратов хочет сделать свою компанию не хуже, чем Emirates. Выручка авиаперевозчика растет – в 2017 году она составила 57,3 млрд рублей.

История успеха Скуратова Сергея – это доказательство того, как высоко может взлететь настоящий профессионал. В случае нашего героя утверждение звучит буквально – глава и основатель «Уральских авиалиний» и сам является профессиональным пилотом. Небо – это его жизнь.

Становление профессионала

Краткая биография Скуратова Сергея Николаевича, русского по национальности, начинается с его рождения – 31 марта 1950 года. Мальчик появился на свет в семье авиаработников – это и определило дальнейшую профессию. В 1967 году он поступает в Бугурусланское лётное училище.

Сначала это был 2-й объединенный авиаотряд в Свердловске, где Сергей начинал профессиональную деятельность вторым пилотом в кабине АН-2. Однако полученных знаний и полетов ему было мало – в 1978 году Скуратов получает в ленинградской Академии гражданской авиации дополнительное образование инженера-пилота. Это дало ему возможность работать на всех воздушных судах моделей АН, ТУ и ИЛ.

Фото 1. Скуратову очень идет лётная форма. Источник: top2tops.ru

Фото 1. Скуратову очень идет лётная форма.
Источник: top2tops.ru

Сергей Николаевич стремился постоянно расширять свои знания – в 1984 году он закончил в той же ленинградской академии командный факультет. Это дало ему возможность занять пост начальника инспекции по безопасности полётов, а в 1987 году – пройти на должность уже непосредственно командира Свердловского объединенного авиаотряда.

После распада СССР, уже в 1993 году, «развалился» и сам Свердловский авиаотряд. Скуратов возглавляет авиаперевозчика, ставшего в процессе приватизации «Уральскими авиалиниями». Одновременно с этим он – председатель в Правлении Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта.

Краткая история авиакомпании

Деятельность этой компании началась на базе свердловского авиационного парка в декабре 1993 года. Произошло это после официального раздела, в результате которого Свердловская авиакомпания поделилась на аэропорт и перевозчика.

Фото 2. Официальный слоган компании. Сайт авиакомпании

Фото 2. Официальный слоган компании.
Сайт авиакомпании

Сегодня авиакомпания входит в топ-10 российских лидеров авиаперевозок. Её пассажирооборот каждый год увеличивается на 20% (в прошлом году он впервые составил 6,4 млн пассажиров). Базовые аэропорты фирмы находятся в Екатеринбурге (Кольцово) и Москве (Домодедово). Полеты совершаются на внутренние рейсы, в страны СНГ и по международным направлениям. На данный момент это пятый по размеру авиационный перевозчик в стране с флотом в 43 самолета парка Airbus.

Интересно было бы узнать о человеке, стоящем на пороге в небо. Это «король Домодедово» Дмитрий Каменщик.

Заслуженное признание

Авиакомпания неоднократно занимала самые различные номинации в своей области. Подробнее – в следующей таблице:

Таблица 1. Значимые победы и достижения «Уральских авиалиний»

Год

Конкурс

Номинация

2001

Крылья России

Сразу две:

в качестве самой развивающейся компании;

перевозчик на внутренних линиях

2002

Крылья России

Лауреат в «Пассажирском перевозчике на международных линиях»

2002-2003

Крылья России

Победитель по пассажирским перевозкам на внутренних воздушных линиях

2002

Организация высокой социальной эффективности

Отмечена высокая организация культурно-просветительной работы

2014

Конкурс аудиторской компании Ernst & Young

Предприниматель года в номинации «Транспорт»

Фото 3. Сергей Николаевич – обладатель многочисленных наград. Источник: aex.ru

Фото 3. Сергей Николаевич – обладатель многочисленных наград.
Источник: aex.ru

Кроме того, и сам Скуратов имеет почетный знак «Отличник воздушного транспорта». Также он – пилот первого класса, заслуженный работник российского транспорта.

Рекордная прибыль

2016 год порадовал компанию рекордной за прошедшее десятилетие прибылью. Кроме этого, удалось снизить портфель внешних займов на сумму в 2 млрд рублей. Другие показатели тоже были хорошими:

  • прибыль в 2,7 млрд рублей (в 10 раз больше, по сравнению с прошлым годом);
  • рост объема перевозок на 19%;
  • уход с рынка крупного игрока «Трансаэро».
Фото 4. «Уральские авиалинии» – один из лидеров российских авиаперевозок. Источник: aex.ru

Фото 4. «Уральские авиалинии» – один из лидеров российских авиаперевозок.
Источник: aex.ru

Неслыханная щедрость: миллиардный кешбэк

Речь идет о выводе в 2016 году кэша на сумму более чем 1 млрд рублей – причем из не сырьевой сферы. Это – дивиденды, которые получил в 2016 году Сергей Скуратов. Увеличились и выплаты акционерам. И со стороны, вроде, всё понятно, кроме одного – перевозчик по-прежнему берет очень большие кредиты.

На самом деле достаточно вооружиться калькулятором, чтобы понять, что выплаты держателям акций не так уж и баснословны. Итак, по сохранившимся с 1997 года сведениям:

  1. До 2011 года выплаты шли в размере: 159,5 тыс. рублей; 797,8 тыс. рублей; 1,5 млн рублей. При этом доход с одной акции находился в диапазоне 1-10 рублей.
  2. С 2011 года цифры уже поменялись: 47,8 млн рублей; 79,7 млн рублей. Доходность одной акции колебалась от 100 до 500 рублей.

Иногда вознаграждения и вовсе не доходили до акционеров. В любом случае цифра за все эти годы получается в шесть раз меньше миллиардного кэша. Даже при очень успешном результате работы за 2016 год «Уральских авиалиний» такие выплаты не покрыли всех долгов перед акционерами.

Мнения по поводу такого события разделились. В лагере пессимистов утверждают: это стремление вывести прибыль, «рассовать деньги по карманам». Но юристы утверждают: нет ничего необычного в том, что акционер единоразово получит крупную сумму денег – противоречий здесь не наблюдается.

Имели место и другие версии. Первая – возможный уход из бизнеса Сергея Скуратова, который готовит себе преемника. Вторая – его же желание инвестировать финансы в другой бизнес.

Резонанс получила не сама сумма дивидендов в размере 1 276 504 000 рублей. Непонятно другое: зачем одновременно с этим брался кредит у ПАО «Бинбанк» на сумму в 2,6 млрд рублей? Обоснованием стало «финансирование текущей деятельности» - то есть, получается, на неё денег не хватает?

Аналитики предположили: возможно, это схема для вывода собственных средств и долг как-раз и пойдет на выплату денег акционерам. Естественно, что никакой банк не пойдет на подобное замещение, потому и была придумана другая цель.

Еще несколько скандальных ситуаций

Еще одну волну обсуждения общественности вызвала сделка 2013 года со Сбербанком. «Уральскими Авиалиниями» был получен кредит в 4,5 млрд рублей до 2020 года. Однако эксперты пребывают в сомнениях насчёт возврата денег.

Развитию компании, по мнению многих независимых исследователей, помогают региональные чиновники из Екатеринбурга. Есть неподтверждённые версии:

  • 10% её акций через подставные лица контролирует Александр Левин, бывший руководитель городской администрации.
  • этот же пакет находится в собственности Beta Investments Holdings, оффшорной компании на Кипре.

Дела семейные, дела рабочие

Сергей Николаевич давно состоит в успешном браке – у них с женой есть сын Кирилл, который сейчас является коммерческим директором компании.

Его персона заслуживает отдельного упоминания. Многие считают, что парень не дотягивает до уровня отца. Однако несмотря на проблему поколений, Кирилл достаточно много вкладывает в семейный бизнес, стараясь идти в ногу со временем. Доказательством тому служит сотрудничество с Amadeus.

Под этим названием действует глобальная система бронирования, работающая на технологии Amadeus Web Services. Сюда же входят анализатор низких тарифов Amadeus Meta Pricer и мегапоисковик Aviasales (с ежедневной обработкой 400 000 запросов). Таким образом, есть больше шансов, что клиент, подбирая туристический маршрут, воспользуется именно «Уральскими авиалиниями».

Кирилл Скуратов отмечает: «Подобное сотрудничество позволит нам оптимизировать работу с клиентами и партнерами. Рынок быстро развивается, и нам есть, что предложить клиентам – понятный и высокоскоростной сервис. Уже есть результаты – снижение нагрузки на наш собственный сайт, автоматизированный удобный поиск и увеличение эффективности интернет-продаж».

Финансовое положение

Скуратов – генеральный директор и владелец 80,22% акций «Уральских авиалиний». Вместе с ростом прибыли специалисты отмечают снижение управляемости компании. И прогнозируют: возможно, негативные тенденции будут только углубляться. Констатируются понижение рентабельности перевозок и возможная утрата монопольного положения в Кольцово.

Так что, возможно, Сергей Скуратов уйдет из авиации в «земной» бизнес. Тем более, поговаривают о возвращении в авиацию «Трансаэро» – бывший исполнительный директор и основатель Александр Плешаков уже начал процедуру восстановления компании.

Скуратов часто повторяет такое высказывание: «В воздухе денег нет, они все на земле» (авиационная поговорка).

Может быть, это так и случится. И предпосылкой тому уже является покупка уникального тренажерного центра ценой в 8,5 млн долларов. Сюда могут приезжать тренироваться летчики со всей России.

Эта площадка европейского уровня ни в чем не уступает европейским аналогам и подобному центру в Дубае. Скоро будет готов и ангарный комплекс, в котором будет проходить техническое обслуживание воздушных судов.

Подробнее об ангаре – в этом видео:

Прошедшие обучение получают сертификаты от Boeing и Airbus и смогут оказывать дорогостоящие услуги. А это – довольно хороший доход для скуратовской династии.

Грузовые перевозки – это тоже хороший вариант заработка. Например, на этом можно сделать хороший бизнес с Китаем.

Сама же компания входит в рейтинг 200 крупнейших частных компаний нашей РФ (по версии Форбс). Ниже представлены данные по выручке в период с 2008 по 2017 гг, составленные по результатам годовых финансовых отчетов «Уральских авиалиний» (есть в свободном доступе на официальном сайте) и материалов российского веб-ресурса Forbes.

Таблица 2. Выручка ОАО "Уральские авиалинии" в динамике за период 2008-2017 гг. (по данным Uralairlines.ru и Forbes.ru)

Представленные года

Выручка в млрд рублей

2008

11, 528

2009

10,571

2010

13,061

2011

17,32

2012

23,101

2013

29,199

2014

36,666

2015-2016

43,8

2017

57,3

Источник: Uralairlines.ru и Forbes.ru

В графике это выглядит так:

Рис. 1. График динамики выручки «Уральских авиалиний» за период 2008-2017 гг.

Рис. 1. График динамики выручки «Уральских авиалиний» за период 2008-2017 гг.

Недочёты в работе компании

Пользующиеся услугами авиаперевозчика уральцы считают такое взаимодействие вынужденным. Они называют как минимум две причины, по которым падает их лояльность к «УА»:

  • завидное постоянство задержки рейсов;
  • неоправданно высокая стоимость билета.

Первый пункт дарит постоянную занятость Свердловской транспортной прокуратуре, которая уже устала от подобных проверок. Действительно, вылет может задерживаться до суток. Каждый подобный инцидент грозит большими штрафами, но в компании перестали обращать на это внимание.

Раньше считалось, что задержки связаны с агрессивной политикой ведения бизнеса Скуратовым-младшим. Однако Кирилл сейчас более лоялен в своих действиях, а проблемы остаются.

Что касается объяснения адекватной цены на авиаперевозку – это означает, что в таком же направлении летает какой-нибудь конкурент с нормальными тарифами.

Фото 5. У пассажиров много претензий к этому перевозчику. Источник: pics.aviaport.ru

Фото 5. У пассажиров много претензий к этому перевозчику.
Источник: pics.aviaport.ru

Есть вопрос и непосредственно к парку самолетов – пассажиры очень часто жалуются на состояние воздушных судов. Это происходит несмотря на запущенную в 2006 году программу переоснащения транспорта. Старые машины предложены для музея авиации, организованного губернатором Иркутска Юрием Гуртовым прямо в городском аэропорту.

Несмотря на переход на Airbus, их внутреннее убранство оставляет желать лучшего – очень часто отмечается дискомфорт в расположении сидений, невыдержанности расстояния между ними, да еще и наличии дополнительных кресел в запасном проходе.

У крупнейших авиастроительных компаний мира нет цели поставить свое производство на конвейер. Вероятно, поэтому и невозможно быстро обновить самолетные парки во всем мире.

Однако эта проблема не идет ни в какое сравнение с другой – реальной нехваткой профессиональных летчиков. Это приводит к тому, что за штурвал сажают не только отлетавших своё пенсионеров, но даже переучивают бортпроводников. Подобное отношение может привести к грубым нарушениям санитарных норм, при которых пилоты не отдыхают должным образом.

Происшествий не было, но неприятные инциденты происходят регулярно. Например, задымление в кабине пилота в 2009 году, и выезд за пределы взлетной полосы, и столкновение с курсовым маяком. Случайности никогда не бывают случайны – видимо, проблемы всё-таки следует признать. Тем более в век информационных технологий, когда соцсети способны похоронить даже бизнес-гиганта.

Скуратов: планы на будущее

Сергей Николаевич умеет признавать ошибки в работе – особенно те тактические, которые были связаны с деятельностью компании в 90-е годы. «Мы старались в то время не только выжить, но и объяснить, что деньги надо зарабатывать. Мы на корню задушили только лишь психологию потребления в нашей фирме – она еще не приводила ни один коллектив ни к чему хорошему. Надо искренне уважать тех людей, с которыми работаешь – тогда они отплатят тебе сторицей», – верит Скуратов.

Есть у бизнесмена своя мечта – чтобы «Уральские авиалинии» догнали по уровню своего развития лучшую в мире Emirates (личное мнение Скуратова). «Я знаю, что мои специалисты ни в чём не уступают работающим на этих авиалиниях профессионалам. Но здесь многое упирается именно в финансы – ведь мы, учредители, не арабские шейхи» - говорит он.

Фото 6. Сергей Скуратов и сейчас имеет много планов относительно своего «детища». Источник: expert.ru

Фото 6. Сергей Скуратов и сейчас имеет много планов относительно своего «детища».
Источник: expert.ru

Еще одна мечта летчика – высота. Сергей Николаевич не летал уже давно – каждый полет забирает много сил, надо долго восстанавливаться. Маленькие спортивные самолеты наш герой не воспринимает – ни в какое сравнение с огромными с ИЛ-86 они просто не идут.

Скуратов признаётся: «До сих пор летаю во сне. Это ещё та «зараза» – пилота всегда тянет в небо!»