Росжелдор заслушал кассету

Железнодорожники вернулись к обсуждению перехода на новый тип подшипников

Как стало известно “Ъ”, скандальный вопрос принудительной замены всех роликовых подшипников на вагонах на кассетные, казавшийся исчерпанным в прошлом году после критики занимавших тогда посты премьеров Максима Акимова и Дмитрия Козака, вернулся в повестку после смены правительства. В Росжелдоре прошло совещание, где обсудили итоги испытаний кассетных подшипников на обычных вагонах, подтверждающие их эффективность. Собеседники “Ъ” среди владельцев вагонов считают исследование необъективным и опасаются, что смена вице-премьеров приведет к возобновлению проекта перехода.

Фото: Роман Яровицын, Коммерсантъ

Фото: Роман Яровицын, Коммерсантъ

В Росжелдоре 6 февраля состоялось совещание, посвященное переводу железнодорожных вагонов на кассетные подшипники. Об этом “Ъ” рассказали участники совещания, удивленные тем, что к обсуждению предмета вернулись.

В сентябре 2019 года комиссии Совета по железнодорожному транспорту государств—участников Содружества, объединяющего страны с шириной колеи 1520 мм, а в октябре и сам совет одобрили введение обязательного требования об установке с 2021 года на всех грузовых вагонах РФ кассетных подшипников при капремонте с заменой колесной пары. 25 октября это решение было подкреплено приказом Минтранса. Владельцы вагонов отрицали обоснованность меры, указывая на нормальную эффективность роликовых подшипников в типовых вагонах (кассетные пока ставят только на инновационные) и дополнительные затраты, которые оценивали в 200–300 млрд руб. Свой протест они изложили в письме к первому вице-премьеру Антону Силуанову, вице-премьерам Дмитрию Козаку и Максиму Акимову, угрожая перерегистрацией вагонов в соседние страны. Последующее предостережение Ространснадзора закрыло и эту возможность: ведомство потребовало от ОАО РЖД разобраться с вопросом использования на сети роликовых подшипников с истекающим сроком службы, оно распространилось в том числе на парки сопредельных стран, все локомотивы и пассажирские вагоны.

Однако кампания по замене подшипников завершилась так же молниеносно, как возникла: 31 октября Дмитрий Козак и Максим Акимов дали поручение незамедлительно отменить приказ Минтранса (см. “Ъ” от 1 ноября), а 13 ноября господин Акимов поручил также в суточный срок отозвать и предостережение Ространснадзора (см. “Ъ” от 13 ноября).

Теперь дискуссия возобновилась. Предметом обсуждения на совещании стало заключение ВНИКТИ от 30 января о возможности применения подшипников кассетного типа в тележках грузовых вагонов.

Анализировались кассетные подшипники «ЕПК-Бренко» с адаптерами различных фирм, установленные на вагонные тележки типа 2 (18-100, самая распространенная тележка). В заключении говорится, что их применение «приведет к возможному повышению ресурса по сравнению с цилиндрическими подшипниками до 1,5 раз», боковое воздействие от вагонов с кассетными подшипниками на 4–7% ниже, чем от эталонного вагона, уровень напряжений в кассетном подшипнике в среднем ниже до 1,8 раза.

Источники “Ъ” среди владельцев вагонов отзываются о качестве исследования скептически. По проведенным испытаниям нельзя сделать достоверных выводов, сообщает другой источник “Ъ”. «Полностью зависимая от ОАО РЖД структура намеренно или нет провела их с множеством ошибок,— говорит он.— Среди грубейших — маленькая выборка, незначительный оцениваемый пробег, отсутствие реальных нагрузок, разные степени износа как самих подшипников — новые кассетные и старые роликовые,— так и тележек: опять же новые при использовании первых и отремонтированные — при вторых». Из-за всего этого нельзя сделать однозначный вывод о надежности конструкции, резюмирует собеседник “Ъ”, требуя сделать испытания открытыми и дать к ним доступ участникам операторского рынка. По словам другого источника, исследование не соответствует поручению вице-премьеров, требовавших провести тот тип испытаний и экономической оценки, который занимает не менее полугода. Впрочем, говорит один из участников совещания, представители ВНИКТИ и не пытались представить результаты как конечные.

По его мнению, само совещание не стоит воспринимать как признак начала реванша, оно было техническим. В ОАО РЖД “Ъ” пояснили, что комплекс испытаний грузовых вагонов с тележками, оборудованными кассетными подшипниками, проводится с целью определения степени эффективности их эксплуатации для всех заинтересованных сторон. Минтранс и Росжелдор, говорят в министерстве, руководствуются решениями, принятыми ранее правительством РФ. Но два других источника “Ъ” уверены, что к вопросу о принудительной замене еще вернутся: один из них полагает, что такая попытка будет предпринята на фоне смены курирующих вице-премьеров, поскольку господа Акимов и Козак больше не исполняют свои прежние обязанности.

Наталья Скорлыгина

Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...