«Мотив» потерял связь с миллиардом

Екатеринбургский сотовый оператор терпит убытки

Сотовый оператор ООО «Екатеринбург-2000» (бренд «Мотив», Екатеринбург) по итогам 2019 года отчитался о чистом убытке в размере 57,4 млн руб. За последние пять лет это первый отрицательный финансовый результат сотового оператора, следует из данных «СПАРК». По итогам года, компания на 1 млрд руб. снизила поступления платежей за свои услуги. Аналитики предполагают, что оператор мог потерять крупного клиента.

Фото: Евгения Яблонская, Коммерсантъ

Фото: Евгения Яблонская, Коммерсантъ

По итогам 2019 года ООО «Екатеринбург-2000» впервые показало чистый убыток, который составил 57,4 млн руб. С 2015 года чистая прибыль компании не опускалась ниже 28 млн руб., следует из данных «СПАРК-Интерфакс». Себестоимость продаж за 2019 год снизилась на 200 млн руб. и составила чуть более 6 млрд руб. Прибыль от продаж выросла в 4,3 раза, до 138,2 млн руб. Строка прочие расходы выросла в два раза и составила 296,2 млн руб.

В отчете о движении денежных средств указано, что поступления от продажи услуг сократились на 1 млрд руб. — до 5,4 млрд руб. На платежи поставщикам (подрядчикам) за сырье, материалы, работы, услуги, а также в фонд оплаты труда компания направила более 4,7 млрд руб., что в целом соответствует показателям 2018 года. Компания в 2019 году направила 938 млн руб. на приобретение внеоборотных активов, что на 500 млн руб. выше затрат 2018 года.

Компания также последние два года показывала снижения по госконтрактам. Если в 2015-2016 годах компания получала госконтракты на 160-240 млн руб. (почти весь объем приходился на госконтракты со Сбербанком на обслуживание номера 900), то в 2018 году сумма госконтрактов составила чуть более 3 млн руб., в 2019 — 1,5 млн руб. В 2020 году объем госзаказа уже составил 4 млн руб. (компания поставит смартфоны правительству Свердловской области для больных коронавирусом, которые проходят лечение на дому).

В «Мотиве» на запрос “Ъ-Урал” о своих финансовых результатах не ответили.

«Мотив» начал работать в 1996 году. Сейчас компания, судя по информации на ее сайте, предоставляет услуги сотовой, фиксированной, зоновой, междугородной и международной связи, доступа в интернет, передачи данных, услуги контакт-центра на аутсорсинг, занимается строительством виртуальных частных сетей. По 32% долей компании принадлежат Милтон Инвест Лимитид и Коллинз Интернэшнл Лимитид (Чарльзтаун, Южная Каролина, США), Гленфилд Менеджмент Лимитид Лайабилити Парнершип (Лондон, Великобритания), 4% принадлежит екатеринбургскому бизнесмену Виталию Кочеткову. Считается, что он контролирует думу Екатеринбурга и входит в окружение губернатора Евгения Куйвашева.

По данным редактора проекта «Будь мобилен!» Ивана Куща, «Мотив» в Свердловской области входит в тройку лидеров (на первом месте МТС). «Компания занимает около 20% рынка в Свердловской области, у компании в регионе 1,86 млн абонентов. При этом большая часть абонентов приходится на молодежь, людей пенсионного возраста и приезжих мигрантов. В самом Екатеринбурге доля ниже, по области наоборот — выше. В Курганской области у них доля около 5% (150 тыс. абонентов). В ХМАО и на Ямале доля не превышает 3% (120 и 60 тыс. абонентов соответственно)», — рассказал Иван Кущ. Одной из особенностей работы оператора он отметил отсутствие лицензии на 3G, сети работают в 2G и 4G.

«Судя по бухгалтерской отчетности компании, у нее идет серьезный спад по платежам — 1 млрд руб. — это 15% за год. Скорее всего, компания потеряла какого-то большого клиента», — предполагает исполнительный директор «Общества защиты интернета» Михаил Климарев.

Он также отметил, что у компании в разы выросли платежи по НДС: с 8 млн руб. в 2018 году до 49 млн руб. в 2019 году (в 2019 году НДС вырос с 18 до 20%), что также повлияло на итоговый результат.

Он отметил, что компании тяжело конкурировать на рынке с федеральными операторами. «Рыночные стратегии операторов условно делятся на три больших направления: конкуренция ценой, продуктом и отношением к клиенту. "Мотив" ценой не выделялся, там уже давно все ниже нижнего. Особых продуктов также не было. Главное конкурентное преимущество компании — это отношение к клиентам, то есть, они захватили большую абонентскую базу. Они не могут конкурировать с федералами относительно роуминга, но у них есть понимание региональных особенностей, чего нет у федералов с их единой программой»,— пояснил господин Климарев.

Татьяна Дрогаева

Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...