Председатель партии "Единая Россия" Д.А.Медведев

23 декабря 2014 года

Расширенное совместное заседание Высшего совета и Генерального совета партии «Единая Россия»

Расширенное совместное заседание Высшего совета и Генерального совета партии «Единая Россия»
Москва

Стенограмма:

Б.Грызлов (председатель Высшего совета партии «Единая Россия»): Уважаемые коллеги, мы начинаем работу расширенного совместного заседания Высшего совета и Генерального совета партии «Единая Россия». Провести заседание в таком составе, для того чтобы повести итоги года и определить ключевые задачи на будущий год, предложил председатель нашей партии Дмитрий Анатольевич Медведев.

По данным регистрации, на заседании присутствуют 74 члена Высшего совета партии, 152 члена Генерального совета партии. Кворум имеется. В заседании также принимают участие члены центральной контрольно-ревизионной комиссии партии, секретари региональных отделений партии, руководители межрегиональных координационных советов партии, члены центрального совета сторонников партии, представители всероссийской общественной организации «Молодая гвардия Единой России».

Предлагаю начать нашу работу.

Коллеги, слово предоставляется председателю партии «Единая Россия», Председателю Правительства Российской Федерации Дмитрию Анатольевичу Медведеву.

Д.Медведев: Добрый день, уважаемые коллеги! Мы с вами встречаемся совсем уже в преддверии Нового года – хорошее время, чтобы итоги подвести, оценить наши действия, обсудить планы на будущее. В следующем году у нас начинается подготовка к федеральной кампании по выборам в Государственную Думу – время летит быстро, казалось бы, совсем недавно прежняя кампания закончилась. Тем не менее я считаю, что партия может и должна заняться этим на съезде, где мы примем решения по процедуре предварительного голосования для формирования списка кандидатов в депутаты и обсудим вопросы по выполнению нашей предвыборной программы.

Сегодня в этом зале присутствует практически всё руководство «Единой России» разного уровня, от представителей первичек до членов Высшего, Генерального советов, приглашены сторонники партии, представители «Молодой гвардии». Все, кто здесь присутствует, то есть все вы, активно участвует в политической жизни страны в прямом смысле этого слова. Многие из присутствующих – члены законодательных собраний, обладатели депутатских мандатов не только в Москве, но и в регионах, муниципалитетах, поэтому вы отлично представляете себе, в каком состоянии находится наша страна.

Уходящий год, как принято всегда в таких случаях говорить, был непростым – хотя пусть кто-нибудь мне приведёт в пример хоть один простой год, который мы прожили начиная с 1991 года, да и раньше тоже всего было достаточно. На самом деле было много и тревог, и радостей. Год действительно был очень разноплановый, ну а для нашей страны, что там лукавить, просто переломный. По сути, вся история нашей страны разделилась на период до 2014 года и после 2014 года. И это надолго.

Но мы с вами говорим о партийных делах, скажу прямо: для партии этот год был в целом весьма удачным. Вырос авторитет и «Единой России», и власти в целом, и мы обязаны это доверие сохранить. Это действительно наша святая обязанность, особенно с учётом того, в какой весьма непростой экономической ситуации мы находимся в преддверии Нового года. По вполне понятным причинам ситуация в экономике потребует предельно точных решений, выверенных решений. Все вы слышали Послание Президента Федеральному Собранию. Я сейчас, естественно, не буду пересказывать его основное содержание, обращаю внимание лишь на то, что в Послании прямо сказано о необходимости исполнения социальных обязательств. И какие бы кризисы ни стояли на дворе, что называется, как бы на нас ни нажимали, в каких бы тисках – цен на нефть или санкций – ни находилась наша страна, что бы ни происходило, социальные обязательства мы обязаны выполнить. Я думаю, это понимают все присутствующие в зале, – именно потому, что это главные наши обязательства, всё остальное может подождать.

Правительство, естественно, отдаёт себе отчёт, где мы находимся, контролирует ситуацию. Нам придётся оперативно реагировать на многие трудности, в значительной степени по многим вопросам перейти на режим ручного управления, что в общем в нашей истории случалось нередко. Мы с Правительством так поступали в 2008–2009 годах, специальные меры были подготовлены. Скажу вам, что мы сейчас эти меры вынуждены реанимировать, просто, по сути, всю совокупность тех идей, которые тогда использовались. Часть мер, естественно, будет новой, часть мер будет традиционной в таких ситуациях.

Хотел бы ещё отметить: что бы ни происходило, мы, конечно, как партия, а соответственно, и органы власти, которые нашей партией формируются, должны жить в повестке нормального роста. Не нулевого роста, а нормального роста, даже если у нас что-то не будет получаться. То есть мы должны смотреть на перспективу, потому что если мы поставим перед собой более скромные задачи, то у нас есть риски уйти в более глубокую рецессию, чем это может случиться. Хотя, напомню, мы и из рецессии неплохо выходили. В 2009 году у нас было очень серьёзное падение промышленного производства, но мы сумели выбраться, закрепиться. Хотя сейчас ситуация в чём-то не проще, а сложнее, потому что тогда мы выходили из этого кризиса вместе со всем миром, а сейчас целый ряд государств, по сути, занимается тем, что препятствует развитию нашей экономики. Это плохо, это печально, но мы переживём и это, конечно.

Что это означает для партии? С политической точки зрения «Единая Россия» должна обеспечить исполнение всех принятых решений – от Москвы до самого небольшого поселения, с точки зрения социально-экономического развития – сохранить уже существующие социальные стандарты, заложив в то же время основу для модернизации экономики, о чём я сейчас говорил. И очень важно постоянно сверять наши с вами ощущения с ощущениями людей, с их пониманием того, где мы находимся, встречаться, разговаривать с ними. Мы с вами об этом всегда говорим. Я считаю, что сила нашей партии именно в том, что мы никогда не прятались от общения с людьми. Практически все здесь присутствующие ведут приём граждан, общаются так или иначе, неважно кто где работает – в Москве или в небольшом населённом пункте – и какую должность занимает. Я думаю, что так и должно быть.

Вообще нашу партию, чтобы кто ни говорил и как бы нас ни критиковали, а критиковать будут, это нормально, всё-таки в настоящий момент в нашей политической системе заменить никто не может, потому что мы самая крупная политическая партия в стране. В наших рядах более 2 млн человек, 84 тыс. первичных организаций. Почему я об этом говорю? Раз мы самая крупная политическая сила, то и ответственность на нас особая лежит. Это тоже всем понятно.

Для того чтобы справиться с вызовами, у нас есть самое главное – то, о чём мы с вами тоже обычно говорим, – у нас есть доверие. И это доверие, хотел бы ещё раз подчеркнуть, в силу разных причин – в том числе важнейших политических решений, принятых Президентом, нашей страной в целом, – окрепло в этом году. Поэтому его нужно максимально оберегать. Люди обращаются к нам: около 400 тыс. человек в текущем году пришли в общественные приёмные партии, и это только предварительные данные на конец ноября. Практическая помощь потребовалась больше трети этих людей, а более половины людей, которые приходят в приёмные нашей партии, просто нуждаются в разъяснениях и правовых консультациях. Такого рода консультации они получают – я считаю, что это очень хорошо.

У партии самая разветвлённая сеть приёмных, их около 2,5 тыс. Когда был наш общий день – и день партии, и день приёма, я посмотрел потом по материалам прессы, социальным сетям: везде приёмы были, и люди относятся к этому с пониманием и благодарностью. Очень важно это тоже сохранять. Были выезды и в сельскую местность, и в отдалённые поселения, такую практику нужно продолжить. Партия находится буквально в шаговой доступности для огромного количества людей, и это доказывает свою эффективность. Отражением, кстати, такого состояния является результат на региональных сентябрьских выборах. Осенью 2015 года пройдёт крупнейшая избирательная кампания в муниципалитетах. Очевидно, совсем скоро все мы почувствуем давление наших оппонентов, которые постараются начать предвыборную кампанию в Государственную Думу VII созыва задолго до её официального объявления и, естественно, будут пользоваться всеми удобными предлогами, а предлогов хватает всегда, если говорить об экономике, это вообще лучший предлог. Поэтому работа эта начнётся очень скоро, может быть, даже уже совсем скоро, и выигрывать в такой ситуации, естественно, не проще, поэтому мы должны основательно подготовиться.

Ещё раз обращаю внимание на то, что работу по подготовке к выборам партия должна начать на съезде или раньше, если мы об этом договоримся. Там мы сможем подвести промежуточные итоги выполнения нашей предвыборной программы, с которой шли в Государственную Думу в прошлый раз, дать старт процедуре предварительного голосования по кандидатурам будущих депутатов на предстоящих выборах. Такое поручение по подготовке следующего, то есть 15-го, съезда партии я намерен дать президиуму Генерального совета. Сам процесс организации этого важного мероприятия, который будет сопровождаться партийными конференциями по всей стране, даст активистам нашей партии возможность ещё раз обсудить, предъявить нашу позицию и, главное, учесть мнение людей о том, в каком направлении должна двигаться партия, а с учётом правящего характера нашей партии – по сути, вся страна.

Несколько слов о новых методах партийной работы. Во-первых, мы впервые приступили к решению конкретных задач по развитию различных отраслей с помощью широких дискуссионных площадок, я имею в виду те два форума, которые прошли весной и летом по инициативе «Единой России». Речь идёт о Съезде депутатов сельских поселений по проблемам аграрного сектора в Волгограде и Всероссийском форуме «ЖКХ – новое качество» в Челябинске.

Я скажу по своим ощущениям, формат получился очень хорошим. У меня были сомнения: много людей, они впервые встречаются многие, но формат действительно получился уникальным и, что самое главное, эффективным. Сидели в зале специалисты очень хорошего уровня, предлагались чёткие точечные решения, не вообще улучшить и расширить, а вполне точные решения. По итогам обоих форумов подготовлены были перечни мероприятий и поручений для министерств и ведомств. Я их все подписал, и насколько мне докладывают, я посмотрел материалы, практически значительная часть из них воплотилась в нормативные акты, в решения, за что большое спасибо всем, кто принимал участие в их формировании, начиная от депутатов Государственной Думы и заканчивая, естественно, лидерами регионов и муниципальных образований. Сегодня, кстати, у нас будут доклады о выполнении тех решений, которые были приняты. Я думаю, что в наступающем году можно было бы такие форумы провести по другим вопросам. Это реально работающий, хороший формат.

Во-вторых, хочу отметить как успешную совместную деятельность партийного актива, Правительства и региональных властей по решению проблемы детских садов. Важнейшая тема, сложная, дорогая. Мы все понимали важность этой задачи, поэтому единороссы и на федеральном уровне, и в субъектах очень внимательно следили за ходом реализации программ по модернизации системы дошкольного образования. Средства мы начали выделять ещё в 2011 году, продолжим выделять и в будущем. У нас ещё приблизительно 400 тыс. детей не обеспечены местами в дошкольных учреждениях. В общей сложности деньги были выделены весьма немалые. В бюджете 2015 года предусмотрены средства в размере 10 млрд рублей на эти цели. У нас есть ещё переходящий остаток этого года, и, скажу прямо, нам, по всей вероятности, придётся эти средства дополнять. Будем надеяться, что будут условия и доходы для того, чтобы решить эту задачу.

Стало очевидным и то, что с учётом увеличения рождаемости нам нужно подумать о новых местах в школах. В перспективе до 2025 года в школу пойдёт на 3,5 млн детей больше, чем сейчас. Нужно просто задуматься, цифра немаленькая. Поэтому теперь регионы строят здания, которые могут быть использованы организациями как дошкольного, так и школьного образования. Это хорошая практика. Я вообще считаю, что деятельность партии по этому направлению является реальным достижением, и где бы мне ни приходилось общаться с нашими людьми, всегда тема детских садов выходит на передний план, как и тема школ, и там, где детские сады строятся, говорят: «Да, мы видим, вы реально что-то делаете, какого-то успеха достигаете. Этого раньше не было». Это именно то, что снимается как реальные достижения партии и нашей системы государственной власти. Активистам «Единой России» нужно контролировать и дальше, как идёт процесс модернизации дошкольного образования.

Теперь несколько слов о внутрипартийной ситуации. Нашу партию иногда с иронией, но чаще, скорее, с завистью политические оппоненты называют партией власти. Этот термин мне абсолютно не нравится, он неудачный и довольно бессмысленный. Но мы правящая партия, вот это термин корректный и правильный. Мы партия, которая контролирует власть, или партия, которая находится у власти. У нашей партии много представителей в различных структурах власти, в депутатском корпусе. Хотел бы, чтобы мы все осознавали, абсолютно все, кто сидит в этом зале, – это не константа. Наша задача это сохранять по мере возможностей, но за это надо бороться. Это не выигрыш по лотерейному билету, который мы получили и всю жизнь этим пользуемся, за это надо бороться.

Такой уровень представительства обязывает единороссов быть весьма требовательными к себе. Чтобы сохранить доверие избирателей, нужно спрашивать с любого партийца, которого делегировали во власть. Не должно быть некритичного отношения ко всем и к самим себе, нужно, естественно, вычищать тех, кто нарушает партийные нормы, этические и тем более правовые нормы.

Конечно, в партию приходят по разным причинам, и ничего плохого в том, что люди мыслят свои карьеры в контексте партийного развития, нет, это нормально абсолютно. Но должно быть ещё что-то более важное, чем просто карьера, а более важное – это служение стране, поэтому следует расширить возможности для общественного контроля за теми нашими руководителями (то есть, по сути, за всеми, кто присутствует в этом зале), которые занимают значимые посты.

Нужно подумать и о содержательной перезагрузке одного из важных институтов «Единой России» – я имею в виду совет сторонников. Его очевидное преимущество не только в том, чтобы готовить кадры для партии, но и в возможности организации сотрудничества «Единой России» с гражданским обществом. Всем очевидно, что в современной России такие структуры, будь то НКО социального характера, какие-то иные формы гражданской активности, становятся всё более популярными. Общество усложняется (это не нужно недооценивать) и не только в столицах, вообще по всей территории, и такие формы работы будут более популярными. Совет сторонников, не скованный партийной дисциплиной (потому что это всё-таки сторонники, а не члены партии), может стать эффективной площадкой для взаимодействия с такими сообществами. Я думаю, что им будет просто интересно получить возможность реально участвовать в принятии решений, которые меняют жизнь в стране.

Есть и целый ряд других направлений работы, которые мы с вами, уважаемые коллеги, сейчас обсудим. Единственное, я хотел повиниться. У нас сегодня очень важный день – сегодня подписываются документы по присоединению новых партнёров к Евразийскому экономическому союзу. Я тоже приглашён в этом поучаствовать, поэтому, уважаемые коллеги, я начну, а мои товарищи закончат сегодняшнее мероприятие, если вы не возражаете. Спасибо большое.

С.Неверов (секретарь Генерального совета партии, члена бюро Высшего совета партии «Единая Россия»): Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! У нас подготовлены определённые предложения по выступлениям. Я передам в дальнейшем слово Васильеву Владимиру Абдуалиевичу, потом буду приглашать сказать несколько слов наших коллег, которые работали по разным направлениям, но начну с того, что должен доложить Высшему совету, Генеральному совету и Вам, уважаемый председатель, что на сегодняшний день завершены все отчётно-выборные конференции в регионах. У нас в 10 региональных отделениях произошла смена секретарей региональных отделений. Это такие регионы, как Карелия, Волгоградская, Владимирская, Ивановская, Костромская, Московская, Кировская и Новосибирская области. У нас, что очень важно, в двух новых субъектах, которые в этом году вошли в состав Российской Федерации – Крыму и Севастополе, – избраны секретари, появились полноценные организации. В рамках ротаций, которые проходили в региональных политсоветах и местных политических советах, тоже произошли очень серьёзные изменения. Скажем, в рамках региональных политсоветов почти на 14% у нас произошла ротация, почти на 17% – в местных отделениях. Наиболее серьёзные изменения – свыше 30% – прошли в таких регионах, как Чеченская Республика, Республика Тыва, Республика Коми, ряде других регионов. Одним словом, у нас сформированы сегодня по большому счёту наши структуры и штабные организации кампании, которая нам предстоит в 2015 году. Вы сказали, что эта кампания на самом деле будет крупнейшей. Будут избираться более 95 тыс. муниципальных депутатов. В истории Российской Федерации более 44 тыс. в единый день голосования ещё не избиралось, а это будет 95 тыс.! Это на самом деле будет крупнейшая кампания, по большому счёту старт федеральной кампании, которая пройдёт в 2016 году. Наши штабы сформированы, они готовы к выполнению тех задач, которые сегодня будут поставлены на расширенном совместном заседании, и тех задач, о которых говорил Президент Российской Федерации, наш лидер, в рамках Послания, и, конечно же, к мобилизации в силу тех внешних причин, которые есть. Поэтому, Дмитрий Анатольевич, я прошу Владимира Абдуалиевича сказать о тех задачах, которые определила для себя наша фракция в рамках законотворческого процесса, а дальше мы по плану, который у нас сформирован, предложим нашим коллегам высказаться. Спасибо!

<…>

Воссоединение Крыма и Севастополя – это особое событие в этом году. У нас сегодня присутствует секретарь регионального отделения Крыма Константинов Владимир Андреевич, ему слово.

В.Константинов (секретарь Крымского регионального отделения партии «Единая Россия»): Уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемые коллеги! 2014 год для Республики Крым, конечно, стал годом испытаний, годом свершений и, конечно, годом побед. Искренний порыв крымчан, мужественный порыв, поддержанный всем народом Российской Федерации, руководством России, лично Вами, Дмитрий Анатольевич, Президентом Российской Федерации Путиным Владимиром Владимировичем, превратился в большую победу всего нашего русского мира. Но после этого мы попали совершенно в другую эпоху и жизнь у нас начала измеряться совершенно другими категориями. За эти девять месяцев мы прожили совершенно новую жизнь, и я думаю, что в моей жизни это впервые, да и в жизни каждого крымчанина.

Что сделано за этот период? За этот период мы стали наконец-то республикой – те полномочия, которых мы долго не могли добиться от Украины, находясь в её составе, мы получили в полном объёме и начали с энтузиазмом реализовывать. За этот период мы приняли более 130 законов, провели досрочно выборы в местные органы власти и в региональные власти, сформировали свой парламент и начали фактически уже новый этап нашей жизни. Что сделано из «дорожной карты»? Многое из того, о чём мы вместе с вами, кстати говоря, определялись сразу после референдума и назвали это «дорожной картой», уже реализовано, некоторые вещи у нас произошли быстрей, чем мы планировали. Например, проведение тех же выборов мы планировали в 2016 году, потом было принято совершенно правильное политическое решение на местном уровне, мы всё это сделали, и теперь уже вся власть абсолютно легитимна и выбрана, сформирована по законам Российской Федерации.

Но переходный период сам по себе как явление, правовое явление, является крайне сложным форматом, вы это тоже понимаете. Те вопросы, с которыми нам приходилось и приходится сталкиваться, никогда не решались ни одним народом ни на одной территории, поэтому мы все идём как бы  наощупь, вместе решая эти проблемы.

Что у нас не получилось пока, и мы попросили в силу объективных обстоятельств решить эти вопросы? Это в первую очередь проблемы, касающиеся отдельных пунктов законов или отдельных положений. Иногда это могут быть ведомственные нормативные акты, или постановления Правительства, или делегирование отдельных норм законов для решения на региональном уровне, для того чтобы ни одно наше предприятие, ни одна наша отрасль не пострадала, ни одно крымское предприятие, люди не почувствовали себя дискомфортно.

Что я имею в виду? Просто приведу один пример: например, в Крыму 162 открытых рынка, а в Российской Федерации их давно нет, и на решение этой проблемы в России ушло девять лет. Мы просим продления этого периода, и этот вопрос сейчас находится в стадии работы.

У нас выстроились взаимоотношения с Государственной Думой, с Федеральным Собранием, с Правительством. Я надеюсь на Вашу дальнейшую поддержку в решении этих и других вопросов. Большое Вам спасибо!

<…>

С.Неверов: Дмитрий Анатольевич, ещё одна значимая сфера – социальная, где сейчас идут серьёзные преобразования, поэтому мы предлагаем дать слово представителю этой сферы Головушкиной Лидии Владимировне, директору государственного учреждения социального обслуживания Московской области «Егорьевский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов». Пожалуйста, Лидия Владимировна!

Л.Головушкина (директор Егорьевского центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов): Уважаемый Дмитрий Анатольевич, я представляю одно из многочисленных направлений социальной сферы – социальную защиту населения, являюсь директором социального учреждения Московской области. Учреждение является базовым по реализации инновационных направлений работы в социальном обслуживании. За последние годы в сфере социального обслуживания Московской области накопился хороший, добрый опыт социальной работы и обслуживания, основанный на традиционных и инновационных формах, которые сегодня очень востребованы обществом. Ни для кого не секрет, что сейчас социальная сфера находится в процессе модернизации, появляются всё новые и новые нововведения, и это связано с вступлением в силу с 2015 года закона о социальном обслуживании граждан Российской Федерации – 442-го. Благодаря данному закону появляется возможность формирования полноценного рынка социальных услуг, так как на рынок придут не только государственные учреждения, но и негосударственный сектор. Это очень положительно, потому что будет развиваться здоровая конкуренция и основными индикаторами в социальном обслуживании будут являться эффективность и качество социального обслуживания, которые помогут и сформировать рейтинг социальных учреждений, и сделать независимую оценку, когда наш клиент, получатель социальных услуг, сможет самостоятельно, обоснованно сделать выбор того или иного поставщика социальных услуг. И в то же время мы понимаем, что с введением нового закона появляются новые проблемы, новые задачи стоят перед нами, достаточно сложные.

Хотелось бы сказать, что недавно проходил четвёртый съезд социальных работников и социальных педагогов, он состоялся в Доме правительства Московской области, там собрались делегаты из всех регионов Российской Федерации. Этот съезд показал, что у всех регионов имеются общие вопросы, требующие более детального обсуждения, анализа, изучения социальных практик, обмена опытом, тиражирования методической литературы. И от имени руководителей социальных учреждений мне бы хотелось к Вам обратиться с просьбой, чтобы в 2015 году под эгидой «Единой России» был организован форум социальных работников России.

Спасибо за внимание!

С.Неверов: Спасибо.

<…>

Д.Медведев: Хорошо. Спасибо большое, коллеги.

Во-первых, пользуясь этой возможностью, ещё раз хотел бы поблагодарить коллег – депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации за то, в каком режиме мы сейчас работаем. Это очень важно. Вы правильно сказали, Владимир Абдуалиевич (обращаясь к В.Васильеву), можно, конечно, долго разглагольствовать о процедурах, о том, что там что-то украдут или ещё что-то, но если ничего не делать, то мы просто погрузимся в пучину проблем. То, что мы в таком режиме работаем, означает только одно: у нас есть эффективная система власти. Давайте вспомним 1990-е годы: если такие вещи происходили в 1998 году, можно было так работать с Государственной Думой? Невозможно! Почему? Не было большинства. Нужно было уговаривать, нужно было принимать какие-то экстраординарные меры, чтобы протащить совершенно элементарный закон, а цена этому закону – стабильность.

Слава богу, что у нас сейчас есть возможность так работать. Сколько бы ни критиковали наши законодательные органы за то, что у нас там много депутатов «Единой России», но это даёт возможность решения принимать. Людям-то на самом деле абсолютно всё равно, были ли до этого какие-то сложные дебаты или нет, главное, что решение принято и исполнено. А в таких условиях, как сегодня, это исключительно важно, поэтому давайте и дальше так продолжим, если это потребуется. Но, конечно, правила будем соблюдать, это очевидно абсолютно для всех, кто здесь присутствует.

Ситуация, безусловно, трудная, тем не менее мы всё равно должны смотреть вперёд, заниматься исполнением Послания Президента, наших программных документов, тех указов, которые ещё в 2012 году принимались, с некоторыми корректировками, но тем не менее это необходимо делать, точно так же как у Правительства есть своя программа действий до 2018 года.

Здесь коллеги сделали целый ряд предложений, в том числе Владимир Сергеевич Груздев говорил о поддержке малого бизнеса. Я абсолютно согласен, что даже вот в таких условиях мы должны сделать всё, чтобы малый бизнес развивался. Целый ряд предложений, который прозвучал, мы, конечно, проанализируем. Вот вы говорили про распространение соответствующих правил не только на индивидуальных предпринимателей, но и на юридических лиц, отвечающих критериям малого бизнеса. У нас, напомню, есть такие подходы на Дальнем Востоке по отдельным направлениям. Давайте посмотрим и на эту ситуацию. Конечно, для нас важно найти баланс между сохранением налоговой базы основной, за счёт которой государство живёт, и льготами, которые для малых предпринимателей существуют, но в любом случае эти каникулы помогут.

В отношении того, чтобы не регистрировать предпринимателей, а выдавать только патент. Знаете, юридическая процедура регистрации необходима всё-таки, так во всём мире устроено, но в чём я могу с вами согласиться, что точно нужно сделать, особенно по нашим «дорожным картам», которые Правительство приняло. Чтобы это был один акт, то есть ты получаешь и регистрацию государственную, и тебе патент выдают. Вот это нормальная абсолютно история, так и нужно будет делать.

По сетям проблема большая, естественно, будем работать совместно с руководителями регионов, руководителями энергетических компаний.

Насчёт скидок для малых предприятий по штрафам – такая достаточно спорная идея, потому что нельзя всех делить на только малых и немалых. В Библии сказано, что нужно отделить агнцев от козлищ, но в данном случае, я уж не знаю, малые предприятия – агнцы, а крупные, что, козлищи? Во всяком случае нужно просто подумать, каким образом бремя для малых предприятий сделать посильным.

По кредитной ставке. Мы все понимаем, в каком положении находимся. Вы упомянули ставку рефинансирования. Напомню, её сейчас уже нет. У нас есть ключевая ставка Центрального банка, которая определяется несколько иначе и которая в настоящий момент в силу вполне известных причин очень высокая. Хотел бы просто и с этой трибуны сказать: мы, то есть Правительство Российской Федерации, как и Центральный банк, исходим из того, что это абсолютно временная мера, направленная на стабилизацию ситуации на валютно-денежном рынке. Мы прекрасно понимаем, что 17% с лишним – это очень сложная история. Как только для этого будут созданы условия, я надеюсь, что ключевая ставка пойдёт вниз. Мы для этого будем предпринимать всё необходимое.

Земли сельхозназначения. Знаете, у меня такое ощущение, что это какая-то вечная тема. Мы всё время говорим, говорим об этом, что нужно налогом дополнительным их облагать. Давайте сделаем этот шаг вперёд. Но только его нужно сделать так, чтобы всё-таки не лишить собственников, которые чем-то занимаются, их права. Я согласен, что экономический механизм через налогообложение лучше, чем просто изъятие земельных участков. Давайте вместе поработаем с коллегами из Государственной Думы, для того чтобы создать наконец работающий, нормальный документ.

Владимир Андреевич Константинов сказал по поводу принятия законодательных актов на уровне Российской Федерации для интеграции Крыма, то есть Республики Крым и Севастополя, в законодательное поле нашей страны. 59 законов в общей сложности было принято для этого, огромное количество подзаконных актов. Но мы все реальные люди, понимаем, что жизнь есть жизнь, естественно, нужно предпринять все необходимые усилия для того, чтобы это законодательное поле было совершенным, чтобы никого не поставить в дурацкие условия, чтобы все, кто живёт в Крыму, получили возможности пользоваться правилами Российской Федерации без какого-то избыточного напряжения.

Давайте это обсудим, но при понимании того, что переходный период не может быть бесконечным, у нас есть понимание того, когда он заканчивается. Какие-то решения придётся принять быстрее, где-то, может быть, сдвинуться. Но это такая техника скорее, базовые документы уже приняты.

Наконец, то, что говорила Лидия Владимировна по законодательству о социальном обслуживании, по тому закону, который мы приняли: я думаю, это хорошая идея – провести форум социальных работников, давайте это сделаем. Их много, эти люди несут колоссальную нагрузку, а работают за небольшие деньги и выполняют важнейшую миссию в стране. Давайте, если мы договоримся, я с удовольствием выступлю на этом форуме.

И вот что ещё хотел сказать. Владимир Абдуалиевич (В.Васильев) говорил в отношении того, чтобы провести в Грозном форум по вопросам антитеррористического законодательства и вообще борьбы с терроризмом. Если Рамзан Ахматович (Р.Кадыров) пригласит всех, можно эту идею обсудить. Мне кажется, это действительно очень хороший пример, уникальный, в истории борьбы с терроризмом, когда в таком темпе и с такими успехами, по сути, была возрождена целая республика.

Дорогие друзья, ситуация, конечно, трудная, но я абсолютно уверен, что у всех здесь присутствующих никакой безысходности нет и быть не может, наоборот, больше драйва, больше куража, для того чтобы работать. Я напомню, что наша страна ведь всегда выходила из таких передряг сильнее. Чем сильнее давление, тем, естественно, мощнее сопротивление. Это такое испытание, которое, может быть, нам было нужно. Мы тоже за последнее время так немножко размякли под влиянием разных обстоятельств, и вот сейчас пришла пора собраться. Одно хочу сказать: пусть никто не надеется на то, что наша страна окажется отброшенной на обочину мирового развития в результате того, что происходит. А такие надежды есть: превратим Россию в государство-изгой, и пусть они там где-то телепаются в нижних строчках. На это никто не должен надеяться. Этого не будет никогда.

Сколько раз вводили санкции против нашей страны в прошлом веке? Я неоднократно об этом говорил в различных интервью и так далее: огромное количество раз. Ни одна эта идея, ни одно это решение не принесли никаких плодов. Никаких плодов! Включая даже строительство газопровода Уренгой – Помары – Ужгород. Газопровод есть, по нему газ идёт. Пытались трубы не давать, ещё что-то…

По Китаю, самый красноречивый пример. В 1989 году что у них происходило? Ну и где сейчас Китай? И где те санкции, которые вводили государства?

Реплика: А Куба?

Д.Медведев: Куба!

Санкции никогда ничего не приносят. Вот и мы должны собраться и сделать то, что сделали наши отцы и деды в прошлом веке, и то, что сделали другие успешные государства. Мы должны так поступить, и мы всё это сделаем. А партия должна работать как часы.

Спасибо вам большое! И до встречи!