Железнодорожники предпочитают Golfstream. Ж/д хайли лайкли. Отраслевые слухи недели. Выпуск №4

Опубликовано 18 мая 2018

Новая информация по «делу Магомедова», забота Максима Ликсутова о бизнесе ТМХ и авиационные предпочтения РЖД — основные отраслевые слухи недели.

«Дело Магомедовых»: новые слухи и домыслы

В прошлом выпуске «Ж/д хайли лайкли» мы передавали слух о возможной связи Магомедовых с убийством зампреда ЦБ Козлова, который посмел отобрать лицензии у контролируемых владельцами «Суммы» банков — отмывочных помоек.

Между тем «дело Магомедовых» обрастает новыми пикантными подробностями. Сообщается, что ещё в 2013 году Управление по борьбе с наркотиками (DEA) министерства юстиции США сообщало о проходящем через Махачкалинский порт наркотрафике, который контролируется братьями Магомедовыми при поддержке бывших сотрудников Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков. По слухам, экс-глава ФСКН Виктор Черкесов, с которым Зиявудин Магомедов познакомился во время строительства нефтяного терминала в Приморском торговом порту Ленинградской области, в дальнейшем помог «Сумма Телеком» получить необходимые частоты для сети WiMAX.

Нужно всегда критически относиться к информации, появляющейся в контексте «горячих дел».

Также информированные источники утверждают, что владельцы «Суммы» не гнушались и «мелочь по карманам тырить». Этой «мелочью» стали хитроумные схемы занижения стоимости вывозимой за пределы России продукции, декларирование продукции отличной от фактически перевозимой, использование «оффшорных схем» в Новороссийском морском торговом порту, акционером которого является «Сумма». Для этой цели в контуре холдинга было создано ООО «Южная контейнерная компания», учредителем которой выступил некий Алексей Зильберберг. Он также владел ООО «Русская контейнерная компания» и ООО «Глобал Логистикс». По имеющейся информации, «Глобал Логистикс» выставлял клиентам счета на оказание услуг, которые превышали установленные НМТП на 50–100%. Полученные средства выводились в оффшоры Магомедовых в качестве дополнительных прибылей, извлекаемых ими из Новороссийского порта.

Очевидно, что такое громкое «дело Магомедовых» будет и дальше обрастать всё новыми и новыми подробностями, фактами и домыслами. Вот уже и гибель бывшего менеджера НМТП, банкира Юрия Котлера пытаются связать с братьями, хотя психическая неустойчивость вкупе с семейными проблемами и бизнес-провалами — это достаточные причины для самоубийства. Поэтому нужно всегда критически относиться к информации, появляющейся в контексте «горячих дел».

«Дело Керимова» — «чёрная метка» для Ликсутова?

В потоке новостей о «деле Магомедовых» как-то на второй план ушло не менее громкое дело их земляка Сулеймана Керимова, которым занимаются французские правоохранители.

Между тем сообщается, что в швейцарскую прокуратуру поступили материалы от департамента экономических преступлений МВД Франции, в которых упоминается имя Максима Ликсутова — нынешнего заместителя мэра Москвы, бизнес-партнёра по ТМХ и «Аэроэкспрессу» Махмудова и Бокарева.

В частности, утверждается, что Ликсутов — теневой владелец «Инбанка», через который выводятся деньги в оффшорные зоны околоевропейских стран и распыляются на счета физлиц, чьи данные по запросу МВД Франции будут раскрыты в ближайшее время. При этом на счёт самого «Инбанка» в Bank of Cyprus поступили 49 млн евро от фирмы, принадлежащей Виктору Вексельбергу. Эти средства затем ушли на швейцарский счёт Ликсутова. За какие такие услуги заммэра Москвы получил этот перевод от олигарха, не сообщается.

Почему мы не слышим о «деле Ликсутова» по аналогии с делами дагестанских бизнесменов или чиновников из Коми?

Кроме того, стало известно, что бенефициаром владельца Wi-Fi в метро Москвы, компании «Максима Телеком», является гражданин Эстонии Урмо Валлнер. Через оффшор Malver Holdings он связан с ещё одним бизнес-партнёром Ликсутова — Алексеем Криворучко, гендиректором концерна «Калашников» и компании «Аэроэкспресс». Таким образом, весьма доходная сеть в метро без тендера фактически досталась всё тем же Махмудову и Бокареву, также как и заказ для ТМХ на производство вагонов для метро на 40 млрд рублей и поставку поездов «Иволга» для МЦД на 12 млрд рублей.

Впрочем, принципиально ничего нового эти слухи к портрету чиновника-бизнесмена Ликсутова не добавили. Он самый богатый чиновник в московской мэрии, чей доход в 2017 году превысил собянинский почти в 40 раза, и никогда не скрывал своей слабости к бизнесу, от которого якобы избавился через фиктивный развод с женой. Другой вопрос, почему мы не слышим о «деле Ликсутова» по аналогии с делами дагестанских бизнесменов или чиновников из Коми?

Этот оффшор — чей надо оффшор!

Сообщается, что многие российские государственные корпорации, несмотря на санкции и угрозу возможных разоблачений (вспомните «панамское досье») продолжают пользоваться оффшорами и другими способами минимизации налогов.

С помощью таких компаний они ведут бизнес за рубежом. Например, в контуре РЖД — это Far East Land Bridge Ltd., австрийское СП «РЖД-Логистик», специализирующееся на транзитных ж/д контейнерных перевозках по маршруту Китай – Европа – Китай.

Неужели железнодорожники разменяли романтику рельс и шпал на небо?!

Другой способ применения оффшоров в госкорпорациях — это использование частных бизнес-джетов, которые не очень хочется «светить» на родине. Аффилированная с РЖД авиационная компания KRP Aviation Limited (учреждена в 2016 году) не из оффшорной юрисдикции, а просто из страны с льготным налогообложением, Ирландии. Железнодорожники летают на Golfstream, модель — Grumman G-1159, регистрационный номер — M-RZDC.

Однако бизнес-джет рассчитан на небольшое количество пассажиров. Поэтому для массовых перелётов госкомпании либо создают собственные авиационные подразделения, либо используют чартеры. Так, прошлым летом авиакомпания «ИрАэро» получила от РЖД 31,5 млн рублей за транспортировку сотрудников на Черноморское побережье.

Неужели железнодорожники разменяли романтику рельс и шпал на небо?!