Тема:

Авиадебоширы 1 месяц назад

Сезон авиадебошей. Реплика Александра Привалова

Есть такие темы – сезонные. Большую часть времени про них мало кто помнит, но приходит урочный час, и про них снова пишут и показывают новости. В основном, конечно, это темы природные. Но есть сезонные темы, к природе относящиеся лишь косвенно, однако возникающие в строго определенное время.

Есть такие темы – сезонные. Большую часть времени про них мало кто помнит, но приходит урочный час, и про них снова пишут газеты и показывают теленовости. В основном, конечно, это темы природные: первый снег, летняя жара, сбор грибов и подледная рыбалка. Но есть сезонные темы, к природе относящиеся лишь косвенно, однако возникающие только в строго определенное время. Типичнейший пример – единый государственный экзамен. Совсем про это счастье забыть трудно в любом сезоне, но первополосной тема ЕГЭ становится каждый год только в экзаменационную страду. Теперь, похоже, полку сезонных тем прибыло: каждую зиму, в преддверии новогодних каникул или сразу после них, так ли, иначе ли, но выходит в зону общественного внимания тема пьяных дебошей на борту авиалайнеров и, само собой разумеется, способов борьбы с этим скверным явлением.

Так, примерно год назад зампред думского комитета по транспорту Виталий Ефимов объявил, что Дума рассматривает вопрос о полном запрете проносить на борт самолета какой-либо алкоголь — как раз для снижения количества пьяных драк на российских авиарейсах. Необходимые для этого поправки в законодательство Ефимов грозился подготовить совсем скоро — до конца весенней сессии. Как видим, не срослось. Но настал урочный час, и тема всплывает снова. На конференции "Безопасность пассажиров и экипажа на борту судна" об очередных планах устрожения правил перелета говорили представители Ространснадзора. Самые свирепые ожидания, как выяснилось, не оправдаются. Весь год, с прошлогоднего пика борьбы с авиахулиганством, дебатировался вопрос: вооружать экипажи самолетов, чтобы они могли обороняться от хулиганья, или не вооружать. Решили: не будем. Ни пистолетов, ни даже электрошокеров экипажу не дадут. Зато резко увеличат штрафы за неправильное поведение на борту: пассажир, продолжающий звонить по телефону во время взлета, не пристегнувший ремень и уж тем более не подчинившийся члену экипажа, будет налетать на серьезные штрафы. Сегодня максимум штрафа, возможного за такие вещи, составляет у нас 5000 рублей, и Ространснадзор грозит увеличить их в десятки, а то и в сотни раз. А что с пьяными дебошами? Скромнее, чем в прошлый раз. Никаких громких запретов — будут грозить свирепыми штрафами, да и только. Способен ли принявший на грудь полкило вискаря пассажир вовремя вспомнить об этих штрафах – вопрос гадательный.

Видимо, чтобы вспоминала, публике настойчиво рассказывают о судьбе, которая вот прямо сейчас постигает Сергея Кабалова. Напомню: это тот парень из Саратова, который в январе на рейсе в Хургаду напился, побил стюарда и нес всякую чушь, что-де он депутат, а одновременно спецназовец ГРУ, и всех сейчас поубивает одним пальцем. Потом он прятался в Белоруссии, там его поймали, выдали отечеству, и вот присяжные единогласно признали его виновным не только в хулиганстве, что вполне справедливо, но и в покушении на угон судна, что странно. На мой взгляд, это примерно как если бы персонажа песни Высоцкого, который "всех хотел застращать", а потому "голым скакал и песни орал, и отец, говорил, у меня генерал", на этом основании признали виновным в покушении на военный переворот. Что двенадцать наших соотечественников вынесли такой вердикт, да еще и единогласно — меня искренне удивляет. Полагаю, суд убедил их, что такой вердикт нужен, "чтоб впредь другим неповадно было". Ну-ну. Мне это не очень нравится: тем более, что действенность этого предупреждения так же сомнительна, как и действенность увеличенных штрафов. Очередной напившийся дурень не вспомнит ни о том, ни о другом, и никакой профилактики не получится.

Между тем, борьба с авиадебошами вполне возможна, если не валять дурака и не мечтать об исправлении нравов всего летающего человечества, но посмотреть на конкретные факты. Проблема-то достаточно внятно локализована. Когда всплывает тема авиадебошей? В новогодние каникулы. Почему? Потому что львиная доля этих самых дебошей происходит в чартерных рейсах в Хургаду, Бангкок, Пхукет и так далее. Отдыхать пацаны летят. Расслабляются. Ну, так сажайте на эти чартеры по одному, а то и по два пристава с наручниками и полномочиями — и вся любовь. Дальше. Нам говорят, что статистика показывает учащение разного рода правонарушений на длинных рейсах: Владивосток, Пекин, Петропавловск-Камчатский. Ну, тут-то совсем ясно, в чем корень зла: просто перестаньте хотя бы на этих многочасовых рейсах сами продавать алкоголь. Пожертвуйте грошовой прибылью — самим станет спокойнее. И не придется на потеху всей планете обыскивать, как до сих пор предлагают некоторые горячие головы, всех пассажиров на всех рейсах: не скрыл ли кто на себе чекушку?