В Совете Европы изучили пытки при задержаниях и допросах

Опубликован доклад о выбивании признательных показаний

Комитет против пыток Совета Европы (СЕ) призвал государства-члены СЕ отказаться от методов предвзятого расследования, направленных на получение признательных показаний. Это провоцирует силовиков на жестокое обращение и пытки, но приводит к судебным ошибкам, говорится в докладе комитета, предложившего альтернативные стандарты на примере ряда западных стран. Эксперты отмечают, что выбивание признаний — острая проблема для России, требующая масштабной реформы уголовно-правовой системы.

Фото: Reuters

Применение жестокого обращения во время задержания или допросов остается серьезной проблемой во многих государствах-членах Совета Европы, в трети из них действия полиции за последние 10 лет можно квалифицировать как пытки. Об этом говорится в ежегодном 28-м докладе Комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (European Committee for the Prevention of Torture and Inhuman or Degrading Treatment or Punishment, ЕКПП) СЕ.

Согласно докладу, периодом «повышенного риска» является время задержания подозреваемых в совершении преступлений: насилие со стороны силовых структур при задержании или вскоре после этого, зачастую было излишним или чрезмерным.

Речь идет об избиениях, в том числе дубинками, и использовании перцовых аэрозолей, когда задержанные не оказывали сопротивления или уже был взяты под контроль. «Предполагаемое неправомерное поведение» допускалось в ходе «операций по контролю за толпой» и других оперативных действий сотрудников силовых структур в масках и без идентифицирующих их знаков отличия и номеров на униформе и шлемах. Незаконное и чрезмерное применение силы признается Европейским судом по правам человека (ЕСПЧ) нарушением ст. 3 (запрет пыток и бесчеловечного обращения) Европейской конвенции.

С 1990 года представители ЕКПП в ходе 440 посещений разных стран беседовали наедине с десятками тысяч человек, которых задерживала полиция.

В докладе указано на частое использование:

  • неоправданно жестких наручников и оскорблений, в том числе расистских высказываний,
  • поражении электротоком,
  • ударах по ступням ног,
  • подвешивании или гиперэкстензии с помощью наручников,
  • ожогах частей тела,
  • удушья с помощью пластикового пакета или противогаза,
  • приковывании задержанных в напряженных позах на несколько часов,
  • жестоких побоях и ложных казнях.

«ЕКПП продолжает получать сообщения о действиях правоохранителей от пощечин до более жестоких форм обращения, намеренный характер которого очевиден»,— говорится в докладе.

Насилие применяется оперативниками до первого официального допроса, в некоторых случаях следователи потворствуют или даже поощряют такую практику. В ряде стран также применяется «упрощенная процедура» приглашения или вызова лиц для «неформальных бесед», «сбора информации» или «объяснений». ЕКПП отмечает повышенный риск жестокого обращения и злоупотреблений в случае неформального опроса «лиц, представляющих интерес» без предусмотренных процессуальных гарантий. В докладе подчеркивается важность обеспечения прав задержанных на доступ к адвокату и врачу, а также на уведомление о факте задержания родственника или третьей стороны по своему выбору. Однако, медосмотры находящихся под стражей часто проводятся поверхностно или в присутствии сотрудников правоохранительных органов. А введение процессуальных гарантий привело к появлению практики допроса подозреваемых в неофициальных местах содержания под стражей и без документального фиксирования факта лишения их свободы.

ЕКПП подчеркнул важность принципа «от доказательств к подозреваемому», а не «от подозреваемого к доказательству», который уже используется в ряде европейских стран, например в Англии и Уэльсе.

Непредвзятые допросы улучшают шансы на раскрытие преступления: неосознанный поиск только той информации, которая «подходит» и игнорирование иной приводит к ложным признаниям и ошибкам.

«Следователи, которые применяют презумпцию невиновности, генерируя и проверяя альтернативные гипотезы, более эффективны, чем применяющие пытки»,— говорится в докладе. Такой подход в сочетании с применением процессуальных гарантий с момента задержания разрушает миф об эффективности жестких методов (включая пытки) и более эффективен в борьбе с терроризмом по сравнению с традиционно применяемыми методами. В странах, где придают особое значение признаниям, увеличивается риск незаконных действий в отношении подозреваемых и свидетелей.

Стандартами ненасильственного допроса, по мнению ЕКПП, должно быть его проведение не более чем двумя сотрудниками, четко регламентированная продолжительность и перерывы.

  • Допрос не может длиться подряд более двух часов, не менее 8 часов в сутки в отношении фигуранта должны быть исключены каких-либо следственные действия.
  • Допросы должны проводиться в специально оборудованных помещениях, с точным протоколированием, включая время начала и окончания и имена всех присутствующих.
  • Аудио- и видеопротоколирование должно стать эффективным средством предотвращения жестокого обращения во время допросов, при этом электронные записи должны храниться надежно в течение разумного периода времени, быть доступными для задержанных и их адвокатов, представителей международных и национальных контрольных органов и любых должностных лиц, ответственных за расследование сообщений о пытках.

Для изменения ситуации необходимы конкурентные и строгие процедуры приема на службу на основе строгих критериев, адекватное вознаграждение, а также обучение применению стандартов в области прав человека. При этом требуется скрупулезный контроль руководства за соблюдением процессуальных гарантий с проявлением нетерпимости к жестокому обращению со стороны подчиненных. Любая информация о жестоком обращении со стороны правоохранителей должна быть эффективно расследована, а все виновные привлечены к ответственности. Нужна также система внешнего и внутреннего мониторинга подобных ситуаций.

ЕКПП призывает полностью разделить функции оперативников, сотрудников тюрем и следователей, чтобы «сломать вредный корпоративный дух», мешающий силовикам выступать против своих коллег в случаях жестокого обращения. Лица, ответственные за содержание под стражей должны информировать задержанных об их правах и помогать им подать официальную жалобу в отношении чрезмерного применения силы. В ряде стран задержанного немедленно представляют опытному «сотруднику опеки» который проверяет его психологическую или физическую неприкосновенность перед дальнейшими процессуальными действиями.

«Проблема «выбивания» признательных показаний под пытками обострилась в России в 2018 году, когда почти каждый резонансный арест сопровождался сведениями о применении насилия сотрудниками правоохранительных органов», говорит юрист Института права и публичной политики Наталия Секретарева. ЕСПЧ, по ее словам, указывал, что «использование полученных под пытками показаний нарушает право на справедливое судебное разбирательство» и часто принимает во внимание позиции ЕКПП при рассмотрении дел о нарушении РФ ст. 3 (запрет пыток) Конвенции. Эксперт отметила, что для воплощения рекомендаций Комитета в РФ необходима масштабная реформа уголовно-правовой системы. Однако 11 марта 2019 года Комитет отметил «продолжающийся отказ» России от сотрудничества с ним в связи с непринятием мер по расследованию и предотвращению пыток в Чечне после визита туда делегации ЕКПП. Большинство государств-членов СЕ, публикуют отчеты о таких посещениях, но в России 21 из 22 адресных отчетов комитета не опубликованы.

Анна Пушкарская

Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...