16+
Четверг, 28 марта 2024
  • BRENT $ 85.86 / ₽ 7950
  • RTS1127.87
16 августа 2021, 05:30 ОбществоПроисшествия

Контракт на аренду разбившегося в Турции Бе-200 вызывает ряд вопросов

Лента новостей

Турецкая пресса пишет, что сумма аренды самолетов завышена, а оплата за них проходила через азербайджанского посредника. Собственного пожарного авиапарка Турция лишилась вследствие сложных внутриполитических интриг

Фото: Kaan Soyturk/Reuters

Катастрофа с российским самолетом-амфибией привлекла внимание к странностям с контрактом на его аренду.

Бе-200 вылетел из города Адана на тушение пожаров и, предположительно, не успел набрать высоту и врезался в гору. Все находившиеся на борту — пятеро россиян и трое турецких специалистов — погибли. Ранее турецкая пресса обратила внимание на то, что сумма аренды самолетов — всего их было арендовано три — оказалась завышенной, а деньги проходили через посредников.

Три самолета Бе-200, которые способны взлетать как с суши, так и с воды, были арендованы с 1 июня по 31 октября у российского Минобороны. Турция заплатит за это 203 миллиона лир — это около 24 миллионов долларов. Турция рассматривала как вариант покупку самолетов в дальнейшем, рассказывает турецкий журналист Абдуррахман Камбуроглу:

Абдуррахман Камбуроглу турецкий журналист «Некоторые коллеги делятся информацией, что у этого самолета были неполадки с гидравликой, из-за чего ему приходилось совершать аварийную посадку, после чего проблема была устранена, но, видимо, проблемы продолжались. Турецкая сторона проявляла интерес именно к этим самолетам, был интерес покупки этих самолетов. Но с другой стороны были эксперты, которые возражали этому в том плане, что эти самолеты якобы были сконструированы работать на ровной местности, нежели в горных условиях».

Невозможность быстрого набора высоты в горах и плохая видимость вполне могли стать причиной катастрофы, говорит заслуженный летчик-испытатель СССР Виктор Заболотский:

Виктор Заболотский заслуженный летчик-испытатель СССР «Уникальная, конечно, машина по своим летно-техническим качествам, но это же не истребитель. На истребителе, если вертикально поставишь, он будет идти нормально, а здесь немножко по-другому. Тут нужно рассчитывать после сброса и нужно иметь в виду, что впереди будет пологий участок набора высоты. Не такой, конечно, как с полным весом, но по крайней мере все равно это надо смотреть. Поэтому здесь либо не было рассчитано это все, либо не было видимости, либо произошел, может быть, отказ одного двигателя, тогда градиент набора сразу резко падает».

Турецкая пресса удивляется тому, что в истории с арендой самолетов появился какой-то азербайджанский посредник — азербайджанская компания CMC Savunma Sanayi A.Ş. и некто Физули Моллаев. Его предложение было самым дорогим из четырех, но тем не менее именно оно выиграло тендер, объявленный министерством лесного хозяйства. При этом операционной эксплуатацией, причем за очень скромную плату, занимается местная турецкая авиационная ассоциация THK, а сколько денег за аренду в результате получает Россия, вообще неизвестно. Но в нынешней Турции подобным вряд ли кого удивишь, отмечает председатель «Платформы диалога России и Турции» Ахмед Ахмедов:

Ахмед Ахмедов председатель «Платформы диалога России и Турции» «Во многих вопросах Турция предпочтение дает именно такого рода сотрудничеству с Азербайджаном, чтобы каким-то путем повысить свои шансы за столом переговоров по тем или иным вопросам с Россией. Условия тендера так написали, что в итоге тендер отдали туда. Сами знаете, как эти дела делаются. Как говорится, одна нация, два государства. При Эрдогане это стало настолько обыденным. Он вполне светскую республику превратил в типичную ближневосточную республику».

Еще недавно Турция располагала собственным внушительным парком из предназначенных для тушения лесных пожаров самолетов, в том числе и Canadair CL-215. Ими оперировала уже упомянутая авиационная ассоциация THK, которая была создана еще в 1925 году самим Мустафой Кемалем Ататюрком. Однако в конце 2018 года министр лесного хозяйства Бекир Пакдемирли неожиданно заявил, что THK поддерживает оппозиционную республиканскую партию CHP. Это было неправдой, но это стало сигналом для ряда близких к власти лиц, что фактически разрешен ее рейдерский захват. Началось все с того, что THK была лишена правительственных заказов. В результате в 2019 году Турция оказалась вообще без противопожарной авиации. А в 2020-м уже начала арендовать через азербайджанского посредника Бе-200 у России, поначалу у «Ростеха» и МЧС, затем — у Минобороны. Собственные же 14 противопожарных самолетов Турция по сходной цене продала Израилю, который, как пишут, оказался покупкой весьма доволен.

Владимир Путин распорядился предоставить к госнаградам погибших при крушении пожарного самолета Бе-200 российских военных летчиков и отправил телеграмму соболезнования Реджепу Эрдогану.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию